К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Онлайн-еда: сервисы доставки набирают популярность и капитализацию

Фото DR
Фото DR
Фонд Юрия Мильнера DST Global вновь вложился в «единорога» Deliveroo, специализирующегося на доставке еды из ресторанов

Фонд миллиардера Юрия Мильнера DST Global вновь вложился в британский стартап по доставке еды из ресторанов Deliveroo, в который активно инвестирует на протяжении последних трех лет. DST Global участвовал в раундах финансирования Deliveroo в 2015-м, 2016-м и 2017-м годах, причем в предыдущих двух раундах фонд Мильнера выступал лидирующим инвестором. В последнем раунде компания со штаб-квартирой в Лондоне привлекла $385 млн при оценке в сумму, превышающую $2 млрд. Общий объем финансирования Deliveroo составил $860 млн с момента запуска в 2012 году.

Совместно с фондом российского бизнесмена стартап профинансировали T. Rowe Price и Fidelity Management and Research Company, ранее поддержавшие Facebook, AirBnB и Tesla, — они выступили лид-инвесторами. В последнем раунде к ним присоединились прежние инвесторы проекта — General Catalyst, Index Ventures и Accel Partners. «Я помню, как был взволнован, когда мы отправили первую доставку. Я надеялся, что люди захотят заказывать любимую еду из местных ресторанов. Я горжусь тем, что уже четыре года миллионы людей пользуются Deliveroo в более чем 150 городах по всему миру», — прокомментировал сделку основатель и генеральный директор Deliveroo Уилл Шу.

Тем не менее одним из крупных инвесторов, отсутствовавших в списке инвесторов, оказался японский технологический гигант SoftBank, готовый инвестировать в техностартапы $100 млрд. Bloomberg ранее писал, что в июле SoftBank был заинтересован в поддержке Deliveroo, однако в итоге решил отказаться от участия в раунде из-за переговоров с Uber — одним из ключевых конкурентов компании.

 

На что пойдут инвестиции

Британская компания направит привлеченные средства на расширение глобальной экспансии и открытие офисов в новых городах, а также на открытие сети кухонь. В первую очередь Deliveroo потратится на расширение своей программы «Editions» (ранее называвшейся RooBox), включающей открытие кухонь, предназначенных только для доставки. Программа, по мнению компании, позволит бизнесменам открывать свои рестораны без каких-либо традиционных первоначальных затрат, наращивая за счет такой экономии ассортимент меню и оптимизируя вопросы доставки с помощью Deliveroo. Наконец, компания продолжит наращивать численность своей технологической команды, которая, помимо прочего, работает сейчас над алгоритмом, который с помощью технологий искусственного интеллекта даст возможность в реальном времени отслеживать и решать вопросы логистики. Таким образом, Deliveroo рассчитывает повысить скорость и объем доставок. Стартап также надеется с помощью анализа данных просчитывать наиболее подходящие для запуска новых кухонь точки.

Между тем недавно опубликованные финансовые показатели компании за год, заканчивающиеся 31 декабря 2016 года, свидетельствуют о том, что валовая маржа компании составила лишь 0,7% за год (показывает, на сколько выручка от реализации способна покрыть постоянные расходы и сформировать прибыль компании). Это обусловлено растущей конкуренцией со стороны других сервисов доставки еды из ресторанов — UberEats и Amazon, который также решил сконцентрироваться на доставке продуктов питания, купив сеть супермаркетов здорового питания Whole Foods и договорившись о сотрудничестве с нью-йоркской службой доставки еды Olo в рамках проекта Amazon Restaurants. В то же время, как отмечает Business Insider, годовая выручка Deliveroo значительно выросла за 2016 год — на 611% с $24 млн в 2015 году до примерно $175 млн. Но убытки тоже увеличились, составив почти $175 млн, что на 300% больше по сравнению с $40 млн в 2015 году. Большая часть роста пришлась на международные рынки Deliveroo: доходы стран за пределами Великобритании «значительно увеличивались». Сейчас один из самых успешных британских стартапов Deliveroo работает в 120 городах в 12 странах, включая Германию и Сингапур, и имеет 120 000 ресторанов-партнеров. Число курьеров Deliveroo по всему миру увеличилось с 5700 в 2015 году до 26 500 человек в 2016 году.

 

Рынок доставки еды в России и в мире

Согласно исследованию McKinsey, последние данные которого приводит The New York Times, сейчас на глобальном уровне рынок доставки продуктов оценивается в €100 млрд, что составляет 1% от общего рынка продуктов питания и 4% от рынка продуктов, продаваемых через рестораны и фастфуд-сети (в 2016 году показатель составлял $83 млрд). Как указывает издание, этот рынок «уже повзрослел» в большинстве стран, общий годовой темп его роста оценивается всего в 3,5% в течение следующих пяти лет, однако он до сих пор привлекает крупных игроков.

Как правило, компании по доставке еды относятся к одной из двух категорий. Первая — это агрегаторы, такие как Grubhub, которые лишь собирают на своем сайте меню различных ресторанов, представляя их в удобном для клиентов формате, и требуют, чтобы рестораны сами выполняли доставку. Второй тип — полноценные сервисы доставки, такие как Deliveroo, Postmates и UberEats, которые принимают заказы через онлайн-портал и доставляют еду прямо из ресторанов. С последних организаторы доставки обычно взимают фиксированный процент от заказа, в то время как клиенты также платят курьерам за доставку.

В России ситуация обстоит иначе, и крупные стратеги типа Mail.Ru Group только выходят на этот рынок. Фонд AddVenture в 2015 году оценивал объем рынка доставки еды в России в сумму около $1,5 млрд в год, $900 млн из которых приходилось на Москву. По оценкам фонда Target Global, сегодня объем российского рынка доставки из ресторанов в 2017 году составит примерно $3,5 млрд. «Рынок доставки еды из ресторанов очень стремительно перетекает из оффлайна в онлайн. На наш взгляд, рост онлайн-компоненты рынка доставки еды из ресторанов составит не менее 20% в год», — говорит Forbes партнер фонда Target Global Александр Фролов. Комментируя раунд Deliveroo, Фролов замечает, что сделка является еще одним подтверждением того, что «модель собственной доставки — это будущее рынка».

 

Из крупных игроков на российский рынок в феврале этого года вышел UberEats, который позже был объединен с бизнесом «Яндекса» в новой компании по итогам сделки российского поисковика с Uber. Руководитель UberEats в Москве говорила Forbes, что российский рынок доставки еды «далек от насыщения». В России также развивается отечественный сервис Foodfox, созданный бывшим вице-президентом по бизнес-развитию Lamoda Сергеем Полиссаром и руководителем проектов в этой же компании Максимом Фирсовым в марте 2016 года. В июне сервис с общегодовой выручкой в $10 млн привлек $5 млн.

Mail.Ru Group, в свою очередь, в начале мая купила второй по величине сервис доставки еды ZakaZaka за $18 млн, до этого в ноябре 2016 года получив за $100 млн Delivery Club. Гендиректор (Россия) Mail.Ru Group Борис Добродеев по итогам сделки с ZakaZaka отмечал, что с этой компанией холдинг значительно увеличит охват бизнеса доставки еды в стране. Он пояснял, что около 50% заказов Delivery Club приходится на Москву и Санкт-Петербург; вторая половина — на остальные города России. «В то же время у ZakaZaka 72% заказов делают за пределами Москвы и Петербурга», — рассказывал Добродеев. Сооснователь и председатель совета директоров Mail.Ru Group Дмитрий Гришин подчеркивал, что российский рынок доставки еды «продолжает стабильно расти». Так, за год Delivery Club удвоил число заказов — до 700 000 заказов, сообщали в компании в апреле. CEO Delivery Club Андрей Лукашевич отмечал, что покупатели в России все больше интересуются «здоровой едой». Сейчас сегмент фаст-фуда составляет лишь 40%, остальное приходится на «салаты, курицу и котлеты», говорил он.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+