Демократизация, онлайн, выход в массы: как пандемия изменила российский арт-рынок
Авторы этого текста: выпускники лаборатории журналистики «Винзавода» Юлия Крышевич, Татьяна Рыжкова, Полина Фищенко, Филипп Смирнов, Екатерина Трещинкина, Мария Мартынова
Что нужно понимать, покупая работы современных российских художников?
Дмитрий Ханкин
совладелец галереи «Триумф»
Искусство сильно подешевело, давайте смотреть правде в глаза. Подорожает ли оно обратно, не уверен. Основная проблема экономики российского арт-рынка — отсутствие высоких цен. В ближайшие два-три года цены могут остаться на прежнем уровне, не поднимутся. Никаких взлетов, пиков на рынке современного искусства не предвидится.
Анна Нова
владелец галереи Anna Nova
Современные художники остаются заложниками своих коллег по цеху XX века. Многие коллекционеры считают, что гораздо безопаснее вкладываться в искусство, «проверенное временем», поэтому активно развивается вторичный рынок, где даже не самые сильные работы художников XX века считаются предпочтительнее, чем современные ведущие авторы. Чтобы преодолеть этот стереотип, нужна широкая просветительская деятельность, надо больше рассказывать и показывать современное искусство, чем мы и занимаемся.
Марина Гисич
владелец Marina Gisich Gallery
Если есть желание узнать, что происходит в галереях Москвы или Питера, это можно сделать за один вечер, не выходя из дома. Конечно, ничто не заменит поход на выставку, когда ты смотришь проект вживую и общаешься с художником и галеристом. Но теперь у зрителя есть выбор, а галеристы должны быть профессионалами и онлайн, и офлайн.
Анастасия Карнеева
совладелец компании Smartart
В России собирать искусство относительно недорого, тогда как на западном рынке это может позволить себе далеко не каждый.
Что произошло с рынком современного российского искусства за время пандемии?
Софья Троценко
президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод»
Демократизация современного искусства. Появление доступных вариантов, например, таких как тиражное искусство. Развитие онлайн-сервисов и прочие возможности для быстрого погружения постепенно вывели арт-рынок на более массовый уровень. Важным событием 2020 года стало объединение галерей современного искусства и осознание себя как сообщества, которое оформилось в Ассоциацию галерей (АГА). Среди первостепенных задач АГА — систематизация проблем рынка, налаживание механизмов сотрудничества с государством, анализ барьеров и включение в международный культурный процесс. Сегодня в АГА 18 участников, среди них есть и опытные игроки, и молодые галереи.
Дмитрий Ханкин
Хотя мы наблюдали некоторое оживление онлайн, оно было несущественным и сводилось скорее к погрешности. Что касается современного искусства, то здесь пандемия повлияла больше на состояние умов. Некоторые вещи, которые исследует современное искусство, вдруг стали виднее для успешных, больших, занятых и оказавшихся запертыми дома людей. Это даже важнее показателей продаж.
Искусство, выросшее на улице: как пандемия отразилась на стрит-арте
Маргарита Пушкина
владелец ярмарки современного искусства Cosmoscow
Летом, в разгар пандемии, ярмарка Cosmoscow запустила платформу TEO по продаже искусства онлайн. В сентябре с большим успехом прошла ярмарка Cosmoscow, мы наблюдали высокий уровень продаж. Результаты были впечатляющими даже по сравнению с предыдущими сезонами Cosmoscow, несмотря на особые условия, в которых проходила ярмарка.
Елена Белоногова
совладелец арт-платформы Cube.Moscow
Примерно то же, что и с мировым, — стремительный переход в онлайн, раскрытие цен и общее повышение прозрачности, что привело к притоку новых молодых покупателей. По моей инициативе при поддержке других участников рынка галереи получили право на частичное возмещение затрат на участие в ярмарках от Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы.
Анна Нова
Все больше людей понимают, что современное российское искусство покупать не только выгодно, но и прогрессивно. Несмотря на то что 2020 год стал травмирующим для сфер искусства и культуры, он открыл множество новых возможностей. В игре остались те участники рынка, которые смогли оперативно изменить свою работу с покупателем, используя новые инструменты. Стали активно работать с онлайн-платформами, запускать новые цифровые проекты, в том числе и просветительские. Например, мы запустили online artist talks, знакомили аудиторию галереи с нашими художниками и их работами.
Максим Боксер
арт-дилер, создатель fb-группы «Шар и крест»
Несмотря на то что суммарно весь наш рынок легко сопоставим со стоимостью одного произведения крупного западного художника, мы все-таки можем говорить о нем с любовью и даже гордостью — слишком много сил и людей задействовано в его жизни, рано или поздно все заработает. В 2020 году благодаря непредвиденному стечению обстоятельств произошел долгожданный сдвиг в сторону демократизации рынка, и наконец можно говорить о его существенном расширении.
В пять раз дороже за 10 лет: как выгодно инвестировать в молодых художников
Марина Гисич
Большой плюс, что мы не закрыты, как вся Европа, а продолжаем работать. Например, ярмарка Cosmoscow стала одной из лучших ярмарок за все время, такого ажиотажа и желания купить искусство не было давно.
Николай Палажченко
представитель ярмарки современного искусства Art Basel в России
Самым важным процессом стала демократизация арт-рынка. Активно развивались онлайн-форматы продажи искусства, и появилось много новых игроков, которые повлияли на экономические модели, цены, и способы приобретения искусства. Диджитал-рынок играет огромную роль, и все большую при создании новых форматов поведения игроков на рынке искусства. Много российских покупателей заинтересовались зарубежным искусством и стали его покупать, прежде всего на онлайн-платформах, мы это видим по продажам на Art Basel Online Viewing Rooms, которые были очень успешны в 2020 году.
Владимир Овчаренко
владелец галереи Ovcharenko и аукционного дома Vladey
Участникам российского арт-рынка пришлось пересмотреть обычные бизнес-модели, запустить новые тренды. Больше всего пострадали ярмарки и музеи, аукционам и галереям было проще. Vladey начиная с марта 2020 года целиком перешел на онлайн-формат и провел 39 торгов с общей выручкой 472 млн рублей. Расширилась география покупок, появились впечатляющие аукционные результаты, новые имена художников — пессимистичные прогнозы не сбылись.
Анастасия Карнеева
На российском рынке последствия пандемии отразились в меньшей степени. Это связано с тем, что он все еще в стадии развития. Глобальные процессы на такие рынки влияют мало. В Москве с большим успехом прошла ярмарка Cosmoscow, она наглядно показала, как люди соскучились по искусству. Для рынка ярмарка послужила катализатором продаж.
Как будет развиваться российский арт-рынок в будущем?
Софья Троценко
Искусство ждет все то, что мы не смогли сделать в 2020 году, и даже больше с появлением онлайн-реальности. Продолжится переосмысление форматов взаимодействия с современным искусством, у индустрии появятся новые герои и проекты, инициатором некоторых из них выступит в том числе и Фонд поддержки современного искусства «Винзавод».
Дмитрий Ханкин
Рынок как развивался, так и будет развиваться — скачками. Будет меняться традиционный формат деятельности институций и галерей — в общем-то, он уже мертв. В целом изменения настолько малозначительны, что вряд ли могут быть долгосрочными. Траектория развития российского арт-рынка находится в прямой связи с развитием российской экономики. На траекторию последней я, как человек с высшим экономическим образованием, смотрю трезво: она зигзагообразная, с серьезными откатами назад, с удешевлением активов.
Маргарита Пушкина
Я наблюдаю появление молодых галерей совершенно нового типа. Российские галереи все чаще попадают на международные ярмарки, например на Liste Art Fair и Frieze London. Это не только положительный опыт, но и возможности для продвижения и дальнейшей популяризации российского искусства в мире.
Елена Белоногова
Как ни странно это звучит, рынок станет более массовым. Мы увидим появление новых платформ для приобретения произведений искусства и коллекционного дизайна. Появятся новые аукционные дома как в формате онлайн, так и офлайн. Часть галерей перейдет в формат pop up — откажется от постоянного пространства в пользу временных выставок.
Анна Нова
Все больше крупных компаний задумываются о создании корпоративных коллекций, появляются новые коллаборации известных брендов с российскими художниками, рестораны хотят видеть в своих интерьерах работы современных художников. Все это результат долгой и методичной просветительской работы, которая началась задолго до пандемии, но только усилилась во времена карантина.
Максим Боксер
За прошлый год навсегда сломаны стереотипы и преодолены комплексы, мешавшие покупателю чувствовать себя комфортно, появились новые, ясные и простые формы коммуникации между художником и коллекционером, и в этих условиях возникли сотни новых потребителей: коллекционеров, любителей, дизайнеров и просто единичных покупателей. В этой фразе самое важное слово «навсегда», оно вселяет надежду на то, что привычка смотреть, выбирать и покупать произведения искусства станет массовой, и это изменит весь образ жизни нашей не слишком визуальной страны.
Николай Палажченко
С повальным уходом в онлайн обесценились традиционные процессы и инструменты арт-рынка. Торговля через инстаграм, снижение роли галерей, информационный хаос — мне кажется, это скорее негативные тренды. В ближайшие годы большие игроки создадут альтернативные способы структурирования рынка, распространения искусства и новые площадки.
Миллионные продажи: 20 самых дорогих современных художников России
Миллионные продажи: 20 самых дорогих современных художников России