Раньше мы говорили, что бизнес KFC строится на двух столпах — это курица и люди. А теперь на трех: к ним добавилась цифровизация. Кризис показал, что технологии нельзя недооценивать, и тот, кто был «по ту сторону баррикад», испытал большие трудности в своей операционной деятельности. KFC уже много лет целенаправленно трансформирует бизнес в цифровой, и в том числе это помогло нам продолжить реализовать долгосрочную стратегию развития без потерь — и даже запустить новые проекты, такие как «ресторан будущего» в Москве, а также открыть более 110 точек в России и странах СНГ (часть из них — в самый разгар пандемии).
В этом году фраза «друзья познаются в беде» стала как никогда актуальной, ведь именно трудные времена показывают, кто надежный партнер. Я уверена, что мы успешно прошли этот кризис благодаря взаимной поддержке с нашими франчайзи и поставщиками. Даже в самые сложные моменты мы всеми возможными способами выполняли свои обязательства, обменивались информацией и помогали друг другу. Ведь большая система функционирует только в том случае, если каждое звено работает, а в кризис ты передаешь по цепочке любую возможность выстоять. Как результат, отношения с партнерами стали еще крепче.
Нельзя не отметить усилия нашей большой команды: благодаря самоотверженности и поддержке каждого — от совета директоров, который 24/7 предлагал решения, искал возможности и находил их, до рядовых сотрудников, которые делали все, чтобы гости были довольны, — мы смогли найти внутренние ресурсы и двигаться вперед. Ведь растерять человеческий капитал и накопленные знания просто, а вот вернуть обратно, когда бизнес начнет расти, очень трудно.
Один из уроков 2020 года: в тяжелые времена люди готовы отдавать больше. Во время первой волны пандемии мы перевели большинство корпоративных благотворительных программ в онлайн-формат. При этом запрос от сотрудников на волонтерскую деятельность только увеличился: количество волонтеров в KFC выросло на 25%.
Думаю, у многих в этом году возникало желание бросить все и остановиться, но, как показал опыт, наши внутренние ресурсы значительно больше, чем мы думаем. Что интересно, именно эмпатия, эмоциональная вовлеченность и умение слышать — качества, чаще присущие женщинам, — стали важнейшими для управленцев.
Как руководитель я поняла, что нужно быть готовым к самым неожиданным событиям: когда строишь умеренные прогнозы, всегда нужно иметь под рукой и оптимистичный сценарий, ведь этап выхода из кризиса может наступить быстрее. На практике это открывает возможность отреагировать намного оперативнее других игроков рынка, а значит — восстановить или даже нарастить свою долю.
Какие итоги года я бы назвала?
Во-первых, KFC в очередной раз доказал, что это — сильный бренд. Мы достигли намеченных целей — 1000 ресторанов в России. Это огромное достижение наших партнеров, поставщиков и сотрудников.
Во-вторых, команда, с которой я работаю, — это команда мечты: амбициозная, с большими целями и сердцем.
В-третьих, мне очень повезло с начальником — ничто не делает нас сильнее, чем вера в нас и наши возможности.
Наконец, моя семья и мои друзья — самые лучшие на свете, без них все не было бы так круто.
Эмпатия и адаптивность: 8 антикризисных советов топ-менеджеру от главы KFC