К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Синдром «мудрых стратегов»: почему женщины в России боятся инвестировать

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Согласно мировым и российским исследованиям, инвестиции женщин имеют более высокую доходность, чем у мужчин. При этом только четверть женщин в России активно инвестируют. О том, что мешает остальным, рассказывает Анна Рудакова, основательница форума Woman Who Matters, который провел опрос на эту тему

Анна Рудакова — спикер первого международного форума Forbes Woman Day о гендерном равенстве в бизнесе, политике, обществе, мире.

По данным исследования ученых Франкфуртского университета, женщины-инвесторы осторожнее в своих решениях, что позволяет им успешнее управлять своим финансовым портфелем, чем мужчинам «с таким же уровнем знаний». Статистика индекса Women Impact Index Europe также подтверждает, что фонды под управлением женщин или такие, где женщина является одним из партнеров, в 2020 году показали лучшие финансовые результаты, чем фонды, управляемые исключительно мужчинами. Тогда почему в России до сих пор только четверть женщин являются активными участницами инвестиционного рынка, а остальные 75% не используют свой потенциал?

Финансовый джетлаг

В марте 2021 года оргкомитет Woman Who Matters провел исследование, в котором приняли участие более 1000 женщин старше 25 лет (90% респонденток были в возрастном диапазоне от 25 до 45 лет), доход 90% большинства из которых составляет от 100 000 до 500 000 рублей в месяц.

 

В ходе опроса лишь 23,7% респонденток сообщили, что уже являются активными участницами рынка инвестиций. 38,6% женщин планируют начать инвестировать в ближайшее время, еще 34,8% участниц опроса пока не планируют начинать ввиду недостатка времени для того, чтобы разобраться в вопросе. Важно отметить, что именно нехватка опыта и времени также были названы ключевыми причинами негативного опыта инвестирования более чем у половины опрошенных женщин — активных участниц рынка (58%).

Если мы внимательнее посмотрим, на что уходит время российских женщин и почему они не готовы его тратить на развитие собственного инвестиционного потенциала, то столкнемся с рядом факторов и стереотипов, которые продиктованы обществом. Среди них и утверждения о том, что главное предназначение женщины — быть матерью и хорошей хозяйкой (в этом уверены 71% россиян), и популярное мнение, что женщина должна выбирать между карьерой и семьей (с этим согласны 32% жителей России). При этом, несмотря на общественное мнение, российские женщины верят в возможность самореализации в инвестициях — более половины опрошенных WWM смотрят в будущее с оптимизмом и считают, что перспективы роста числа женщин-инвесторов есть не только в нашей стране, но и за ее пределами, при этом отмечая, что гендерные стереотипы все же будут значительно влиять на развитие женского инвестиционного сообщества в России (так считают 18% респонденток).

 

Упущенная выгода

Часть женщин относит инвестиции к статье расходов наряду с тратами на недвижимость и ее содержание (37%), образованием (19%), путешествиями (13,5 %), а также тратами на одежду и аксессуары, уход за собой и косметологию, здоровье (по 9%).

К инвестированию относятся как к хобби или как к страховке от того, чтобы «не потратить всё, что есть». Возможности инвестирования до сих пор для многих не очевидны, несмотря на то что активные участницы рынка видят в этой деятельности возможность дополнительного заработка (37%), освобождения временного ресурса для семьи (10%) и гарантию финансовой устойчивости в будущем (48%).

  • «Не филантропический проект, а триллионный рынок»: как женщины получают инвестиции и инвестируют
  • Потерянные деньги: почему женщины меньше инвестируют и как это исправить
  • Гендерный дисбаланс: сколько на самом деле женщин среди инвесторов и предпринимателей Кремниевой долины

Женский взгляд

Нельзя оставить без внимания многочисленные исследования и дискуссии относительно различия в стилях инвестирования мужчин и женщин. По мнению экспертов, мужчины могут недооценивать риски в стремлении получить быструю прибыль, в том время как женщины более осмотрительны в принятии решений. 75% респонденток WWM характеризуют себя как «мудрых стратегов», и лишь четверть назвала себя «рисковыми игроками». Кроме того, 37,5% опрошенных видят источник большей доходности в таких качествах женщин-инвесторов, как высокий уровень эмоционального интеллекта, стратегичность, меньшая импульсивность и четкий настрой на заработок. 

 

С другой стороны, «женский стиль» инвестирования имеет свои недостатки. Tак, 27% респонденток отметили, что излишняя осторожность зачастую может тормозить процесс повышения доходности портфеля женщины-инвестора. 

Важность образования

Подводя итоги, можно сказать, что у трети российских женщин есть необходимые для инвестирования soft-skills (эмоциональный интеллект и стратегическое мышление), но нет уверенности в собственных управленческих решениях из-за влияния гендерных стереотипов, отсутствия времени, нехватки знаний (hard skills), недостатка положительного опыта.

Ускорить интеграцию российских женщин в национальное и мировое инвестиционное сообщество может образование. Это подтверждает исследование Центра финансовых исследований (CFS) при Франкфуртском университете имени Гете, согласно которому 56% женщин подтвердили улучшение благосостояния после получения новых знаний, в то время как только 30% мужчин отметили корреляцию между обучением и ростом достатка. Эти образовательные инициативы сократят время достижения гендерного равенства в венчурном капитале с 200 прогнозируемых лет до гораздо более реалистичных сроков и помогут российским женщинам уменьшить или полностью исключить влияние общественных стереотипов на их инвестиционную активность. 

Миллиарды в надежных руках: как женщины руководят крупнейшими фондовыми биржами

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+