Разоружиться перед WADA: у России остался единственный способ уменьшить последствия допингового скандала
9 декабря исполком WADA с большой вероятностью прислушается к рекомендациям собственного Комитета по соответствию и выпишет России порцию беспрецедентных санкций: лишит лицензии РУСАДА (хотя его работа признана эффективной), отстранит российских спортсменов от участия в главных соревнованиях, запретит проведение на территории России крупных турниров и, конечно, наложит солидный штраф (компенсация расходов на расследование + 10% от дохода РУСАДА за 2019 г., или $100 000). Такова расплата за очередную попытку уйти от ответственности за допинговые махинации на государственном уровне и списать их исключительно на козни пресловутого доктора Григория Родченкова. На это прежде всего и были направлены многочисленные манипуляции с базой данных Московской антидопинговой лаборатории, как установили эксперты WADA. Руководителя бизнес-школы RMA и факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Кирилл Кулаков по просьбе Forbes оценил последствия санкций и возможности минимизировать ущерб.
Год назад Россия вроде бы согласилась признать наличие в стране серьезных проблем с допингом и пообещала выполнить все требования WADA, в том числе предоставить аутентичную базу данных. Это, несомненно, был шаг большой вперед. Однако то, что произошло позже — это даже не два, а десять шагов назад.
В тот самый момент, когда полноценное возвращение российского спорта на мировую арену казалось формальным вопросом ближайшего будущего, WADA получило базу данных с опозданием и в настолько «отредактированном» виде, что это невозможно было не заметить.
Попытки оправдать случившееся будто бы имевшим место компьютерным сбоем и регулярной чисткой жесткого диска прозвучали жалко и нелепо. Особенно на фоне жестких выступлений нового главы РУСАДА Юрия Гануса. Он, кажется, дал интервью всем ведущим мировым СМИ. Его главные тезисы категорически расходились с меланхоличной позицией официальных спортивных властей в духе «никаких проблем, у нас все под контролем». Ганус утверждает, что в базу данных были внесены тысячи изменений и что корректировки файлов происходили уже после того, как база оказалась под контролем Следственного комитета России. Это значит, что изменения могли вносить только люди, наделенные высокими властными полномочиями. Зачем? Например, чтобы спасти репутацию статусных экс-олимпийцев, считает Ганус. Если это не поддержка допинга на госуровне, тогда что?
Кто-то спросит, почему мы должны верить Ганусу, а вдруг он новый Родченков? Но, во-первых, как теперь выясняется, не все истории Родченкова оказались неправдой. Во-вторых, Ганус — не взбалмошный профессор, а опытный топ-менеджер, дипломированный юрист, который знает цену своим словам.
Очевидно, российский спорт ожидают трудные времена: санкции уже не остановить. Но важно постараться хоть как-то минимизировать потенциальный ущерб. До 9 декабря еще есть время, и провести его можно по-разному. Можно удариться в подковерные интриги, пытаясь договориться с мировым спортивным сообществом, что называется, по понятиям.
Можно впасть в апатию и предаться отвлеченным фантазиям, пытаясь угадать, наказание какой степени жесткости нас в итоге постигнет, что у нас отберут наверняка, а что, глядишь, и оставят. Так, в ВАДА уже уточнили, что санкционные рекомендации не распространяются на чемпионат Европы по футболу: это не «мультиспортивное событие или мировое первенство».
Однако, на мой взгляд, единственно разумным стилем поведения в нынешней катастрофической ситуации будет то, что на юридическом языке называется деятельным раскаянием.
Что нужно сделать? В первую очередь официально признать, что изменения в базу данных Московской антидопинговой лаборатории действительно вносились, в том числе недавно, и назвать имена ответственных за эти операции. Забыть фамилию «Родченков» и, набравшись мужества, вспомнить и огласить другие, гораздо более звучные. Выразить официальную поддержку главе РУСАДА Юрию Ганусу, успевшему зарекомендовать себя хорошим управленцем и принципиальным борцом с допингом. Отправить в отставку министра спорта Павла Колобкова — ведь именно он выступал гарантом исполнения требований ВАДА. Кроме того, Колобков много лет работал заместителем прежнего министра спорта Виталия Мутко, чья вовлеченность в допинг-скандал вокруг Сочи-2014 едва ли вызывает сомнения во всем мире.
Еще одним важным шагом стало бы решение упразднить само Министерство спорта — эту громоздкую и неэффективную бюрократическую структуру, без которой российский спорт прекрасно обойдется, о чем я уже писал. К тому же для Запада именно Минспорта является главным символом российской системы господдержки допинга. Конечно, следует отстранить от своих постов глав федераций видов спорта, замешанных в допинговых махинациях, приступить к реорганизации этих ведомств, вплоть до смены их официальных названий.
Российскому спорту следует полностью разоружиться перед ВАДА и, сделав это, спокойно ждать решения своей судьбы. Возможно, искреннее раскаяние, которого от России давно ждут, смягчит приговор.
Псевдопатриоты, коих на всех уровнях нашей власти предостаточно, наверняка назовут такую позицию прозападной и капитулянтской. А я бы назвал ее, во-первых, честной и, во-вторых, рациональной. Поскольку именно она в данной ситуации максимально способствует защите наших, не побоюсь этого слова, национальных интересов.
Вопрос сейчас стоит так: либо с упорством продолжать отрицать очевидное и своими руками уничтожать российский профессиональный спорт, либо согласиться с тем, что долгое время мы нарушали спортивные законы и вводили в заблуждение мировой спорт, и делом показать свою готовность измениться.
Второй сценарий, безусловно, негативным образом скажется на многих чиновниках, свое наказание абсолютно заслуживших. Но, продолжая выгораживать их, Россия принесет в жертву сотни чистых спортсменов, которым придется либо согласиться с фактическим запретом на профессию, либо массово сменить спортивное гражданство. Неужели этого добиваются наши спортивные боссы? А миллионы российских болельщиков, которых просто не берут в расчет?
Итак: интересы спортсменов и болельщиков против интересов чиновников.
Пусть тот, от кого зависит этот выбор, сделает его.