Гремучая смесь в деле ExxonMobil: $640 млн налогов, санкции и новый проект с «Роснефтью»
Допуск американской нефтегазовой компании ExxonMobil (№13 в рейтинге 2000 крупнейших компаний мира Forbes, капитализация — $334,8 млрд) к совместным с российской «Роснефтью» (№82 в рейтинге Forbes, рыночная стоимость, по состоянию на 8 сентября, $56,6 млрд) может помочь в решении налогового спора по проекту «Сахалин-1» на сумму, превышающую $600 млн. Об этом сообщил в пятницу, 8 сентября, российский вице-премьер Аркадий Дворкович в кулуарах форума Kazenergy в Астане.
Накануне, 7 сентября, президент России Владимир Путин сообщил, что правительство России договорилось с ExxonMobil о разрешении кризисных вопросов по проекту «Сахалин-1». Глава государства в ходе Восточного экономического форума во Владивостоке рассказал, что, несмотря на обыски, которые госсекретарь США Рекс Тиллерсон организует в российских дипломатических учреждениях, Москва находит решения текущих кризисных вопросов с его бывшей компанией ExxonMobil. Речь идет о заинтересованности ExxonMobil в работе в проекте «Сахалин-1» на Дальнем Востоке».
«На фоне даже этих дипломатических скандалов мы сейчас договорились с ними о том, как мы выйдем из этой ситуации, учитывая их интересы. В самое ближайшее время правительство России объявит об этом», — заявил глава государства (цитата по РИА Новости).
Как уточнил министр энергетики Александр Новак, соглашение российский властей с ExxonMobil по проекту «Сахалин-1» ожидается в сентябре 2017 года. «Мы довольно далеко продвинулись в переговорах, нашли пути выхода из кризисной ситуации, сможем рассказать детали позже», — заявил по поводу урегулирования налогового спора с ExxonMobil представитель Минфина России.
Налоговый пряник Москвы
О вероятном варианте взаимовыгодного решения налогового спора с ExxonMobil сообщила в пятницу, 8 сентября, газета «Коммерсантъ» со ссылкой на информированные источники.
Россия собирается в сентябре заключить мировое соглашение с американской ExxonMobil по спору по налогам с проекта «Сахалин-1». Как заявил в четверг президент Владимир Путин, интересы Exxon будут учтены. Exxon в 2015 году обратилась в Стокгольмский арбитраж, поскольку сочла, что переплатила налоги в рамках соглашения о разделе продукции (СРП) «Сахалина-1» на $637 млн по состоянию на конец 2016 года.
Они рассказали, что в случае отказа ExxonMobil от своих претензий на возврат переплаченных налогов по «Сахалину-1», компании будет предложено вхождение с миноритарной долей в крупный нефтяной проект «Роснефти» в России. Проекту будут предоставлены льготы по НДПИ, что позволит американской компании за несколько лет компенсировать свои предполагаемые потери на «Сахалине-1». Один из собеседников издания сообщил, что речь идет о Красноленинском месторождении с запасами 750 млн т, для которого «Роснефть» попросила снизить НДПИ.
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев в пятницу опроверг информацию о том, что ExxonMobil в рамках разрешения налогового спора по «Сахалину-1» может войти в новый нефтяной проект «Роснефти». «Это просто какая-то ерунда, этот пункт совершено непонятен», — заявил он.
Санкционный кнут Вашингтона
Новый проект ExxonMobil с «Роснефтью» может стать первым для американской компании в России после того, как в 2014 году были введены антироссийские санкции из-за присоединение Крыма и кризиса на юго-востоке Украины.
Из-за санкций против России ExxonMobil свернула девять из десяти проектов в Арктике, Западной Сибири и на шельфе Черного моря, реализация которых предусматривалась в соглашении о стратегическом сотрудничестве между американской компанией и «Роснефтью». В феврале 2015 года американская компания оценила свои убытки от приостановки совместных проектов с «Роснефтью» на конец 2014 года в $1 млрд.
В июле 2017 года Минфин США оштрафовал ExxonMobil на $2 млн за нарушение санкций по Украине. В заявлении ведомства отмечалось, что компания «подвергается гражданскому штрафу в размере двух миллионов долларов» за нарушения законодательных норм по санкциям, связанным с Украиной. Нарушение санкционного режима заключается в том, что в период с 14 мая по 23 мая 2014 года подразделения компании ExxonMobil воспользовались услугами лиц, находящихся под санкциями и ограничениями. В частности, было подписано восемь соглашений, связанных с российскими нефтегазовыми проектами, с Игорем Сечиным, руководителем «Роснефти», несмотря на то, что он находится в санкционном списке.
Как сообщил Forbes по поводу штрафа вице-президент и пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев, данное решение спустя три года после подписания контрактов, информация о которых не скрывалась, выглядит весьма странным.
«Штраф не за подписание соглашений, чтобы вы поняли, а за подписание соглашений непосредственно Игорем Ивановичем, который как физическое лицо был внесен в санкционные списки. Там не подвергаются сомнению сделки, подвергается сомнению право ExxonMobil подписывать их с подсанкционным физическим лицом», — сказал Леонтьев. Он отметил, что «невозможно себе представить, чтобы ExxonMobil совершило любое действие в пространстве, связанном с американскими санкциями, не получив разъяснений и разрешений у санкционных юристов, то есть непосредственно OFAC (Управление по контролю иностранных активов Минфина США. — Forbes)».
Сама ExxonMobil отметила, что при заключении соглашений с «Роснефтью» в 2014 году действовала по четким указаниям Белого Дома и минфина США, и назвала штраф OFAC за данные соглашения необоснованным. Компания подчеркнула, что заключала данные соглашения с президентом «Роснефти», а не лично с Игорем Сечиным.
По данным Forbes, изучившего материалы на сайте «Роснефти», поводом для штрафа могло быть подписанное в указанный период Сечиным и президентом ExxonMobil Development Нилом Даффином соглашение о продлении срока действия соглашения по реализации проекта «Дальневосточный СПГ». Кроме того, Сечин и президент ExxonMobil Russia Глен Уоллер за этот период подписали соглашение об оказании консорциумом «Сахалин-1» комплекса услуг по бурению, добыче, подготовке, транспортировке, хранению и погрузке углеводородов, добытых на Северной оконечности месторождения Чайво, с использованием инфраструктуры консорциума «Сахалин-1» в соответствии с лицензионными обстоятельствами и совместной технической схемой разработки.
Спор на $640 млн
Шельфовый проект «Сахалин-1» выполняется на основе соглашения о разделе продукции. В этот проект входят три нефтегазоносных месторождения на северо-восточном шельфе Сахалина: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. На них в 2016 году было добыто 8,9 млн т нефти и конденсата.
Структура ExxonMobil — ExxonNeftagas — является оператором проекта. Доля американской компании в «Сахалине-1» — 30%. Другие участники проекта — японская Sodeco (30%), «Роснефть» (20%) и индийская ONGC (20%).
ExxonMobil платила с проекта налог на прибыль по ставке 35% с 2009 года. При этом в целом в стране в 2009 году налог на прибыль был понижен до 20%. Exxon считает, что, поскольку в СРП содержится пункт о неухудшении инвестиционных условий, компания могла рассчитывать на снижение ставки. Минфин настаивает, что должны выполняться обязательства, записанные в СРП, которое не предполагает изменения налогов в течение действия всего срока соглашения.
В апреле 2015 года ExxonMobil подала в стокгольмский арбитраж иск, требуя от России возместить часть переплаченного, по ее мнению, налога на прибыль по «Сахалину-1». Тогда речь шла о сумме в $500 млн. По оценке ExxonMobil, к марту 2017 года общая сумма оспариваемых налогов выросла до $637 млн. Позднее стало известно, что Минфин России и ExxonMobil начали переговоры о решении спора в досудебном порядке и разбирательство в арбитражном суде Стокгольма было отложено.