К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как разработчики «Яндекса» создали компанию стоимостью $2 млрд

Алексей Миловидов (Фото DR)
Алексей Миловидов (Фото DR)
Компания «Яндекс» 13 лет развивала систему управления базами данных с открытым исходным кодом, а потом на базе этих разработок создала отдельную компанию ClickHouse, Inc. вместе с венчурными фондами Benchmark Capital и Index Ventures. Какие проблемы решает этот стартап и как ему удалось привлечь инвестиции по оценке в $2 млрд, а также заполучить в клиенты IT-гигантов ByteDance и Cloudflare?

В конце сентября 2021 года «Яндекс» впервые объявил о создании новой компании на базе собственной технологии: вместе с венчурными фондами Benchmark Capital и Index Ventures он зарегистрировал ClickHouse, Inc в Дэлавере (США). Офис новой компании, в котором базируются 15 разработчиков, находится в Амстердаме.

Уже через месяц после регистрации стартап привлек $250 млн от американских фондов Coatue и Altimeter и других инвесторов по оценке в $2 млрд. Как «единорог» «Яндекса» вызвал всплеск интереса в Китае и заполучил себе в клиенты крупнейшие IT-компании в России и мире?

Самостоятельный продукт

Создателем ClickHouse, который начинал работать над прототипом технологии в 2008 году, был студент пятого курса механико-математического факультета МГУ Алексей Миловидов. Тогда он устроился в команду системы обработки данных «Яндекс.Метрики» — высоконагруженного сервиса, который помогает анализировать посещаемость веб-сайтов и поведение пользователей на них. Ежедневно через «Метрику», аналогом которой является Google Analytics, проходит 7% трафика в интернете — это вторая в мире по популярности система аналитики по итогам 2020 года. Миловидов и его коллеги разрабатывали инструменты для «Метрики», которые помогали корректно собирать данные пользователей. Это были небольшие программы для отдельных задач.

 

Со временем у Миловидова появилась идея обобщить их: ему показалось, что можно совместить отдельные сервисы и сделать из них продукт, который можно было бы использовать не только внутри «Яндекс.Метрики», но и в других сервисах. Поначалу над будущим ClickHouse Миловидов работал один — как в рабочее, так и в личное время.

В 2012 году «Яндекс» поставил систему, разработанную Миловидовым (это был прототип ClickHouse), в «Яндекс.Метрику» — она обрабатывала часть данных сервиса. В 2014 году компания сделала апдейт этого сервиса, «Метрику 2.0», который уже полностью был построен на ClickHouse. Благодаря ClickHouse в «Метрике 2.0» пользователи сайтов или сервисов сами могли конструировать свои отчеты и модифицировать их любым образом.

 

Тогда же Миловидов получил должность руководителя группы разработки «Яндекс.Метрики» и нанял пять разработчиков, которые полностью сосредоточились на ClickHouse.

Постепенно сервис распространялся и по другим отделам: его использовали в «Поиске», «Маркете», рекламных технологиях и бизнес-аналитике, инфраструктурных проектах. Стало понятно, что команды могут использовать систему даже без участия Миловидова. 

Поэтому он предложил своему руководителю, главе Yandex.Cloud Алексею Башкееву выложить исходный код ClickHouse на GitHub — крупнейший веб-сервис для хостинга IT-проектов и их совместной разработки. Миловидов считал, что если выложить код в открытый доступ, это сделает бренд «Яндекса» более узнаваемым и позволит легче нанимать разработчиков в компанию — они будут знать, с какой технологией им предстоит работать. 

 

«Нам показалось, что мы можем попробовать, а время покажет, приживется технология в открытом доступе или нет», — вспоминает в разговоре с Forbes Башкеев. После того как «Яндекс» опубликовал исходный код ClickHouse в июне 2016 года, технология начал набирать популярность в Китае, США и Европе, сказал он.

Навстречу TikTok

27 января 2018 года команда ClickHouse в течение шести часов без перерыва выступала перед 150 китайскими программистами в Пекине. Всплеск интереса к ClickHouse в этой стране случился примерно за полгода до этого момента, вспоминает вице-президент по разработке продукта Иван Блинков. Тогда консалтинговая компания Analysys провела в Китае ежегодный конкурс алгоритмов для разработчиков. Команда-победитель использовала в качестве ядра для своего решения технологию ClickHouse. Другие команды, участвовавшие в конкурсе, ничего не знали об этом продукте, поэтому технический директор Analysys Гуо Вей организовал поездку Миловидова и его коллег в Пекин, чтобы те рассказали о своей технологии, а представители китайских компаний, уже использующих ClickHouse, поделились опытом.

По словам Блинкова, сейчас пользователи из Китая — номер один по количеству посещений сайта ClickHouse. На втором месте — пользователи из России, на третьем — США и на четвертом — жители Европы. 

Одним из клиентов ClickHouse является компания ByteDance (владеет TikTok). С ее разработчиками Миловидов познакомился во время той же поездки в Пекин. У этой компании около 1000 серверов, что в два раза больше, чем у «Яндекс.Метрики», отметил Блинков. Сейчас, кроме ByteDance, ClickHouse используют Uber, «ВКонтакте», Cloudflare, Bloomberg, Тинькофф Банк и другие компании. 

Алексей Миловидов (Фото DR)

«Тинькофф» использует ClickHouse для анализа данных в некоторых случаях, когда есть задача агрегировать информацию по довольно большим таблицам-фактам (например, данным по звонкам абонента), рассказали Forbes в пресс-службе банка. Также ClickНouse адекватно интегрируется с другими продуктами, которые использует банк; кроме того, дополнительным плюсом была открытость и бесплатность технологии, добавили в пресс-службе.

 

Шпионский роман

«Наш путь к ClickHouse начался как хороший шпионский роман, со сложной серией представлений через Telegram и секретными переписками в течение нескольких месяцев, прежде чем нам удалось встретиться с командой сервиса «лицом к лицу» через Zoom» — так начинается новость венчурного фонда Index Ventures о том, что они в партнерстве с «Яндексом» и Benchmark Capital создали новую компанию ClickHouse, Inc в сентябре 2021 года.

На ClickHouse в Index Ventures обратили внимание после того, как все, от компаний из топ-20 рейтинга Fortune 500 (таких как Walmart, Apple, Verizon, Microsoft) до компаний из портфеля инвестиций серии А этого фонда, были в восторге от технологии, говорится в сообщении. Тогда фонд решил выяснить, почему компании выбирали именно ClickHouse, несмотря на то, что у них был огромный выбор решений для хранения и работы с данными.

«Когда мы разговаривали с клиентами, использующими ClickHouse, они не фокусировались на конкурентах, на российском происхождении проекта и на том, что это не корпоративное решение, а проект с открытым кодом. Они сказали, что ClickHouse помогает им поддерживать клиентские приложения и использовать данные для принятия решений в режиме реального времени», — отметили в Index Ventures.

«Яндекс» выбрал Index Ventures и Benchmark, так как у этих фондов был опыт в построении бизнеса из open source-технологий, говорит Башкеев. «Мы осознали, что наша история не уникальна», — отметил он. В Yahoo была создана платформа для обработки очень больших данных Hadoop, в LinkedIn создали брокера сообщений Kafka, а в Facebook — платформу для анализа данных Presto. Index Ventures и Benchmark инвестировали в эти разработки и потом на базе этих технологий были созданы отдельные компании с многомиллиардными оценками, отметил Башкеев. «И мы решили, что нам тоже стоит попробовать сделать похожее с ClickHouse», — добавил он.

 

Благодаря Index Ventures компания ClickHouse смогла нанять гендиректором Аарона Катца — бывшего коммерческого директора Elastic, компании, которая предоставляет решения для обеспечения безопасности облачных приложений на основе продуктов с открытым исходным кодом. Осенью 2018 года Elastic провела IPO на Нью-Йоркской бирже и привлекла $252 млн. Сейчас ее рыночная капитализации превышает $11 млрд.  

Бакшеев лично ездил на переговоры с Катцем в Кремниевую долину, так как топ-менеджер сомневался насчет нового проекта — у него не было опыта развития российских компаний.

Новый «единорог»  

Через месяц после того, как ClickHouse стала отдельной компанией (акционеры не раскрывают распределение долей), она привлекла $250 млн от фондов Coatue и Altimeter при оценке в $2 млрд. 

Оценка компании — эта своего рода ставка на то, насколько она будет успешна в будущем, говорит Башкеев. Команда ClickHouse сможет превратить проект, созданный в «Яндексе», в ведущий облачный аналитический продукт, уверен он.

 

Сейчас в сегменте, в котором работает ClickHouse, высокие оценки компаний — например, у Snowflake и Datadog, говорит основатель и генеральный партнер Fort Ross Ventures Виктор Орловский. По его словам, у ClickHouse много конкурентов, но у продукта хорошие показатели роста клиентов.

«Несмотря на то что ClickHouse был частью «Яндекса», эта технология находилась в публичном доступе с 2016 года и успела стать мегапопулярной за счет скорости работы», — считает частный инвестор и партнер Angeldeck London Андрей Вышлов. Согласно рейтингу DB-Engines, который ранжирует системы управления базами данных по их популярности, ClickHouse занимает 44 место в мире среди всех подобных систем. 

Привлеченные инвестиции компания планирует потратить на расширение штата и развитие за рубежом, в первую очередь в США, рассказал Миловидов. При этом, по словам Блинкова, Соединенные Штаты пока остаются самым сложным рынком для компании из-за политических проблем между странами: в основном ClickHouse в Штатах используют те, кто доверяет российским разработчикам и предпринимателям.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+