Что и зачем купили?
Delivery Club в 2009 году основали предприниматели Левон Оганесян и Анна Шкирина. В июне 2014 года FoodPanda купила крупнейшего в России доставщика еды, по оценкам, за $50 млн. Среди продавцов были не только основатели компании, но и фонды AddVenture, Phenomen Ventures и Guard Capital. К тому времени Delivery Club работала в 18 городах, у нее было 2500 ресторанов-партнеров и 12 000 ежедневных заказов, ежемесячная выручка составляла, по оценкам, $400 000.
Теперь Delivery Club работает с 4500 ресторанами, а количество ежедневных заказов выросло до 20 000, следует из сообщения Mail.ru Group о приобретении ими сервиса. В первом полугодии 2016 года выручка компании составила 296 млн рублей ($4,6 млн), показатель EBITDA был близким к нулю. «Оценка кажется завышенной в полтора-два раза, если ориентироваться на рыночные мультипликаторы», — говорит Левон Оганесян. Это стратегическое приобретение абсолютного лидера рынка, добавляет он.
«Приобретение Delivery Club открывает для нас новый большой сегмент foodtech, в нем во всем мире набирают популярность мобильные сервисы», — отмeчают в Mail.ru Group. Доля заказов в Delivery Club через мобильные устройства уже составляет более 72%, мобильное приложение скачали больше 5 млн раз. В Mail.ru Group надеются, что аудитория принадлежащих холдингу социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники» еще больше повысит этот показатель, ведь мобильных пользователей соцсетей уже больше, чем декстоповых.
«Для Mail.ru Group как публичной компании важно показать, что она не только самостоятельно развивает продукты, но и покупает проекты», — говорит Александр Фролов, партнер фонда Target Global, который тоже инвестирует в foodtech. «Во всем мире крупные компании понимают, что нельзя расти, не поглощая игроков на близких им рынках, где может быть использована синергия с текущими продуктами», — соглашается Виталий Полехин, один из первых инвесторов Delivery Club. Оценку компании по доставке еды в $100 млн он считает адекватной.
Почему компанию продал прежний владелец?
FoodPanda, расставшаяся с Delivery Club через два года, на 49,1% принадлежит немецкой Rocket Internet — это акселератор, который инвестирует в стартапы на стыке интернета и потребительских рынков (онлайн-сервисы для моды и ритейла, проекты в сфере интернет-торговли мебелью и товарами для дома). В foodtech у Rocket Internet три проекта: HelloFresh доставляет по подписке на дом ингредиенты и рецепты, а DeliveryHero и FoodPanda — агрегаторы предложений ресторанов по доставке готовой еды. Сначала Rocket Internet активно развивал и FoodPanda, и DeliveryHero. C момента основания FoodPanda привлекла $318 млн, а Delivery Hero $1,4 млрд. Весной 2015 года Rocket Internet объявила о консолидации проектов foodtech в Global Online Takeaway Group. FoodPanda к тому моменту работала в 39 странах, ежегодный оборот сервиса превысил €160 млн. DeliveryHero заключил соглашения с ресторанами в 24 странах и вышел на оборот в более €650 млн.
Прежний собственник Delivery Club развивал российский бизнес. В июне 2016 года компания запустила службу доставки для ресторанов, у которых нет своих курьеров. Срок доставки Delivery Club ограничил 45 минутами, но только в пределах ТТК Москвы. На старте к логистическому сервису подключились 150 ресторанов. Сейчас с курьерами Delivery Club работают более 300 ресторанов, охвачен центр Москвы и Санкт-Петербурга.
По словам Оганесяна, в последние годы компания повышала комиссию для ресторанов. Рестораторов действительно не устраивает смена правил игры. «Сначала комиссия была одна, потом, манипулируя своим положением, Delivery Club пытается давить на оператора и эти проценты повышать», — говорит Антон Красулин, генеральный директор сети «Воккер». По его словам, рестораторы все больше стремятся перевести гостя, сделавшего первый заказ через агрегатор, на собственную службу доставки. Комиссия Delivery Club составляет 10%.
Почему иностранные владельцы продали Delivery Club? FoodPanda и Rocket Internet нужно было показать своим инвесторам, что идеи на бумаге могут превращаться в деньги, считает Терентьев. Покупатель предложил хорошую цену — оценка Delivery Club в 9-10 годовых выручек соответствует мультипликаторам на более устойчивых рынках. Британскую JustEat во время IPO инвесторы оценили с мультипликатором 15 к выручке, американскую GrubHub — мультипликатором 6.
При этом Rocket Internet уходит с рынков, где есть более сильные игроки. Компания продала подразделения FoodPanda и самостоятельные компании в Испании, Италии, Бразилии и Мексике компании JustEat за €125 млн. Проект в Индонезии был закрыт. «FoodPanda уходит с рынков, где была только вторым или третьим игроком, по сути, это капитуляция с компенсацией», — говорит Павел Терентьев, партнер венчурного фонда AddVenture, инвестировавшего в Delivery Club до 2014 года.
Кто конкурент?
Летом 2016 года Delivery Club возглавил Борис Каптелов. Прежние топ-менеджеры Константин Захаров и Андрей Лукашевич открыли аналогичный собственный проект «Фудмейт» — та же агрегация заказов и их доставка. И партнерские рестораны те же, что у Delivery Club (соглашений об эксклюзивном сотрудничестве с Delivery Club никто не заключал).
«Уход команды из Delivery Club связан с неоднократным невыполнением обещаний и постоянной сменой планов», — говорит источник в «Фудмейт». Собственная логистика, например, не развивалась, хотя изначально задумывалась как один из приоритетов.
По данным СПАРК, Лукашевичу и Захарову принадлежит по 30% в «Фудмейт», а 40% владеет Mail.ru Group. С момента основания компании до появления среди совладельцев Mail.ru Group прошел всего месяц («Фудмейт» зарегистрирована 16 августа 2016 года, а Mail.ru Group внесена в список участников 22 сентября), возможно, Лукашевич и Захаров вели переговоры с интерент-холдингом, работая в Delivery Club.
Зачем Mail.ru Group вошла в этот проект? FoodPanda вела переговоры о продаже Delivery Club несколько месяцев, предложение было озвучено private equity фондам и интернет-компаниям, а также зарубежным игрокам на рынке доставки еды из ресторанов. Один из венчурных инвесторов предполагает, что инвестиции в «Фудмейт» могли помочь Mail.ru Group сбить цену на Delivery Club. «Думаю, менеджмент Mail.ru Group, более детально погрузившись в тему, осознал, что даже при мощной финансовой и инфраструктурной поддержке, построить игрока № 2 — задача нереализуемая», — говорит Оганесян.
В итоге Лукашевич и Захаров возвращаются в Delivery Club, а Каптелов уже написал о своем увольнении в Facebook. Mail.ru Group решила сконцентрироваться на развитии одного проекта — Delivery Club — и объединить команды двух компаний, говорит Дмитрий Сергеев, заместитель гендиректора Mail.ru Group. Всего из Delivery Club в последние годы ушло более двадцати человек и теперь они возвращаются в компанию.