Схватить на лету: 5 компаний, которые начали выпускать «противовирусные» товары
Производство санитайзеров и масок в ситуации пандемии — не только польза для общества и вклад в борьбу с распространением вируса, но и возможность сохранить свой бизнес, когда продажи основной продукции падают, а офлайн-магазины закрываются. Проще всего на выпуск антисептиков перейти оказалось производителям косметической продукции, у которых есть свои технологи, а также нужные мощности и компоненты. Однако им пришлось столкнуться с отсутствием упаковок, которые до эпидемии поставляли из Китая, и ростом цены на спирт.
Защитные маски в эпоху карантина и самоизоляции из медицинского изделия и вовсе превратились в модный аксессуар. За их производство взялись как модные дома и производители одежды (Louis Vuitton, Uniqlo, Hello Kitty), так и автомобильные бренды (Lamborghini, BMW) и крупные ретейлеры, например IKEA. Свой вклад внесли и звезды шоу-бизнеса — в России, к примеру, можно купить маску Little Big. И если некоторые бренды шьют маски для того, чтобы бесплатно снабжать ими больницы, то другие наоборот, видят в этом возможность заработка. Как оказалось, люди готовы платить за маску с узнаваемым логотипом — теперь это часть образа и стиля, а не просто средство защиты при походе в магазин. Впрочем, у этой готовности есть предел. Так, на Кети Топурия, которая продает маски по 1500 рублей за штуку, в соцсетях обрушился шквал критики. Мы изучили самые разные кейсы «интеграции» вируса в женские бизнесы.
Анастасия Черданцева
Генеральный директор MIXIT «Лаборатория современной косметики»
Основная продукция: косметика
«Противовирусная» продукция: санитайзеры, защитные маски
Стоимость: защитная маска — от 195 рублей, санитайзер — от 245 рублей
С 16 марта MIXIT выпускает только антисептическую продукцию. По нашим примерным оценкам, мы потеряли более 60% оборота. Сейчас мы реализуем выпущенную до карантина продукцию, а также антисептические товары.
Мы практически сразу переориентировали производство, когда увидели острую необходимость в санитайзерах. Было много запросов от потребителей, а также от благотворительных фондов. Мы видели, как многие производители и дистрибьюторы подняли цены на антисептические товары, и хотели предложить оптимальный вариант для покупателей.
Несмотря на огромную инфляцию на рынке сырья, мы считаем своей миссией сохранить «докризисные» цены на продукты, примерно 245 рублей за 50 мл. Так как мы уже выпускали антисептики, наша задача — производить аналогичный продукт, но в более экономичной упаковке и по доступной цене в бесперебойной реализации для всех.
Мощность нашего производства — 20 тысяч единиц антисептиков в день. В неделю получается выпускать 140-150 тысяч штук. По разным каналам у нас ежедневно приобретают по 15-17 тысяч санитайзеров.
Так как у нас свои материально-техническая база, лаборатория, технологи, отдел разработки и производственный комплекс с оборудованием, мы за два дня переписали формулу, подобрали сырье, проверили продукт, реализовали дизайн и заказали этикетку. Мы оперативно зарегистрировали продукт в инстанциях, чтобы начать продавать.
Самое сложное в выпуске антисептика — это поставки сырья, особенно изопропилового спирта — основного компонента для создания антисептических средств. Цена на него выросла с 70 рублей за литр до 600-700 рублей. Разумных объяснений этому нет, мы наблюдаем не совсем рыночный подход со стороны поставщиков спирта. Поставки упаковки для антисептиков расписаны на много месяцев вперед. Это происходит из-за огромного объема заказов и объема выработки. Мы стали использовать в качестве тары упаковки для косметических средств, которые у нас были в наличии.
Продукция будет выпускаться до тех пор, пока она востребована в рамках борьбы с вирусом, но мы уверены, что у потребителей после стабилизации ситуации будет более осознанное отношение к гигиене в общественных местах, на работе и спрос на данные антисептики останется выше по сравнению с докризисной ситуацией.
Яна Виндзор
Основатель марки Winsdor’s Soap
Основная продукция: ароматические товары для дома, сделанные вручную
«Противовирусная» продукция: санитайзеры
Стоимость: 4290 рублей за 1000 мл
Карантин сказался на бизнесе положительно. Люди стали больше времени проводить дома, а когда они заперты наедине со своими семьями, становится важна «погода в доме» — и именно про нее и для нее я придумала свой бренд. У нас вообще нет офлайн-магазинов, но есть огромное количество заказов. То есть у нас изначально был выстроен весь онлайн-сервис.
Мы начали производить санитайзеры в удачное время с точки зрения бизнеса: они закончились во всех аптеках, и наши клиенты стали писать, чтобы мы их выпустили. Мы решили сделать не просто обычные санитайзеры, а такие, которые бы делали свою работу, но при этом «дружелюбно» относились и к коже.
Мы с технологом протестировали несколько формул, которые создавались на основании рекомендаций ВОЗ, увеличили количество спирта, добавили перекись водорода, а также разные полезные ухаживающие добавки. Протестировав формулу, мы очень быстро закупили упаковку. Мы столкнулись с тем, что вещи, которые раньше предназначались для ношения в сумке, сейчас должны приобретать гигантские размеры — наш санитайзер в самом большом объеме продается в литровой стеклянной огромной бутылке.
Мы используем медицинский спирт, который не обладает резким запахом, а также у нас в санитайзере много ухаживающих добавок. Все вместе это оправдывает чуть большую цену.
Запуск был довольно прост для нас, потому что у нас уже был похожий продукт. Назвать точную сумму на производство я не могу, потому что, во-первых, у нас на старте уже была часть материалов, а во-вторых, мы продолжаем модернизировать упаковки и формулу, — но она точно уже несколько раз «отбилась».
Ситуация, скорее всего, продлиться еще долго и, к сожалению, санитайзеры будут оставаться востребованным продуктом и дальше. Мы не будем выводить их из ассортимента, но когда спадет волна, уменьшим «дозу» — вряд ли кому-то нужен в обычной жизни литр санитайзера.
Валерия Чекалина
Основательница и основной учредитель косметического бренда Letique
Основная продукция: косметика
«Противовирусная» продукция: санитайзеры
Стоимость: бесплатно при заказе
Наш бизнес состоит из онлайн-продаж и 75 магазинов в регионах: 13 своих, остальные по франшизе. Также у нас есть 333 оптовых представителя в разных городах. Примерно 60% выручки приходило от франшизы и опта. После того как в один день закрылись все торговые центры, франшизы и оптовики перестали закупать товары. Основные продажи сейчас проходят через сайт, и они выросли примерно на 100%. Сейчас потеря выручки составляет 35% от оборота.
Целенаправленно продукцию, защищающую от коронавируса, мы не выпускали. Мы решили проявить социальную ответственность, заботу о клиентах, поэтому при каждой покупке мы дарим антисептик. Мы не хотим наживаться на этом, хотя могли бы продавать антисептик по 400-500 рублей и его бы разобрали за два дня.
Так как границы с Китаем закрыты еще с февраля, а 90% тар, которые используются в косметической продукции идут именно оттуда, в России сейчас нет тар, дозаторов, крышечек. Это было для нас главной проблемой. Все, что мы смогли найти, — баночки 30 мл, которые продавались в 2,5-3 раза дороже, чем они стояли до пандемии. Затем производство объявило конечную цену и, когда надо было забирать товар, эта цена выросла в 2,5 раза, потому что подорожали тара и спирт. До последнего не было понимания отдадут нам товар или нет.
Антисептик — примитивный продукт, в составе только спирт, глицерин, вода и отдушка. Мы запросили состав с глицерином, чтобы антисептик не сушил кожу, и выбрали цитрусовую отдушку. Благодаря слаженной большой команде на создание ушло около трех дней, еще неделя — на получение сертификата.
Производство предлагало нам сделать антибактериальные средства, но мы отказались, ведь это не наш основной профиль и нет никакого желания набивать себе карманы на сложившейся ситуации и панике людей.
После пандемии свои магазины мы сохраним, но франчайзи оформляли для покупки франшизы кредиты. В нынешних условиях мне кажется, что 20% наших франчайзи, скорее всего, не переживут эту ситуацию. Мы, со своей стороны, не можем подпитать их деньгами, ведь мы не огромная корпорация, поэтому, скорее всего, мы будем предлагать выкупать их места, чтобы они остались хоть с какими-то средствами. В марте мы должны были запустить продажи в США и ЕС, даже зарегистрировали там свой бренд, но в связи с ситуацией все планы отложились в долгий ящик. Надеюсь, что в течение месяца-двух все это закончится и мы начнем покорять новые для нас рынки.
Елена Сердюкова
Создатель бренда #byElenaSerdyukova и основатель/бренд-шеф студии Лавка Елены Сердюковой (Л.Е.С.)
Основная продукция: цветы
«Противовирусная» продукция: многоразовые защитные маски
Стоимость: 100 рублей
Буквально за пару недель до начала эпидемии в Китае мы с мужем воплотили давнюю мечту — открыли салон цветов. Чем дальше развивалась ситуация с вирусом — тем хуже становились продажи. Мы предположили, что до России эта ситуация тоже докатится и начали корректировать закупки. Мы объявили скидки и распродали остатки. Ушли в онлайн-торговлю, но продажи стали почти нулевыми. Это логично, цветы не товар первой необходимости.
Первые несколько дней мы сидели на самоизоляции, а потом столкнулись с отсутствием в аптеках медицинских масок. Тогда я решила сшить для себя и родных несколько защитных масок барьерного типа: у меня был большой запас тканей, так как до салона я занималась индивидуальным пошивом.
Друзья начали спрашивать, почему я не отшиваю маски на продажу. Я видела, какие проклятия сыпятся на людей, которые отшивают подобные маски и продают их, и не хотела в это ввязываться. Вопросов становилось больше, меня начали просить сшить маски в личных сообщениях, и я в тот же вечер приняла решение и отшила первую маску с вышивкой «Не болей».
Мы оценили стоимость одной многоразовой маски всего в 100 рублей, и нам сразу начали поступать заказы. Я поняла, что смогу поддержать финансово не только семью, но и сотрудников. «Цех» мы открыли в квартире, сотрудников развозим на личном авто, соблюдая все меры предосторожности.
Ткани из запасов кончились на второй день. Мы уже дважды их докупали. В команде у нас два курьера, которые на машинах развозят маски, один закройщик и три швеи. Если говорить о цифрах — изначально на все ушло около 15 000 рублей. В день мы отшиваем 150-200 масок.
Наш выбор — помогать людям. Не наживаться на ситуации, не «кормить» перекупщиков. Как только пройдет эпидемия, мы снова откроем салон цветов, но я думаю, маски еще долго будут актуальны. Я не паникер, но мое мнение: бизнес не стоит жизней. Малому бизнесу тяжело, но из любых долгов можно выйти, главное — не опускать руки.
Мария Смирнова
Основатель бренда INSHADE, главный дизайнер бренда
Основная продукция: одежда из шелка, хлопка, шерсти и новейших материалов
«Противовирусная» продукция: многоразовые защитные маски
Стоимость: 1000 рублей
Мы вернулись с Недели моды в Париже и попали на двухнедельную самоизоляцию. Наши иностранные партнеры стали писать панические письма о ситуации и просили об отсрочке платежей за полученные поставки. Частные клиенты к этому моменту уже сами оказались на карантине и не могли приходить в шоурум. Мы продолжали выполнять полученные заказы, но работать стало гораздо сложнее и страшнее.
Мы сделали маски для себя, для нашей команды. В магазинах не было одноразовых и многоразовых масок, а нам нужно было встречать в шоуруме стилистов и иногда оказываться в общественном транспорте. Мы мгновенно стали получать запросы на производство масок от наших друзей и клиентов. Постепенно мы стали делать маски по запросу. Сейчас мы дарим маску к любой покупке из нашего онлайн-магазина. Отдельно их тоже можно купить за 1000 рублей.
Мы начали производство масок своими силами. Используем шелковые и вискозные ткани с авторскими принтами. Важным был для нас вопрос цены для покупателя. Мы ни в коем случае не хотели спекулировать на панике и чрезвычайной ситуации, для нас была важна этичная позиция. Мы понимали, что в момент кризиса наша компания не может, к сожалению, предложить вариант благотворительной деятельности, потому что мы сами оказались в сложной ситуации. Поэтому для нас была важна комфортная для покупателя цена, которая позволяла бы и нам получить минимальный заработок. В итоге проект позволяет нам поддержать работу креативной команды и становится этичным и ответственным — мы не перепроизводим лишнее количество, используем ткани, которые уже есть в наличии.
Это чудовищный кризис и страшное испытание для современного общества и в частности для fashion-бизнеса. Мы будем производить маски, пока это будет пользоваться спросом и будет актуально. Есть ощущение, что наше общество уже никогда не вернется в состояние прекрасной и беззаботной наивности. Это испытание и стресс. Но мы держим удар. И ищем новые решения и пути.