Удержаться на плаву: семь главных трендов в топ-менеджменте
Корпорации подошли к той черте, где прежние бизнес-модели уже не работают, а новые еще не изобретены. Умение сделать так, чтобы большие компании экспериментировали так же активно, как маленькие и проворные, — самая ценная способность и отдельных лидеров, и команд в целом. В процессе экспериментов самое сложное для управленцев — умение признавать ценность ошибок.
Пока нет ясности, как «поженить» управление базовой бизнес-моделью и управление большими изменениями. Большинство компаний решили, что СЕО не может эффективно управлять и тем и другим. Тут нужен отдельный топ-менеджер, все чаще сейчас называемый директором по трансформации. Он, по сути, заменяет бывших директоров по цифровизации, директоров по стратегии. Но кто такой этот директор, каковы его ресурсы и как долго он может быть нужен — ответы на эти вопросы только формулируются.
Привычные модели управления отмирают
Теперь топ-менеджерам приходится адаптировать свои стили управления под сразу три-четыре очень разных поколения в одном коллективе. Сорокалетние коллеги — это представители поколения Х. Оно считается самым образованным, суперпрагматичным и слегка циничным. Х потеряли оптимизм беби-бумеров и нацелены на максимальные результаты. А поколение Z, которое только вошло в профессиональную жизнь, — оптимисты, с особенностями в виде короткой концентрации внимания и сильной потребности в высшей цели.
Мало кто умеет принимать во внимание различающиеся ценностные парадигмы разных поколений. Но все же появляются компании, которые помогают своим сотрудникам разобраться с их личными смыслами, например в Unilever проводят для этого специальные семинары, чтобы потом люди могли связывать собственные цели со значимостью работы именно в данной компании.
Одна из новых моделей управления основана на принципе экосистемы: когда организация открыта множеству партнерств, бизнес-проекты делаются командами, состоящими из внутренних и внешних участников.
Экспаты приезжают в Россию
Особенно этот тренд заметен на фармрынке. Как минимум в четырех компаниях (Sandoz, Teva, Roche, Allergan) на смену гендиректорам в России пришли экспаты. Причем с таких развитых рынков, как Франция или Италия. Это серьезный тренд, который говорит о том, что по-прежнему не хватает локальных талантов, и о том, что на фоне глобальных реорганизаций наш рынок стал привлекательнее для карьеры западных менеджеров.
Женщины выходят вперед
Женщины из России первыми выходят на глобальный рынок. Они более чувствительны и умелы в коммуникациях с иностранными коллегами, чем мужчины. На фармрынке яркими фигурами выступают генеральный директор «Санофи» Оксана Монж, генеральный директор Janssen-Cilag Катя Погодина, глава Astra Zeneca Ирина Панарина, управляющий директор по России компании Servier Яна Ростовцева. Потребительский сектор догоняет — Татьяна Ефремова управляет JDE, Светлана Обручкова — Royal Canine. А Татьяна Митрова стала первой россиянкой в совете директоров Schlumberger, одной из крупнейших публичных компаний мира. К слову, наших мужчин на этом уровне управления еще нет.
Значимость человека растет
Вроде бы должно быть наоборот — роботы, искусственный интеллект, тут не до человека. Но на самом деле растущая автоматизация акцентирует внимание на творчестве, смелости изобретать, интуиции, умении чувствовать клиента. А еще автоматизация поможет преодолеть ущерб, нанесенный индустриализацией, — потерю связи человека с результатами его труда, когда он стал винтиком массового процесса производства. Роботы займутся массовыми процессами. Сейчас становится все важнее понимать человека во всей сложности его личности — и как сотрудника, и как потребителя.
Поэтому активно развиваются такие услуги, как оценка персонала, эффективности команд, культуры организаций.
Привычный состав топ-команды меняется
Через несколько лет мы уже не увидим в топ-командах некоторых классических сегодня ролей. Уже сейчас некоторые роли серьезно меняются — например, HR-директор несет все больше ответственности за коммуникации и долгосрочные инвестиции в культуру организации, а административная часть работы отдается на аутсорсинг. Генеральный директор все больше фокусируется на сценариях развития бизнеса и людей, а не на операциях, и со временем именно к нему может перейти новый функционал HR-директора. Директор по маркетингу должен разбираться в аналитике и функционировании продаж, особенно в e-commerce. Со временем возможно полное слияние маркетинга и продаж в функционале одного управленца.
Потребительский рынок становится полигоном для проектов международных компаний
Благодаря ряду уникальных особенностей российского рынка глобальные компании готовы принимать решения о судьбе новинок на основе того, как они приняты российским потребителем. Например, крупнейшая табачная компания считает успешный запуск в России своей цифровой сигареты одним из пяти глобальных приоритетов, а один из мировых лидеров в производстве пива точно так же смотрит на запуск в России своей новой линии продуктов.
Так что успехи или неудачи на нашем рынке могут серьезно помогать или мешать глобальным карьерам топ-менеджеров.
В 2019 году эти тренды получат развитие, и, конечно, появятся новые. Чтобы использовать их во благо себе, необходимо решить, что и как влияет именно на вас. А затем инвестировать в нужные навыки и ресурсы, чтобы быть впереди конкурентов.