Вашингтон в настоящее время изучает возможность введения санкций в отношении еще ряда российских граждан. Об этом заявил в интервью, вышедшем в эфир вечером, 18 февраля, на телеканале CBS News госсекретарь США Рекс Тиллерсон.
«Мы уже предприняли шаги, которые предотвратили ряд российских военных поставок, как того требует законодательство. И мы рассматриваем дополнительный список из представителей России, кого следует подвергнуть санкциям», — сказал глава Госдепа США, отвечая на вопрос, почему Вашингтон не вводит новые антироссийские санкции, как на том настаивает большинство в Конгрессе.
В беседе в журналисткой Тиллерсон заявил о том, что Россия должна нести ответственность за использование химического оружия в Сирии, которое, по мнению Вашингтона, происходит по приказу президента страны Башара Асада. «И как уже демонстрировал президент Трамп, это не обойдется без последствий», — отметил госсекретарь США.
2 августа 2017 года президент США Дональд Трамп подписал закон «О противостоянии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Документ предусматривает возможность введения дополнительных ограничительных мер в отношении любых компаний и физлиц, заключивших существенную сделку с предприятиями российского оборонно-промышленного комплекса.
С 29 января 2018 года Вашингтон ввел санкции против компаний и граждан из любой страны мира, которые участвует в крупных сделках или иных значительных финансовых операциях с компаниями и организациями из российской оборонной промышленности и разведки.
27 октября 2017 года на сайте Госдепа США был опубликован список из 33 российских компаний и шести ведомств, сотрудничество с которыми грозит санкциями по статье 231 закона СAATSA. В этот санкционный список попали в том числе концерны «Калашников», «Ижмаш», «Туполев», «Алмаз-Антей», «Рособоронэкспорт», «Ростех», «МиГ», «Сухой», «Адмиралтейские верфи», «Ижевский механический завод», «Оборонпром», «Уралвагонзвавод», «Вертолеты России» и «Созвездие». А также ФСБ, СВР и ГРУ.
За сотрудничество с фигурантами из этого списка статья 235 закона СAATSA предусматривает 12 вариантов ограничительных мер. Речь идет в том числе о закрытии доступа к финансированию, запрете на сделки на внутреннем американском рынке и ограничениях на въезд на территорию США.
29 января 2018 года Минфин США, управление Директора национальной разведки и Госдепартамент представили в американский Конгресс так называемый «кремлевский доклад» со списком приближенных к президенту России Владимиру Путину российских чиновников и «олигархов», в отношении которых Вашингтон может ввести санкции. Доклада требовал от трех американских ведомств закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Сountering America’s Adversaries Through Sanctions Act, H.R. 3364), который был подписан президентом США Дональдом Трампом 2 августа 2017 года и вступает в силу в феврале 2018 года.
В несекретное «Приложение Б» к докладу вошел список из 96 российских олигархов, состояние которых превышает $1 млрд. Несекретное «Приложение А» содержит список из высокопоставленных российских чиновников и руководителей госкомпаний, в том числе 41 высокопоставленный сотрудник администрации президента России Владимира Путина, все министры правительства России, в том числе глава кабинета Дмитрий Медведев, и еще 40 «других высокопоставленных политических руководителей».
30 января министр финансов США Стив Мнучин пообещал, что за публикацией «кремлевского доклада», куда вошли российские миллиардеры из списка Forbes и высокопоставленные чиновники, последую санкции в отношении некоторых из них. «Ни в коем случае не следует думать, что мы не применим санкции ни к кому в этом отчете», — сказал Мнучин на слушании в банковском комитете Сената.
Какие же дополнительные санкции имел в виду госсекретарь США Рэкс Тиллерсон?
Партнер юридической фирмы Herbert Smith Freehills Алексей Панич считает, что Тиллерсон говорил именно о персональных санкциях. И речь идет, скорее всего, о включении ряда лиц в санкционный список, который формирует Офис по контролю над иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC) Минфина США. По словам юриста, глава Госдепа США вряд ли подразумевал новые секторальные санкции, которые вводятся против определенных отраслей экономики. «Скорее всего это подготовка к включению представителей России в список OFAC», — подчеркнул Панич.
Он не исключил, что в санкционный список, о котором говорил Тиллерсон, могут попасть фигуранты «кремлевского доклада».
Панич напомнил, что подписанный Трампом закон CAATSA увязывает введение антироссийских санкций с ситуацией на Украине. Но допустил возможность того, что Вашингтон может включить в эти санкционные списки, не говоря об этом открыто, и российских представителей, которые «что-то там в Сирии неправильно делают».
Конец прекрасной дружбы
В ходе интервью Тиллерсону пришлось отвечать на вопросы о его личных отношениях с президентом России Владимиром Путиным и известных фотографиях, на которых он поднимает тосты с шампанским с президентом России. Телеведущая спросила главу Госдепартамента (эту должность Тиллерсон занял ровно год назад, 1 февраля 2017 года) не личная ли дружба мешает ему «предъявить Путину счет».
Тиллерсон напомнил, что познакомился с Путиным 18 лет назад, когда возглавлял крупнейшую американскую нефтегазовую компанию ExxonMobil (№13 в рейтинге 2000 крупнейших компаний мира Forbes, рыночная капитализация — $324,3 млрд). «И отношения с Путиным всегда касались того, что я могу сделать для достижения успеха в России с точки зрения интересов акционеров», — подчеркнул госсекретарь.
По его словам, ситуация принципиально изменилась с того момента, как он вступил в должность главы Госдепартамента США. Тиллерсон вспомнил, что когда впервые оказался в Кремле в качестве госсекретаря, то приветствовал Путина словами: «Тот же человек, но другая шляпа». И сразу же сказал главе государства, что отныне представляет другие интересы. «Отныне я представляю американский народ», — привел Тиллерсон свои слова Путину.
«Я полагаю, было важно сказать ему это лицом к лицу, и думаю, он явно понял, что я имею в виду», – отметил глава Госдепа США.