Как Банк России запутал рынок и обвалил акции Сбербанка
Инвесторы по-разному поняли заявление первого зампреда ЦБ Ксении Юдаевой об условиях одной из крупнейших сделок этого года — по продаже доли ЦБ в Сбербанке. Все это вызвало нервозность на рынке, а неопределенность относительно акций Сбербанка сохраняется до сих пор, сказали Forbes несколько трейдеров и управляющих.
2 марта на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам Юдаева заявила, что из-за волатильности на рынках регулятор предлагает сдвинуть на полгода срок перечисления в бюджет доходов от продажи Сбербанка правительству. «У нас есть одно предложение. Здесь указан срок перечисления в федеральный бюджет денежных средств или передачи в казну Российской Федерации прав требования… осуществляется до 1 июня. Мы предлагаем в связи с волатильностью на рынках дать больший срок до 1 декабря, чтобы было больше возможностей здесь защитить интересы бюджета», — сказала она.
Сейчас по законопроекту о перечислении части доходов, полученных ЦБ от продажи 50% + 1 акции Сбербанка, полтриллиона рублей регулятор должен был перечислить до 1 июня 2020 года. Это денежные средства и права требования по части субординированных кредитов Сбербанку. Всего планируется несколько траншей до 2023 года включительно. Кроме того, регулятор должен выставить обязательную оферту миноритариям банка по цене продажи акций. Она определяется как средняя за шесть полных календарных месяцев, предшествующих первому траншу в рамках сделки.
Покупатель пакета ЦБ в Сбербанке — Минфин — уже заявил, что считает возможным перенос сроков. «Если Центральному банку нужно больше гибкости по таймингу перечисления, правительство здесь, в принципе, может пойти навстречу. Никаких рисков для бюджета из-за этого не создается», — сказал 3 марта замминистра финансов Владимир Колычев (цитата по ТАСС).
Forbes направил запрос в ЦБ. В Сбербанке отказались от комментариев.
Переполох на рынке
Заявление Юдаевой вызвало переполох на рынке. Акции Сбербанка в течение нескольких минут после заявления представителя регулятора упали более чем на 6%. В целом за день цена обыкновенных акций Сбербанка опускалась до 218,86 рубля за бумагу. Закрылись они на уровне 228,17 рубля за акцию.
«Брокеры переполошились, часть из них решили, что ЦБ ведет разговор о переносе срока оферты, кто-то решил, что якобы регулятор «съезжает» с оферты (то есть хочет ее отменить), а кто-то — что речь идет просто о переносе перечисления средств от сделки в бюджет», — сказал Forbes один из управляющих крупной инвесткомпании.
«Заявление Юдаевой рынок понял так, что либо сделка будет перенесена, либо будут пересмотрены условия, либо ее вообще может не быть в силу каких-то обстоятельств, коронавируса, например, — сказал Forbes руководитель персонального инвестиционного банка «БКС Глобал Маркетс» Олег Ачкасов. — Инвесторы поняли, что цена оферты может быть любой и когда угодно. Из-за этого и последовала нервная реакция».
Для инвесторов заявление Юдаевой означает то, что оферту откладывают, признает директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. При этом он считает, что снижение стоимости акций было связано не с переносом срока оферты, а с тем, что сейчас из-за ослабления рубля сумма оферты в долларах стала менее выгодной для иностранных инвесторов, поэтому они выходят из бумаг банка. Можно предположить, что если через несколько месяцев ситуация с коронавирусом закончится и рубль укрепится, то в долларовом выражении оферта будет дороже, говорит Кабаков. На иностранных инвесторов сейчас приходится значительная доля акций Сбербанка — юрлицам-нерезидентам принадлежит более 45% банка.
Кто откажется от «Сбера»
В середине февраля другой первый зампред ЦБ Сергей Швецов говорил, что оферта миноритариям Сбербанка будет выставлена в ходе приобретения первого пакета акций. Также он говорил, что регулятор не ожидает «большого отклика» на эту оферту.
Многие миноритарии не воспользуются офертой, уверен председатель комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами Сбербанка Антон Данилов-Данильян. «Сбербанк — хорошая дивидендная история, плюс для самого банка ничего не меняется», — считает он.
Остается вопрос о том, как много людей воспользовались бы офертой и продали бы свои акции Сбербанка уже этой весной, говорит Ачкасов из «БКС Глобал Маркетс». «У многих фондов есть бенчамарк в виде индекса MSCI, в нем есть Сбербанк, они его будут и дальше держать. От того, что Сбербанк переходит к правительству, ничего не меняется ни с точки зрения free float (количества акций, обращающихся на рынке), ни с точки зрения его веса в индексе», — сказал он.
После вчерашних волнений 3 марта акции Сбербанка выросли на 4,37%. По данным на 15:40 мск цена превышала 238 рублей. По словам Ачкасова, на рынке «теперь есть некая неопределенность по поводу Сбербанка», хотя инвесторы довольно быстро успокоились. «Рынок – живой механизм, он очень быстро и нервно реагирует. 30 лет назад Brexit бы отыгрывали три квартала, а сегодня это происходит за трое суток», — сказал он. В данном случае котировки Сбербанка и российский рынок в целом поддерживает положительная динамика на американском рынке.