Повышение тарифов, навязанные услуги и торговля в кредит: от чего договор с брокерами не защищает инвесторов
Заместитель директора Высшей школы юриспруденции и администрирования Антон Селивановский совместно со студентами и выпускниками магистерской программы «юрист мирового финансового рынка» Высшей школы экономики (ВШЭ) провели исследование «Договорные отношения розничных инвесторов с профессиональными участниками». С ноября 2020 года по май 2021 года они анализировали типовые договоры более 20 крупнейших брокеров c розничными инвесторами, чтобы выяснить, чьи права, брокеров или инвесторов, они больше защищают. Среди них «Сбер», ВТБ, «Финам», «Тинькофф Инвестиции», БКС и др. Тексты договоров компании публикуют на своем сайте. Помимо этого они проанализировали декларации о рисках, тарифную политику, судебную практику и претензии розничных инвесторов к брокерам.
Какие выводы сделали исследователи
- Селивановский в презентации, с которой ознакомился Forbes, утверждает, что брокеры слишком агрессивно завлекают новых игроков рынка. Например, в рекламе инвестиционных услуг встречаются такие формулировки, как «инвестиции с потенциально высокой доходностью» или «инвестиции — это просто».
В США уже давно говорят о проблеме, которую можно назвать излишней геймизацией работы на фондовом рынке, говорит финансовый консультант FCP Financial Management Ltd Исаак Беккер. Он считает, что из-за этого инвестирование превращается в игру. «Лозунг «инвестиции — это просто» очень провокативный, потому что просто стало со своего смартфона перевести деньги на брокерский счет и купить акции Facebook или Amazon, но заработать на этом совсем не просто, большинство людей теряют свои деньги», — считает он.
У 12 из 20 брокеров, попавших в выборку, договор занимает более 50 страниц, у двоих — более 200 страниц, декларация о рисках состоит обычно из 12 страниц. По мнению Селивановского, договоры сложны для понимания даже для подготовленного инвестора, обычные же инвесторы, которых большинство, не имеют шанса разобраться в этих хитросплетениях и найти «узкие места». Например, в договорах нет понятия «розничный инвестор», вместо этого используется формулировка «инвестор, не являющийся квалифицированным инвестором», которая повторяется каждый раз. Такие формулировки сложны для понимания и только «утяжеляют» договор, считает Селивановский.
Во всех рассматриваемых договорах есть пункт, позволяющий брокеру в одностороннем порядке изменить правила обслуживания и тарифы. На вступление в силу новых тарифов отводится от одного до десяти дней.
Кроме того, во всех договорах есть пункт, позволяющий брокеру в одностороннем порядке расторгнуть договор и прекратить обслуживание данного клиента без объяснения причин.
У некоторых брокеров автоматически подключена маржинальная торговля, то есть с заемными деньгами. При этом все имущество клиента служит обеспечением для займа, а брокер в ряде случаев вправе продать бумаги клиента, не спрашивая самого клиента, для принудительного погашения займа.
Больше всего жалоб от розничных инвесторов поступает на перебои в работе инвестиционных приложений. Также в список самых распространенных претензий вошел мисселинг — когда клиенту предлагают получить высокую доходность, не указывая, что она не гарантирована, и не объясняя риски, навязывание дополнительных услуг, изменения размера и расчет комиссий, отказ в срабатывании стоп-лоссов, когда инвестор поручает брокеру продать ценные бумаги, если их цена начнет резко падать.
Синдром «мудрых стратегов»: почему женщины в России боятся инвестировать
К этому исследованию нужно отнестись очень внимательно, потому что фондовый рынок находится на пике, и в какой-то момент произойдет либо серьезная коррекция, либо крах, при котором миллионы инвесторов потеряют деньги, считает Исаак Беккер. «Я уверен, что 99% розничных инвесторов не читают договор полностью, они просто ставят галочку и заходят на рынок практически беспомощными, а потом расплачиваются за любые ошибки своими деньгами», — считает Беккер.
Чтобы решить проблему, ЦБ должен составить типовой договор, в котором будет показано, что можно, а чего нельзя, и главное, будет сказано, как защитить инвестора и как брокер будет возмещать свои промахи, считает Исаак Беккер. «Например, необходимо пояснить, что в случае сбоя инвестиционного приложения, виноват, конечно, брокер, потому что он предоставляет услугу, а инвестор и так уже рискует своими деньгами», — добавил он.
«Нам важна оценка специалистов с точки зрения сбалансированности таких договоров, где клиенты являются слабой стороной», — добавил президент Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексей Тимофеев.
Что говорят брокеры
Forbes направил запросы 20 крупнейшим брокерам и банкам, которые упоминаются в исследовании. В их числе «Тинькофф Инвестиции», БКС, «Атон», Альфа-банк, «Открытие», Газпромбанк, МКБ, «Система Капитал» и «Атол» (они отказались от комментариев). Райффайзенбанк, Промсвязьбанк, «Уралсиб», «Ренессанс», «Фридом Финанс», «Церих Кэпитал Менеджмент», «Кит Финанс», ITI Capital не ответили.
Те, кто ответил, считают, что клиент надежно защищен. К примеру, в пресс-службе Сбербанка Forbes сообщили, что одностороннее изменение тарифов является оптимальным для клиента и для брокера, так как подписание дополнительных соглашений с каждым клиентом крупного брокера сложно контролировать, а клиенту в таком случае придется постоянно подписывать документы о любых, даже самых незначительных и формальных изменениях.
Право отказаться от договора есть у обеих сторон, а большой объем документов обусловлен внутренними правилами и требованиями регулятора, добавили в Сбербанке. Претензии к рекламе в банке считают необоснованными — ключевой посыл рекламы инвестуслуг в том, что пользоваться услугами, например, доверительного управления удобно и просто, потому что все процессы по управлению берут на себя профессионалы, говорится в комментарии «Сбера».
Как Банк России запутал рынок и обвалил акции Сбербанка
«Мы стремимся прописать все возможные ситуации, которые могут возникнуть между брокером и инвестором, цели запутать клиента у нас нет, а сложные финансовые формулировки, к сожалению, неизбежны, но клиент всегда может обратиться в службу поддержки», — объясняет сложность и большой объем договоров глава «ВТБ Капитал Инвестиций» Владимир Потапов. По его словам, право брокера на одностороннее изменение тарифов нужно, чтобы «сразу всем клиентам без дискриминации были доступны новые продукты и сервисы». «Также у нас прописана процедура расторжения соглашения как по инициативе клиента, так и по инициативе банка, обе стороны находятся в равных условиях», — уверен он.
Упростить информацию и предоставлять ее в удобной для клиента форме — хорошая идея, считает руководитель управления развития клиентского сервиса ГК «Финам» Дмитрий Леснов. По его словам одностороннее расторжение договора необходимо в том случае, если клиент занимается потребительским терроризмом или находится в «серой» незаконной зоне. По словам Леонова практики скрытых тарифов были распространены в предыдущие годы, но в последнее время, в том числе благодаря саморегулированию профучастников, такие случаи практически не встречаются.
Что говорят ЦБ и биржа
Банк России в последний год особенно активно говорит о проблемах с защитой розничных инвесторов — по мере того, как их число на бирже растет опережающими темпами. В 2020 году на биржу пришли почти 5 млн розничных инвесторов, по итогам года их 8,8 млн человек. По итогам апреля их число выросло до 11,7 млн человек. Все они искали возможность заработать на бирже, поскольку в банках ставки по депозитам снижались вслед за ставкой ЦБ. На рынке брокерских услуг обращается 14,3 трлн рублей и 10 млн клиентов, оценивал в конце марта 2021 года в интервью «Интерфаксу» зампред ЦБ Владимир Чистюхин.
В декабре 2020 года регулятор настоятельно рекомендовал банкам и брокерам не продавать розничным инвесторам сложные структурные продукты. Кроме того, неквалифицированные инвесторы с 1 октября 2021 года начнут проходить тесты, только пройдя которые они смогут покупать более сложные финансовые продукты.
Условия заключения и расторжения договоров о брокерском и депозитарном обслуживании определяют финансовые организации, а клиент лишь подтверждает свое согласие с ними, признает ЦБ в комментарии Forbes. Но, говорится в комментарии, Госдума приняла 19 мая в третьем чтении законопроект, который предусматривает право регулятора устанавливать требования к объему и содержанию информации о договоре. Кроме того, все финансовые организации перед его заключением договора будут обязаны понятно объяснять потребителю ключевые особенности и риски финансовых продуктов, в которые те инвестируют.
Также ЦБ изучает вопрос установления стандартных требований к договору брокерского обслуживания, уточнили в пресс-службе регулятора.
«Стоит ли защищать инвесторов, которые берут кредит для инвестирования, основываясь на советах с Reddit?», — задает риторический вопрос управляющий директор по комплаенсу и этике бизнеса Московской биржи Ирина Грекова. По ее мнению, каждый инвестор в равной степени имеет право на защиту своих активов, однако, он должен понимать, что инвестирование сопряжено с рисками и личной ответственностью, которую нельзя переложить на брокера, организатора торговли или регулятора.
Как должен вести себя разумный инвестор
Селивановский предлагает шесть правил разумного инвестирования — изучить законодательство, не вкладывать последние деньги, не брать кредит для инвестиций, внимательно читать договор, узнать все о желаемых бумагах, не вкладывать деньги только в одну отрасль, компанию или страну.
Управляющий директор компании «Арбат Капитал» Александр Орлов считает, в 2007-2008 годах инвесторы погорели на решениях, принимаемых управляющими ПИФов, но сейчас все в руках самих граждан, которые могут принимать самостоятельные инвестиционные решения. Реклама вводит в заблуждение, но мелким шрифтом везде подписано, что доходности не гарантируются, так что в данном случае речь лишь о репутационных и этических рисках для банков и брокеров, считает Орлов. «Для клиентов важно сразу на входе зафиксировать, что торговать они будут только «на свои», а не на заемные деньги. Тогда сохранность капитала будет более вероятной», — добавил он.
Юрист Forward Legal Олесь Груздев полагает, что государство должно менять регулирование, чтобы брокеры упрощали текст нормативных актов, и предъявлять дополнительные требования к текстам договоров. Пока этого не произошло, розничные инвесторы должны перед подписанием договоров привлекать специалистов, которые помогут проанализировать документ и выявить его слабые места.
Если розничный инвестор выявил откровенно несправедливые условия в актуальном договоре, он вправе обратиться в суд и добиться изменения договора или его расторжения и взыскания убытков. Еще один вариант — написать жалобу в Банк России, добавил юрист.