Смертельный пинг-понг. Есть ли у России шанс на победу в санкционной войне
Иногда создается впечатление, что «объектив» общественного внимания настроен не на ту задачу. Например, несколько последних месяцев активно велись дискуссии о том, кто из российских миллиардеров войдет в так называемый «кремлевский список», а кто нет.
Между тем Россия столкнулась с системным и детально спланированным экономическим давлением, которое рассчитано на многие годы и призвано постоянно усиливать прессинг на страну. В этом плане отдельные эпизоды не столь важны. То, что случилось 29 января, — это лишь фрагмент большой картины, а то, чего удалось избежать в этот раз, с высокой долей вероятности настигнет страну достаточно скоро.
В США механизм экономических санкций против неугодных стран и отдельных лиц имеет большую историю и доведен практически до совершенства. Во время Второй мировой войны (сразу после немецкого вторжения в Норвегию в 1940 году) в стране был создан специальный орган — Office of Foreign Funds Control (FFC), который был призван осуществлять надзор за иностранными активами.
Его главной задачей стало предотвращение использования Германией средств, принадлежащих гражданам оккупированных стран. В настоящее время правопреемником FFC является Office of Foreign Assets Control (OFAC). Он работает с декабря 1950 года, после вступления Китая в войну на Корейском полуострове, когда были заблокированы все китайские и северокорейские активы, находящиеся под юрисдикцией США.
Современный OFAC осуществляет контроль за иностранными активами, обеспечивает выполнение экономических санкций против стран и отдельных лиц, таких, как террористы, торговцы наркотиками и другие. В настоящее время под «комплексные программы» санкций подпадают такие страны, как, например, Бирма, Куба, Иран, Судан.
Различные программы санкций работают против Белоруссии, Демократической Республики Конго, Ирака, Либерии и других стран. Существуют и специальные программы, направленные только на физических и юридических лиц.
Санкции могут длиться годами и даже десятилетиями. Например, меры в отношении Ирана были применены сразу после революции 1979 года и существуют до сих пор, но уже в гораздо более жесткой форме. Этого и нужно опасаться России.
Чем плох «пинг-понг»
Следует признать, что первые санкции, которые США и европейские страны приняли против России в связи событиями на Украине, были больше похожи на одиночные «снайперские выстрелы», нежели на крупномасштабную «военную операцию». Они не были призваны причинить весомый вред российской экономике, а скорее всего носили предупреждающий характер, как бы говоря: «Господа! Мы очень серьезно относимся к возникшей проблеме и это только начало. Дальше может быть значительно хуже». Россия ответила соответственно, запретив, например, импорт продовольствия. Это можно было трактовать как: «Не лезьте к нам! Мы вас не боимся!»
Однако этап «пинг-понга» — последовательного обмена «ударами», как это принято в дипломатии, — полностью исчерпал себя к августу 2017 года, когда президент Трамп подписал закон «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA). В этом документе Россия была открыто названа «противником» наряду с Ираном и Северной Кореей.
Закон ужесточил и придал системный характер всему спектру антироссийских санкций, которые нацелены на нанесение чувствительных ударов по основным стратегическим интересам страны. В частности, по притоку в Россию зарубежных инвестиций, технологической поддержке разведки и добычи энергетических ресурсов, строительству экспортных трубопроводов, оборонной промышленности и так далее. Намечена стратегия развития санкций в будущем. Так, на очереди стоят меры, направленные против РЖД, сталелитейной и добывающей промышленности.
Ужесточаются и принятые ранее санкции. Для этого не требуется новых законов и одобрения конгресса. Например, с 29 января 2018 года вводятся ограничения в отношении глубоководной добычи газа и нефти, проектов в офшорных территориях Арктики и на шельфе по всему миру. Санкции начинают действовать, если российское участие в них превышает 33%. Они коснутся не только строителей, поставщиков оборудования и материалов. Банки, которые будут принимать участие даже в переводе средств на подобные проекты, могут лишиться своих корреспондентских счетов в США.
Системная защита
Нужно честно признать, что наносить ответные равнозначные «удары» Россия не в состоянии. В таких условиях реакция страны на американские санкции должна, безусловно, конвертироваться в системную стратегию защиты, основанную на так называемой «сплошной обороне» и «игре на опережение».
Конечно, лучшим решением в этой ситуации было бы урегулирование конфликтов, которые привели страну к санкциям. Прежде всего это вопросы Крыма и Украины. Переговоры в этом направлении должны продолжаться с удвоенной силой. Однако здесь трудно ждать быстрых результатов и, по всей вероятности, нужно готовиться к затяжному противостоянию настоящим и будущим санкциям.
Представляется, что одной из основных задач построения антисанкционной защиты должен стать лозунг «Санкции США — только для американцев!». То есть репрессивные меры не должны поддерживаться другими странами, прежде всего государствами Евросоюза.
Вот свежий пример: на днях просочилась информация, что итальянская компания ENI приостановила поставку оборудования «Роснефти», предназначенного для разработки месторождения в Черном море, ссылаясь на новые санкции США. Давайте вдумаемся в это: итальянская фирма стремительно реагирует не на решение своего правительства, не на реакцию того или иного руководящего органа Евросоюза, а на новые правила, которые пишут заокеанские чиновники.
Если удастся «отцепить» европейский «вагон» от американских санкций, то это будет серьезный стратегический прорыв в защите интересов России. Это даст сильный толчок и в политических приговорах по текущим спорным вопросам.
Ведь экономические связи с Европой на порядок больше того, как Россия связана с США. Товарооборот России с Америкой, например, с января 2016 по январь 2017 года составил всего $21,7 млрд, а с Германией за тот же период почти в два раза больше — $42,9 млрд, с Нидерландами — $34,9 млрд, с Италией — $20,8 млрд и так далее.
В поиске союзника
Европе должно быть элементарно невыгодно расширять свои санкции и следовать в фарватере американской «войны» против России. Поддержав предыдущие три санкционных волны с 2014 года, европейцы сейчас не торопятся присоединиться к США, справедливо опасаясь, что это может нанести им существенный урон.
Особенную озабоченность вызывают вопросы энергической безопасности Европы. В этой ситуации нужно сделать все возможное, чтобы чаша весов не склонилась в сторону поддержки новых американских санкций.
Важным шагом в этом направлении могла бы стать отмена всех ограничений на поставку продовольственных товаров из Европы в Россию. Они уже сыграли свою роль. Сейчас самое время проявить добрую волю и сделать это не под нажимом, а добровольно — как первый шаг к восстановлению взаимного доверия на европейском континенте. Есть основания полагать, что подобный «маневр на марше» будет достойно встречен в деловых кругах ЕС, особенно сейчас, в контексте обострения торговых противоречий между Европой и США.
Для граждан стран-членов ЕС Россия могла бы также в качестве эксперимента ввести безвизовый режим на лето 2018 года. Например, с июня по сентябрь, включая период чемпионата мира по футболу. Это, помимо прочего, поддержало бы российский въездной туризм и позволило пополнить казну валютой.
Соответствующая работа по продвижению интересов России должна интенсивно вестись с каждой европейской страной, ее политиками, известными компаниями. Россия могла бы официально заявить, что ни одна из ее ракет не нацелена на европейские столицы. Мы никому не угрожаем, хотим мира и готовы обсуждать с нашими партнерами все необходимые меры для того, чтобы убрать с повестки дня все имеющиеся страхи и опасения. Все остальные вопросы следует решать за столом переговоров, а не на полях санкционных войн.
И еще. Россия должна быть сильной! Это может показаться не совсем логичным, но именно сейчас было бы разумным заморозить участие страны в автоматическом обмене информацией и приостановить действие закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Российский бизнес не должен сейчас бояться за свои зарубежные активы.
Во время санкционной войны не следует ограничивать тех, кто может помочь государству пережить эти сложные времена. Наоборот, именно сейчас деловые люди должны как никогда чувствовать свою необходимость и реальную защиту государства. Кстати, США — единственная из развитых стран мира, которая отказалась обмениваться финансовой информацией с другими странами. А чем мы хуже?