«Яндекс» в четвертый раз возглавил рейтинг самых дорогих компаний Рунета
Forbes опубликовал очередной рейтинг 30 самых дорогих компаний Рунета. IT-корпорация «Яндекс», основанная Аркадием Воложем, заняла в нем первое место с оценкой $17,397 млрд. В предыдущие три года «Яндекс» также становился самым дорогим игроком Рунета: в 2021 году компания стоила в 1,3 раза дороже — $22,98 млрд. Последние несколько месяцев были не самым удачным временем для российских интернет-компаний. С ноября по январь их акции подешевели на 50%, говорится в аналитической записке Goldman Sachs от 21 января (есть у Forbes).
На прошлой неделе «Яндекс» представил финансовые результаты за 2021 год и дал прогноз на 2022-й. В течение 2021 года «Яндекс» трижды повышал годовой прогноз по выручке — бизнес компании рос более высокими темпами, чем ожидалось. Выручка компании увеличилась на 54%, до 110,3 млрд рублей, а скорректированный показатель EBITDA упал на 29%, до 9,7 млрд рублей — это на 5,5% и 24,9% выше консенсус-прогноза «Интерфакса». Согласно ожиданиям «Яндекса», в 2022 году выручка всей компании должна составить 490-500 млрд рублей, что примерно на 2-4% выше текущего консенсуса Bloomberg.
В сентябре «Яндекс» впервые создал новую компанию ClickHouse на базе собственной технологии: инвесторы вложили в нее $250 млн по оценке $2 млрд. Клиентами ClickHouse стали Uber, «ВКонтакте», Cloudflare, Bloomberg, Тинькофф Банк и другие компании. «Яндекс» также открыл прием заявок в Москве на участие в первом тестировании беспилотных такси, над которыми он работает с 2017 года. А в ноябре компания выпустила первую партию своих серверов, изготовленных в Зеленограде.
Вторую строчку рейтинга, как и в прошлом году, занял маркетплейс Wildberries с оценкой $7,635 млрд: годом ранее компания стоила почти в два раза дороже — $14,52 млрд. На оценку крупнейшего e-commerce игрока в России, как и на другие непубличные компании, повлиял обвал российских бумаг: больше всех пострадали маркетплейсы, агрегаторы такси и сервисы доставки еды. На третьем месте оказалась компания Avito с оценкой $6,227 млрд. В прошлом году на третьей строчке располагался Ozon, который теперь занимает четвертое место. В начале 2021 года Ozon стоил более $10 млрд, а теперь его капитализация упала в два раза, до $4,711 млрд. Подешевели агрегатор такси «Ситимобил» и сервис доставки еды из ресторанов Delivery Club. Циан, который в ноябре 2021 года провел IPO по оценке $1 млрд, подешевел до $630 млн ко 2 февраля (дата закрытия рейтинга).
Forbes отбирал в рейтинг компании, которые предоставляют свои услуги и формируют выручку в интернете. Поэтому в рейтинг попали маркетплейсы, которые продают места продавцам на сайте-витрине, а также разработчики программного обеспечения. При этом в рейтинге нет компании, у которых больше половины выручки формируется за пределами России, или у которых в России менее половины пользователей. Согласно этому критерию, в лонг-листе не было таких компаний, как Telegram, Joom и Dating.com.