Первая волна пандемии показала, что российские банки способны справиться с новыми рисками, сказала в октябре 2020-го в интервью телеканалу «Россия 24» председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. И хотя не последнюю роль здесь сыграли послабления от самого регулятора, разрешившего банкам временно не отражать ухудшение качества кредитов, попавших под реструктуризацию из-за кризиса, и не формировать по ним резервы, итоги 2020 года подтвердили слова председателя ЦБ: чистая прибыль сектора составила 1,6 трлн рублей, лишь на 6% ниже рекордного показателя 2019 года. Но что касается перспектив 2021 года, тут эксперты не выражают большого оптимизма.
Банковский сектор сумел показать солидную прибыль по российским стандартам бухгалтерского учета в 2020 году, даже несмотря на то, что банки были вынуждены делать повышенные отчисления в резервы, поскольку введенные ЦБ временные послабления не освободили их от этого полностью, констатирует вице-президент и старший кредитный специалист банковской группы Moody’s Ольга Ульянова. В 2021 году, по ожиданиям агентства, прибыль также окажется существенной, но вряд ли превысит прошлогодний результат.
Процентные доходы банков в номинальном выражении увеличатся, поскольку их кредитный портфель в 2020 году вырос на 14%, рассуждает эксперт. В этом году в Moody’s ожидают роста кредитного портфеля банков примерно на 10%. Малый и средний бизнес будет активно брать и рефинансировать кредиты, дополнительные средства по мере снятия ограничений могут потребоваться и корпорациям, продолжит расти ипотека, хотя и не так активно, как в 2020 году, а потребительское кредитование имеет все шансы сохранить примерно 10%-ный темп роста.
Однако процентная маржа будет под давлением, поскольку из-за разворота в движении ставок в экономике банки будут вынуждены несколько повысить ставки по вкладам, чтобы привлечь и удержать вкладчиков, которые все больше интересуются инвестициями, предупреждает Ульянова. «Банкам приходится уже сегодня задумываться о расширении источников фондирования в дополнение к стагнирующим депозитам: это может быть и более активное привлечение средств с рынка через размещение облигаций, и фондирование от ЦБ», — говорит она.
В 2020 году клиенты банков массово переводили средства из депозитов в инвестиционные продукты, говорит младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Юлия Якупова: если в этом году низкие ставки останутся, банкам придется расширять линейку продуктов, чтобы сохранить клиентов и увеличить комиссионные доходы. Борьба за привлечение новых клиентов, в том числе на расчетно-кассовое обслуживание, будет усиливаться, уверена она.
Однако и комиссионный доход в 2021-м окажется под давлением, говорит Ульянова, из-за замедления темпов роста розничного кредитования. Отдельные виды комиссионных доходов будут стагнировать из-за рекомендаций ЦБ ограничить продажу полисов инвестиционного и накопительного страхования жизни и планов повысить лимиты по бесплатным переводам в системе быстрых платежей до 150 000 рублей в месяц, добавляет Егор Лопатин, старший аналитик группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР.
Увеличатся и издержки банков, считает Ульянова: «Простора для сокращения издержек мы не видим: даже 2020 год скорее показал плато с точки зрения расходов». В 2020-м банки урезали бонусы персоналу, однако в 2021-м бонусы вернутся. «Никто не будет долго держать сотрудников на голодном пайке», — говорит она. Тем не менее Ульянова полагает, что 2021 год для банков будет менее болезненным, чем 2020-й, поскольку снижается степень неопределенности, связанной с пандемией. Сейчас важно, выйдут ли полностью из кризиса пострадавшие сегменты экономики — туризм, пассажирские перевозки, рестораны и отели. Займы этих отраслей в сумме составляют значимую часть кредитного портфеля банков, около трети, по оценкам Moody’s. От самочувствия этих секторов во многом зависит, какая часть реструктурированных кредитов станет проблемной, отмечает Ульянова.
Последствия пандемии до сих пор не сказались в полной мере на банках из-за масштабных реструктуризаций кредитов, введения моратория на банкротство и предоставления льгот по формированию резервов, рассуждает Якупова, а в 2021 году число дефолтов заемщиков возрастет. С учетом роста рисков и снижения рентабельности бизнеса банковский сектор продолжит консолидироваться, резюмирует Якупова, а добровольные сдачи лицензий могут стать еще более распространенными.
Полный рейтинг — тут. В фотогалерее — топ-26 банков с рейтингами по международной шкале BBB и BBB– и рейтингом по национальной шкале AAA.
Как мы считали
Рейтинг одного из агентств — самый простой способ оценить надежность банка. При возникновении проблем и последующем снижении рейтинга банки часто разрывают контракты с агентствами. Отсутствие рейтинга не означает, что у банка проблемы, но наличие высокого рейтинга можно считать определенной гарантией надежности. Лакмусовой бумажкой для банка могут быть и некоторые показатели, такие как излишняя концентрация операций на отраслях или клиентах на фоне небольшого запаса капитала и ликвидности, низкая рентабельность в сочетании с низкой достаточностью капитала на фоне значительной доли депозитов населения, фондирование долгосрочных кредитов юрлиц за счет вкладов физлиц. Первичные данные по рейтингам, активам и другим показателям, фигурирующим в рейтинге, для Forbes собрало рейтинговое агентство «Эксперт РА». Для рейтинга мы учитывали данные международных и российских рейтинговых агентств, которые аккредитованы в Банке России. На первом этапе выбрали банки исходя из наличия рейтинга от любого из агентств. Внутри групп банки расположены по убыванию рейтингов, банки с одинаковым наивысшим рейтингом — в порядке убывания активов.