Кошелек или иск: как брокеры пытаются взыскать долги с потерявших более ₽1 млрд из-за отрицательных цен на нефть
После того как в апреле этого года цена поставочных фьючерсов на нефть марки WTI на Чикагской бирже упала до минус $40 за баррель, а Московская биржа перестала принимать заявки на фьючерсы на нефть ниже $8,84, до 700 клиентов брокерских компаний в России оказались должны деньги своим брокерам. По данным «Коммерсанта», потери инвесторов от отрицательных цен на Мосбирже могли составить 1,5–1,7 млрд рублей. У многих инвесторов даже не хватило денег на счетах, и за них расплатились их брокерcкие компании. Так клиенты оказались в долгах. Теперь в районные суды Москвы обратились «Финам», «Открытие Брокер» и «Алор Брокер», чтобы вернуть эти деньги.
Кто получил иски от брокеров? И что известно о человеке, который инициировал иск пострадавших инвесторов к Мосбирже?
«Лежал полумертвый и начал думать, как заработать»
Среди ответчиков оказался 29-летний Сергей из Ульяновска (фамилию он просил не указывать, она известна Forbes). Об игре на бирже он задумался за четыре месяца до истории с отрицательными ценами, в это время он проходил курс химиотерапии. «Я лежал в городской больнице... Полумертвый и начал думать, как заработать деньги, чтобы быть полезным семье, чтобы у них что-то было. Жена сейчас в декрете, у нас маленький ребенок, а тут этот диагноз», — рассказал он Forbes. Он начал подписываться на Telegram-каналы об инвестициях, читать отзывы опытных трейдеров. В марте открыл брокерский счет у «Финама» на 100 000 рублей и купил фьючерсы на нефть.
Утром 21 апреля он проснулся и первым делом заглянул в приложение «Финам». Там, по его словам, на балансе значилось минус 600 000 рублей (в иске указана сумма 525 000 рублей). Он подумал, что это ошибка, и позвонил в компанию, но в ответ услышал, что ошибки нет. В тот же день в новостях сообщили про отрицательные цены на нефть, и о том, что люди понесли огромные убытки, рассказывает Сергей. В Telegram появились многочисленные группы, в которых пострадавшие инвесторы начали обсуждать, что делать. «Я продолжал лечиться, понимал, что отдавать мне будет нечем, и начал со всеми готовиться к коллективному иску», — поясняет собеседник Forbes.
Как Банк России запутал рынок и обвалил акции Сбербанка
По словам Сергея, в начале сентября ему начали звонить и присылать письма представители «Финама». Компания готова простить ему 60 000 рублей долга (то есть 10% от общей суммы долга), но он должен сразу отдать около 230 000 рублей и оплатить судебную пошлину в 8000 рублей, а оставшиеся деньги выплатить в рассрочку за четыре года. «У меня из заработка одна пенсия по инвалидности (подтверждающие документы есть в распоряжении Forbes) — это 15 000 рублей. Выплатить за раз больше 200 000 рублей нереально. А «Финам» утверждал, что предлагает мне лучшие условия реструктуризации», — сказал Сергей.
Рассмотрение его дела по существу отложено на конец февраля. Он пытается доказать в суде, что брокер должен простить ему 50%, а оставшуюся сумму разделить — часть он готов выплатить сразу. Суд, по его словам, наложил на него ограничительные меры, в частности, запретил продавать имущество и пользоваться банковскими картами. Как образовался долг, он объяснить не может. 21 апреля брокеры автоматически исполнили контракты по цене минус $37,63. В итоге у Сергея, как и многих других клиентов, не хватило денег на счете, и его брокер — «Финам» — за свой счет расплатился с Мосбиржей. Так как по фьючерсами у Сергея торговля шла с «плечом» (то есть в долг), то долг перед брокером еще увеличился.
«Меня зажали в угол с купленными контрактами»
Николай открыл счет в «Открытие Брокер» в 2015 году. За пару лет до этого он получил второе высшее экономическое образование, так что слова «фьючерсы», «опционы», «производные финансовые инструменты» были ему знакомы. Сначала он покупал и продавал валюту, после резких скачков курсов в 2014 году это было актуально. Вскоре начал совершать сделки с фьючерсами на Московской бирже и инвестировал в них 2-3 млн рублей. «Если внимательно следить за котировками нефти и попытаться участвовать в торговле нефтью, можно предугадать ее котировки, и в зависимости от этого купить или продать фьючерсный контракт, заработав прибыль на этом», — сказал он Forbes.
20 апреля, когда Мосбиржа приостановила торги, у него оставалось 152 фьючерсных контракта на WTI на общую сумму в 1-1,5 млн рублей. «В 19 часов 20 минут по московскому времени Мосбиржа прекратила принимать заявки. Клиенты и брокеры не могли продать фьючерсные контракты. Ту ночь и во многие следующие ночи я не спал», — вспоминает Николай. «Все мои деньги обнулились. 22 апреля из отчета брокера я увидел, что мой долг — минус 5,5 млн рублей. Мосбиржа сказала, что торговая инфраструктура не была рассчитана на отрицательные цены. По сути, меня зажали в угол с купленными контрактами и сказали, что они будут рассчитаны по минус $37,63. Это несправедливо», — возмущается Николай.
27 мая «Открытие Брокер» сообщил, что компания продолжает искать пути решения проблемы. «Позиция «Открытие Брокер» — в сложившейся ситуации нельзя возлагать всю ответственность на трейдеров, торговавших фьючерсом WTI», — говорилось в пресс-релизе. «Этот релиз нас очень обнадежил, на форуме smart-lab и в Telegram-каналах я и многие клиенты выражали благодарность брокеру. Все надеялись на то, что «Открытие» своими действиями подтвердит релиз — спишет убытки или разделит их», — рассказывает Николай.
Кэшбек от брокера. «Открытие Брокер» запустил программу лояльности
В конце октября инвесторы узнали, что «Открытие Брокер» подал иски в Замоскворецкий районный суд. Также от имени брокера им начали звонить из коллекторского агентства «Ритм-Финанс». «Проценты капают каждый месяц, сумма моего долга уже выросла на 1 млн рублей, и сейчас я должен 6,4 миллиона рублей», — сказал Николай.
По его словам, ведущий менеджер отдела продаж «Открытие Брокер» предлагала ему несколько вариантов решения вопроса: отмена процентов за погашение всей суммы долга «здесь и сейчас»» или рассрочка до 18 месяцев с понижением процентов до ставки ЦБ. «Об этих вариантах мы разговаривать готовы. На данный момент ни на какие дисконты в размере 30%, 40%, а уж тем более 50% мы идти не готовы. Вряд ли по данному вопросу в ближайшее время наша позиция сильно поменяется», — написал Николаю сотрудник «Открытия Брокер» (копия есть в распоряжении Forbes).
В ноябре группа пострадавших клиентов «Открытия Брокер» написала два письма главе банка «ФК Открытие» Михаилу Задорнову. Они просили, чтобы убытки брокера взяла на себя группа «Открытие». Ответа они не получили. Николай, по его словам, обращался также в ЦБ.
Он просит брокера разделить долг 50 на 50 и предоставить рассрочку на два года. В пресс-службе «Открытие Брокер» заявили Forbes, что обсуждение вопроса не привело к решению, которое устраивало бы всех участников процесса, и компания работает индивидуально с каждым клиентом.
«Такое не могло присниться в страшном сне»
Дмитрий Грунов из Нижнего Новгорода занимается торговлей на фондовом рынке с 2008 года. Три года он сам работал трейдером «Алор Брокер». На 21 апреля 2020 года у него было куплено 130 контрактов на нефть Light Sweet Crude Oil. Когда биржа приостановила торги, он ушел в минус на 4,7 млн рублей. «С точки зрения спекулянтов, я спекулировал на небольшую сумму, покупал фьючерсы всего на 250 000 рублей, а «влетел» на 4,7 миллиона», — рассказывает Грунов, добавляя, что у него самые крупный убыток в этой истории среди всех клиентов «Алора» — остальные потеряли 100 000-200 000 рублей.
Вредные советы. Почему брокеры могут перестать общаться с клиентами
Грунов стал «бомбить» жалобами «Алор Брокер», однако в компании, по его словам, советовали присоединиться к коллективному иску пострадавших клиентов к Мосбирже. Но 2 июня «Алор Брокер» сам подал иски в суд. В июле Грунов написал открытое письмо генеральному директору «Алор» Александру Калинину, в котором просил отозвать иск. «Предлагаю Вам использовать эту негативную ситуацию на пользу и поднятия имиджа компании «АЛОР+» до небес, таким образом эти 5 млн руб. превратятся из убытков в расходы на очень действенную рекламу, которая покажет компанию «АЛОР+» в другом свете — как самого клиентоориентированного брокера, который остается с клиентами не только когда у них все хорошо, но и в трудной ситуации!» — говорится в письме (орфография и пунктуация сохранены, письмо есть у Forbes).
В итоге «Алор» стал первым брокером, который предложил должникам оплатить 50% долга. Грунову предложили списание половины долга, взамен он должен вернуть остаток в течение 10 рабочих дней с момента заключения мирового соглашения и компенсировать судебные расходы «Алор» на 28 300 рублей (копия письма есть у Forbes). Грунов предложил «Алору» другие условия: он выплатит 2 млн рублей через 1,5 года с момента подписания мирового соглашения или в течение шести месяцев после рассмотрения дела в арбитраже.
Кто возглавил движение
Всех этих инвесторов, помимо фиаско с торговлей фьючерсами, объединяет еще одно — они обратились за помощью к Илье Коровину. Кто он?
Илья Коровин активно комментировал историю с отрицательными ценами на нефть в соцсетях, и он же инициировал подачу коллективного иска инвесторов против Московской биржи в суд в июне этого года. На текущий момент к нему присоединились 150 человек, сумма исковых требований составляет 300 млн рублей, сказал Forbes сам Коровин.
При этом сам он сказал Forbes, что ему удалось заработать на истории с отрицательными ценами около $4000. Тем не менее сначала он стал неформальным лидером группы пострадавших трейдеров. Сейчас он оформляет свой статус официально. Коровин сообщил Forbes о создании НКО «Союз трейдеров», который он же и возглавит. Он входит в состав учредителей НКО (всего их больше 20). Организация будет заниматься защитой трейдеров в спорных ситуациях с Мосбиржей и брокерами. Членство в НКО будет платное: вступительный взнос составит 2000 рублей, ежемесячный взнос — 500 рублей, взиматься они будут раз в полгода. То есть при вступлении человек должен будет заплатить 5000 рублей, а затем платить по 3000 рублей раз в полгода. В основной пакет входит базовое обучение торговле, юридическая и судебная защита от «инфраструктурных рисков биржевой индустрии», помощь психолога и даже «защита от неудач в судах». НКО хочет создать страховой фонд, из него обещает возмещать часть ущерба пострадавшим, чьи интересы не удастся отстоять в судах.
Хрупкий компромисс ОПЕК+: почему Россия ждет роста добычи не без тревоги
Сам Коровин в разговоре с Forbes утверждает, что раньше преподавал в Школе срочного рынка Мосбиржи (учебный центр при Мосбирже, пресс-служба Мосбиржи это подтвердила) и много лет занимается консультированием клиентов по торговле. Коровин также является клиентом «Открытие Брокер» и «Финама», сообщили Forbes в этих двух компаниях.
Это не первый иск, в котором принимает участие Коровин. В апреле 2019 года «Открытие брокер» сообщил, что выиграл дело в Замоскворецком суде о взыскании долга с клиентов, который образовался «в результате ошибки управляющего их счетами — известного трейдера Ильи Коровина». Долг пяти клиентов перед брокером (около 5 млн рублей) образовался после того, как в апреле 2018 года на новостях о введении очередного пакета американских санкций обрушились рынки. И биржа увеличила размер гарантийного обеспечения, которое должны были внести клиенты. Долг перед брокером образовался у клиентов, которые не внесли обеспечение и не сократили открытые торговые позиции, в результате брокер закрыл сделки по текущим рыночным ценам, рассчитавшись по опционным контрактам из собственных средств.
Больше нефти, меньше денег: что станет с рынком энергоносителей в 2021 году
Против пяти клиентов, которые не согласились на варианты погашения долга, «Открытие Брокер» подал иск. Из релиза следует, что отказаться им посоветовал «управлявший их счетами» Коровин. В релизе утверждается, что по счетам «своих» клиентов Коровин открыл большое количество позиций по опционам на индекс РТС. В момент обвала фондовых индексов, когда клиентам требовалось внести дополнительное обеспечение или сократить позиции, он не сделал этого, убедив клиентов в отсутствии рисков закрытия.
В июле 2019 года, спустя несколько месяцев после решение Замоскворецкого суда, Арбитражный суд Москвы принял к производству коллективный иск клиентов к Московской бирже и компании БКС о взыскании убытков в 200 млн рублей, полученных в апреле 2018 года из-за этой же истории, писал Коровин в колонке для газеты «Деловой Петербург». «В данном суде я участвую в качестве юридического представителя своих клиентов», — утверждал он.
Что говорят брокеры
У «Финама» примерно 120 клиентов оказались должны брокеру около 80 млн рублей, компания инициировала судебные иски примерно по 40 делам клиентов, рассказал Forbes руководитель отдела сопровождения деятельности профучастников рынка ценных бумаг АО «Финам» Сергей Володькин. До этого компания пыталась договориться с клиентами, сказал он. По словам Володькина, около 50 клиентов долг уже погасили, а еще несколько десятков делают это в рассрочку. «Финам» предлагает простить часть долга при «готовности клиента единовременно погасить значительную часть задолженности (50% и более)», — сказал Forbes Володькин.
Магнит для инвесторов: в чем смысл продажи доли в «Восток Ойл»
У «Открытие Брокер» долг есть примерно у 100 клиентов, сообщили Forbes в пресс-службе компании. Сумму долга там не раскрыли. Судя по судебной базе, по некоторым искам стоит статус «оставлено без движения». В числе причин — неправильный выбор суда, а также неправильная подача судебного иска (нарушение статей 131 и 132 ГПК, в которых прописаны форма и содержание искового заявления, а также документы, которые должны сопровождать сам иск). По части исков еще не прошли судебные заседания. «Открытие Брокер» уже привлекла к взысканию долга своих клиентов коллекторов. Долгом занимается «Ритм-Финанс», следует из письма одному из кредиторов (есть у Forbes) о передаче долга коллекторам. В пресс-службе брокера заявили, что готовы обсуждать предоставление рассрочки индивидуально с каждым клиентом.
В «Алор Брокер» рассказали, что руководство приняло решение разделить убытки с клиентами и списать 50% задолженности клиентов за счет прибыли компании. Судя по базе судов, компания подала иски к пяти своим клиентам.