Миллиарды на серверах: зачем «Яндекс» выходит на рынок госзаказа
Первая партия
Совместное предприятие (СП) «Яндекса», «Ланита», банка ВТБ и производителя компьютерной техники Gigabyte выпустило первые 200 серверов под брендом Openyard: они созданы на базе разработок и технологий «Яндекса». Об этом Forbes рассказал управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян.
Первая партия серверов произведена на контрактном производстве «АЛТ Мастер» в Зеленограде, «Яндекс» будет тестировать эти устройства в одном из своих дата-центров. По словам Худавердяна, новые серверы будут использованы в том числе для расширения облачной платформы Yandex.Cloud.
Следующая партия из 600 серверов будет выпущена также на «АЛТ Мастер» уже в следующем году, а до конца 2022 года первый сервер выпустит СП на собственном заводе под Рязанью. Помимо того, что «Яндекс» будет использовать серверы для своей работы, СП планирует продавать их частным компаниям, ведомствам, министерствам и организациям, которые хотят использовать «железо» отечественной сборки, отметил Худавердян.
«Возможность продавать устройства компаниям, которым необходимы именно российские серверы, — одна из причин строительства завода под Рязанью. Производство в России позволит «Яндексу» быстрее разрабатывать новые серверы для своих нужд и не зависеть от скорости поставок. Также это открывает нам возможность зайти на достаточно большой рынок серверов», — рассказал Худавердян. Рынок серверного оборудования в России вырос на 18,2% до $1,319 млрд в 2020 году, по данным исследовательской компании IDC.
Новый завод сможет выпускать до 60 000 серверов в год, при необходимости его мощности можно будет увеличить. Кроме этого, компания планирует производить там системы хранения данных, шлюзы и компоненты умных устройств также под брендом Openyard.
Новый рынок
О том, что «Яндекс», «Ланит», Gigabyte и ВТБ построят завод под Рязанью, стало известно в начале октября 2021 года. СП на начальном этапе инвестирует в производство более 1 млрд рублей. Сейчас совместное предприятие ООО «Центр открытых разработок» принадлежит на 50% «Яндексу» и на 50% «Ланит Венчурс», следует из данных базы «СПАРК-Интерфакс». ВТБ и Gigabyte должны стать его совладельцами позже — ни у одной из компаний не будет в СП контрольной доли, отметил Худавердян. Он не раскрыл, как именно будут распределяться доли в СП и инвестиции каждой из сторон в новый проект. Представитель ВТБ рассказал, что выступит финансовым соинвестором, но отказался раскрыть свою долю в СП.
Компания «Ланит», которая занимается дистрибуцией и интеграцией IT-систем, будет предлагать серверы Openyard своим клиентам, отметил Худавердян. Представитель «Ланита» подтвердил Forbes эту информацию. В «Ланите» не назвали компании, которые могут заинтересоваться таким продуктом, но отметили, что это игроки, которым необходимо выполнять требования Минпромторга.
В конце августа 2021 года правительство ужесточило правила госзакупок и запретили госорганам зарубежные серверы, ноутбуки, микросхемы и т. д. При этом если раньше госзаказчики могли обосновать необходимость купить «железо» зарубежного поставщика в закупочной документации, то теперь разрешение на такую покупку надо получать напрямую от Минпромторга. Министерство ведет реестр продукции, которая имеет официальной статус российской — там, к примеру есть серверы отечественных компаний «КНС групп», «Промобит», «Депо Электроникс», «Крафтвэй Корпорэйшн ПЛС», «ПК Аквариус» и других. СП сейчас находится в процессе подачи заявки на включение сервера Openyard в реестр Минпромторга.
Государство поставило задачу — в России должно быть отечественное вычислительное оборудование, в том числе серверы, говорит президент Ассоциации участников отрасли ЦОД Игорь Дорофеев. «Раньше использовался термин «импортозамещение», а теперь модно уточнение — технологическая независимость. Поэтому здесь не стоит вопрос о том, что создатели отечественных серверов должны жестко конкурировать с такими производителями, как Dell или Hewlett-Packard Enterprise, — государство гарантирует им спрос на отечественную продукцию», — отметил Дорофеев. По его словам, уже сейчас все государственные и бюджетные структуры обязаны отдавать предпочтение отечественным производителям. Государственный заказ — это минимум 20-30% на рынке серверного оборудования, который потенциально могут занять «Яндекс» и его конкуренты, считает президент Ассоциации участников отрасли ЦОД.
Создать собственный отечественный сервер на базе процессоров Intel и с использованием технологий Huawei планирует также компания Т1 (ранее «Техносерв»), писал в сентябре 2021 года РБК со ссылкой на источники. Собеседник издания рассказывал, что Т1 видит потенциал в создании российских серверов, поскольку это растущий рынок, одним из драйверов которого является импортозамещение. Одним из акционер Т1 также является ВТБ (доля 30,5%).
Гибкое решение
«Яндекс» создал первый прототип собственного сервера в 2011 году, рассказал Худавердян. С 2015 года компания использует в своих дата-центрах около 70% серверов, созданных по собственному дизайну и разработанной в «Яндексе» архитектуре, а с 2020 года компания использует только свои серверы. «Сервисы «Яндекса» требует разных вычислительных ресурсов: процессорной мощности, систем хранения, сети передачи связи и т.д. Например, «Картам» нужно больше оперативной памяти, чем «Погоде». Наши серверы позволяют распределять эти ресурсы эффективнее. Они также не требуют кондиционерного охлаждения в ЦОДе (его заменяют вентиляторы), поэтому потребляют меньше электричества и оказывают меньше влияния на экологию», — рассказывает Худавердян.
Сейчас «Яндекс» производит свои серверы в Китае и на Тайване. В пяти дата-центрах компании, один из которых расположен в Финляндии и четыре в России, находятся около 150 000-200 000 серверов, и ежегодно «Яндекс» обновляет 10% от их числа. На это компания тратит около 15 млрд рублей, отметил Худавердян. По его словам, если бы «Яндекс» закупал серверы на открытом рынке, то они обошлись бы компании на 30-50% дороже: рыночная стоимость нужных компании серверов в зависимости от комплектации может составлять $6000-20 000.