К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Рациональное распределение капитала: за счет чего «Яндекс» планирует рост в 2022 году

Фото Евгения Разумного / Ведомости / ТАСС
Фото Евгения Разумного / Ведомости / ТАСС
Показатели выручки и EBITDA «Яндекса» по итогам 2021 года превысили консенсус-прогнозы аналитиков. В 2022 году компания ожидает рост выручки на 38-40%, до 490-500 млрд рублей, и удвоения оборота сегмента электронной коммерции. За год акции «Яндекса» потеряли около 30% своей цены — пора ли их покупать?

Что случилось

Акции «Яндекса» подскочили на 9%, до 3760 рублей за бумагу, после публикации финансовых и операционных результатов за IV квартал и весь 2021 год. Компания сообщила, что ожидает двукратного роста товарооборота  e-commerce-сервисов («Яндекс. Маркета», «Яндекс. Лавки» и «Яндекс. Еды»), а выручка всего «Яндекса» должна вырасти почти в полтора раза, до 490-500 млрд рублей, по итогам 2022 года.

Что это значит

Выручка «Яндекса» по итогам 2021 года выросла на 54%, до 356,2 млрд рублей, по сравнению с 2020 годом. При этом в октябре 2021 года компания прогнозировала, что ее выручка достигнет 340-350 млрд рублей за год.

Скорректированная EBITDA достигла 32,1 млрд рублей — на 35% ниже, чем в 2020 году. Операционный убыток составил 13,2 млрд рублей, скорректированная чистая прибыль тоже снизилась на 61%, до 8 млрд рублей. На показателе прибыли сказались инвестиции в быстрорастущие сегменты бизнеса — электронную коммерцию и медиасервисы, отметили в «Яндексе». 

 

На сегмент электронной коммерции компания делает большую ставку. «Яндекс.Маркет» показал наибольший рост среди всех подразделений компании. Показатель GMV (оборот товаров и услуг) всех сервисов электронной коммерции в IV квартале вырос на 192%, до 58,8 млрд рублей (если брать только «Маркет», то его GMV вырос на 215%), а за 2021 год оборот e-commerce-сервисов увеличился на 187% — до 160,4 млрд рублей. Убыток по скорректированному показателю EBITDA «Яндекс.Маркета» в 2021 году составил 40,4 млрд рублей. 

Объем инвестиций в сегмент e-commerce составил $600 млн, что на $50 млн меньше прогноза компании — это свидетельствует о рациональном распределении капитала, отметили в «Яндексе».

 

Прогноз по выручке всего «Яндекса» на 2022 год в 490-500 млрд рублей превышает на 2-4% прогноз Bloomberg, однако руководство компании исторически придерживается консервативного характера прогнозов, отмечают аналитики Goldman Sachs. Оборот e-commerce-сервисов должен увеличиться в два раза в 2022 году, при этом инвестиции в этот сегмент компании составят не более $720 млн — максимум на 20% больше, чем в 2021 году.

Зачем мне это знать

Крупным планом

Несмотря на то что в 2020 году российский рынок e-commerce вырос на 50% из-за пандемии, в 2021 году этот темп особо не снизился и составил 37% год к году — это существенно превышает мировые темпы в 24%, по данным отчета Goldman Sachs (есть у Forbes). Объем онлайн-продаж товаров повседневного спроса (включая продукты питания, напитки, бытовую химию и т. д.) достиг 329 млрд рублей в 2021 году, по данным исследования Data Insight (также есть у Forbes).

 

Рынок вырос за счет пяти крупнейших маркетплейсов — Wildberries, Ozon, «Aliexpress Россия», «Яндекс.Маркета» и «СберМегаМаркета». По данным Data Insight, в 2020 году почти половина продаж пришлась на первых четырех игроков. 

Кроме того, 2021 год стал рекордным для рынка складской недвижимости в России. Объем сделок на нем только в Москве вырос на 50% в рекордному 2020 году, по данным Goldman Sachs. Аналитики JLL ожидают, что эта тенденция сохранится и в 2022 году, хотя ожидается, что рост рынка будет более умеренным.

Для инвестора 

Двузначный рост товарооборота в сервисах электронной коммерции «Яндексу» будет показать сложнее, чем в 2020 году, когда случился бум спроса на доставку товаров из-за пандемии, говорит управляющий директор УК «Система-Капитал» Константин Асатуров. Однако у «Яндекса» больше шансов удвоить товарооборот, потому что в отличие от других крупных игроков у него низкая база, отмечает Асатуров. По его словам, «Яндекс» вошел в направление электронной коммерции с хорошими позициями в e-grocery — около трети бизнеса электронной коммерции пришлось на этот сегмент, который достиг рекордных 57,5 млрд рублей. 

До тех пор пока рынок электронной коммерции растет на 33% в год, а лидирующие маркетплейсы — на 80-200%, инвестиции в этот сегмент оправданны, говорит аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. 

 

По данным Bloomberg, за год акции «Яндекса» потеряли около 30% своей цены. Однако Делицын считает, что год назад стоимость акций была «ажиотажной», а не справедливой. Однако, по мнению Асатурова, сейчас акции «Яндекса» привлекательны для покупки. Аналитик объясняет, что на их стоимость повлияла геополитическая напряженность между Россией и зарубежными странами, а также общая коррекция среди компаний американского технологического сектора. До тех пор пока эти два фактора не отступят, акциям «Яндекса» будет сложно расти против рынка, несмотря на положительные финансовые результаты, предупреждает аналитик. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+