Допинг-сага про Олимпиаду в Сочи-2014 получила финальный эпизод — по решению МОК, сборной России на Играх-2018 не будет. Но сегодня президент Владимир Путин заявил, что никто не будет ограничивать спортсменов, желающих выступить под нейтральным флагом. Все, что об этом надо знать, — в материале Forbes.
Что решил МОК?
Изучив результаты работы двух специальных комиссий по Сочи-2014 (одна, напомним, перепроверяла сочинские допинг-пробы россиян и нашла в них много неожиданного, а вторая – факты существования государственной системы допинг-снабжения и фальсификации проб), исполком МОК «приостановил деятельность Олимпийского комитета России». Это автоматически лишило российских спортсменов возможности участвовать в Олимпиаде, так что в Пхенчхане-2018 сборной России не будет. При этом МОК, учитывая интересы чистых атлетов, пригласил в Корею отдельных российских спортсменов (при условии соблюдения ими всех антидопинговых требований). Они могут выступить в статусе «спортсменов-олимпийцев из России» как в личных, так и в командных соревнованиях. В протоколах и на форме будет аббревиатура — OAR (Olympic Athlete from Russia), гимн и флаг — олимпийские (пять колец на белом фоне).
Отдельными пунктами прописаны санкции в отношении чиновников. Никому из функционеров минспорта не будет предоставлена аккредитация на Олимпиаду-2018. Вице-премьеру Виталию Мутко и бывшему замминистра спорта Юрию Нагорных пожизненно запрещено участие в Играх в любом качестве. Дмитрий Чернышенко, возглавлявший оргкомитет Сочи-2014, лишился места в координационном совете Пекина-2022. Приостановлено членство в МОК президента ОКР Александра Жукова.
Кроме того, Россию обязали возместить все расходы, связанные с сочинским расследованием, и сделать взнос в «учреждение Независимого органа по тестированию» — в сумме это $15 млн.
Почему Россию отстранили от Олимпиады?
Forbes подробно об этом писал, но если коротко и формально, то комиссия Самуэля Шмида подтвердила факты «систематических нарушений антидопинговых правил и антидопинговой системы в России благодаря применению методики «исчезновения положительных допинг-проб» во время проведения Зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 г». Причем на пресс-конференции в Лозанне Шмид подчеркнул, что основывался не только на показаниях Григория Родченкова (хотя их тоже записали на 50 с лишним страниц), но и на других свидетельствах (переписке, научных исследованиях и т.д.) Российская сторона за полтора года развития скандала так и не предложила свою внятную версию сочинских событий, выбрав тактику полного отрицания и/или молчания. Такая стратегия могла закончиться гораздо более жесткими санкциями — история знает примеры тотального запрета на участие страны в Олимпиаде.
Признала ли Россия вину?
В заявлении президента ОКР Александра Жукова на исполкоме МОК были слова: «Приношу извинения за нарушения антидопинговых правил, которые были допущены у нас в стране». Однако несколькими минутами раньше он ссылался на «чужие нарушения», «выдуманные списки «Дюшес» и «беглого мошенника». Упомянутые в докладах Макларена замдиректора Центра спортивной подготовки сборных команд Ирина Родионова и замминистра спорта Юрий Нагорных (должности на момент Сочи-2014) были уволены еще прошлой осенью. Тогда же Виталий Мутко, имя которого часто упоминается на страницах дневника Григория Родченкова, сменил министерское кресло на должность вице-премьера. А сегодня Владимир Путин в интервью «Матч ТВ» заявил: «Важно, что в выводах комиссии написано, что в России не было государственной системы допинга».
Кто может выступить в нейтральном статусе?
Далеко не все спортсмены. Разработаны критерии допуска: атлет должен квалифицироваться по нормативам вида спорта, должен быть признан чистым от допинга, не иметь допинг-историй в прошлом и до Олимпиады сдать все назначенные МОК тесты. Финальный список нейтральных спортсменов из России сформирует спецкомиссия. Ее возглавит шеф Независимой организации допинг-тестирования француженка Валери Фурнейрон, а в состав войдут представители ВАДА, антидопингового союза Doping-Free Sport Unit и доктор МОК Ричард Баджетт.
Никто из руководства олимпийской команды России на Играх-2014 аккредитацию в Пхенчхан не получит. Как и врачи/тренеры, когда-либо уличенные в нарушении антидопинговых правил. МОК оставил за собой отбор административно-технических сотрудников и официальных лиц в делегацию OAR.
И это конец?
Не совсем. Комиссия Дениса Освальда, которая уже отобрала у сборной России 11 сочинских медалей, обнаружив царапины на пробирках, зашкаливающее превышение соли в пробах и прочие неожиданности, продолжит свою работу. Как продолжает публиковать свои соображения/наблюдения Григорий Родченков. Так, в день исполкома МОК через норвежский ресурс VG он рассказал, что вместо биатлонистки Ольги Зайцевой дисквалификации получали малоизвестные спортсмены, а после объявления решения МОК адвокат Родченкова Джим Уолден заявил, что его клиент «гордится работой, которую провел МОК».
А вот немецкий журналист Хайо Зеппельт, известный расследователь допинг-историй, категорически недоволен решением олимпийских чиновников: «Это грязная сделка МОК с Кремлем, чтобы избежать бойкота Игр со стороны России?» Особенно возмутила Зеппельта возможность появления российского флага на церемонии закрытия Олимпиады-2018, если Россия выполнит все предъявленные МОК требования. «PR-трюк, чтобы МОК сохранил лицо — просто 10-недельное отстранение России. И это все. Шоу должно продолжаться», — резюмирует в твиттере Зеппельт.
Что будет дальше?
Решение МОК спровоцировало в России истерию на тему: Нужно ли ехать на Олимпиаду под нейтральным флагом? Высказались даже те, кого не спрашивали. «Не надо ехать. Это дискриминация, не нужно унижаться и принимать эти новые правила», — написал в фейсбуке президент футбольного «Локомотива» Илья Геркус. Евгений Кафельников, как всегда, был противоположно категоричен в интервью «Чемпионату»: «Нашим спортсменам 100% нужно ехать на Игры-2018… Даже если президент России Владимир Владимирович Путин сказал бы, что все олимпийцы не должны участвовать, я бы все равно поехал. Я бы не послушал президента. Олимпиада — больше, чем президент».
Шестого декабря на встрече с работниками ГАЗа Владимир Путин заявил, что бойкот не планируется: «Мы не будем объявлять никакой блокады или препятствовать нашим спортсменам, если кто-то из них захочет принять участие в личном качестве». Однако обещал «внимательно ознакомиться с деталями» и отложил окончательное решение до олимпийского собрания. По словам Жукова, оно состоится 12 декабря.