Циферблат 2.0: смогут ли самарские разработчики перенести «умные часы» с запястья на стену?
Умные настенные часы Glance Clock, разработанные самарцами Антоном Зрящевым и Александром Потудинским, напоминают о дне рождения бабушки, о продолжительности вашего сна, а также выводят на экран оповещения о новых письмах в электронном ящике. Широкой публике их впервые представили в январе 2016 года на выставке CES в Лас-Вегасе, куда каждый год съезжаются крупные и начинающие производители электроники, чтобы продемонстрировать последние новинки — стенды производителей умных часов в последнее время особенно популярны. С той презентации Зрящев успел перебраться с командой из Самары в Сингапур, привлечь в ходе краудфандинговой кампании $450 000, отправить устройство первым клиентам (он получил 5000 предзаказов) и в инвестиционном раунде получить $1,5 млн. Как российский предприниматель заставил аудиторию вновь полюбить стрелки и циферблат?
Радиотехник по образованию, Зрящев до запуска Glance Clock пробовал вывести на рынок и другие потребительские устройства. С семи лет он вместе с отцом-инженером после уроков паял микросхемы, а к серьезным проектам перешел во время учебы в Самарском государственном аэрокосмическом университете им. С. П. Королёва (СГАУ). С Александром Потудинским Зрящева свел не только общий научный руководитель, но и любовь к экспериментам с микроэлектроникой. На третьем курсе друзья погрузились по уши в проект Европейского космического агентства, Young Engineers' Satellite, для которого вуз готовил портативную систему позиционирования. В 2007 году датчики Зрящева и Потудинского были установлены на спутник «Фотон» М3, чтобы тот ориентировался в орбитальной системе координат. «Когда железка, сделанная твоими руками, летит в космос и обратно, это, конечно, впечатляет», — говорит Зрящев. Но увлекали и не столь масштабные проекты: например, в лаборатории факультета появилась музыкальная лестница, каждая ступень которой реагировала на шаг и проигрывала фрагмент мелодии. В 2010 году Зрящев и Потудинский учредили компанию «Инносвет», созданную по 217-ФЗ. У компании была своя конструкция светодиодного модуля, полученная как ноу-хау от университета: корпус из специального пластика, лучше рассеивающего свет, технология удаленного люминофора, более эффективные пластиковые отражатели. «Инносвет» даже получил 1 млн рублей в виде гранта от Фонда содействия развития инноваций (фонда Бортника) и по итогам 2012 года заработал около 6 млн рублей. Но вскоре Зрящеву и Потудинскому надоело работать от проекта к проекту по чужим заданиям, к тому же каждый потраченный в рамках гранта рубль приходилось тратить по плану — это тоже тяготило предпринимателей.
В конце 2012 года предприниматели занялись системой защиты от протечек воды — WaterLeak. Разработку финансировала московская компания «Смартхоф», но после того, как на 1,5 млн рублей «Инносвет» сделала несколько прототипов, продумала дизайн гаджета и даже получила от производителя в Китае первую партию, «Смартхоф» приостановил партнерство. Всего удалось продать лишь около 1000 систем контроля протечек воды. Пока перспективы WaterLeak были неизвестны, решили заняться более комплексным решением — системой умного дома inHome. В комплект inHome входили восемь устройств вроде датчиков температуры и влажности, ими управлял один контроллер. Считывать информацию со всех устройств можно было из одного приложения, из него же можно было приглушить свет в спальне или включить проектор в гостиной. В ноябре 2013 года Зрящев отправился в Кремниевую долину (стажировка под названием Deep Dive была организована при поддержке самарской администрации). Увидев своими глазами офисы Microsoft и Google и пройдясь по Sand Hill Road, Зрящев укрепился в мысли, что рынок устройств для умного дома — отличная идея для стартапа, конкурентоспособного на глобальном рынке. Если на конец 2013 года этот рынок оценивался в $13 млрд, то, по прогнозу, к 2020 году — $58,9 млрд). Зрящев и Потудинский решили, что у их самарской команды инженеров есть все шансы прыгнуть в разгоняющийся поезд. Нашелся и бизнес-ангел, вложивший около 3,5 млн рублей в проект inHome в феврале 2014 года.
Воодушевление разработчикам придало и знакомство с российско-сингапурским акселератором HaxAsia, который в апреле 2014 года пригласил их поучаствовать в своей полугодовой программе. HaxAsia поддержал новый проект Зрящева и Подубинского — управляемый через интернет кондиционер. В мобильном приложении посетители кафе смогли бы голосовать за комфортную температуру в помещении, а устройство должно было настраивать «погоду» в комнате. Инвесторы HaxAsia согласились вложить в проект 25 000 сингапурских долларов (около $19 900). На раздумья времени не было, вспоминает Зрящев, было только два дня на покупку билетов и оформление визы.
Читать также: Любимчик миллиардера. Стипендиат Питера Тиля разрабатывает гаджет для сна, конкурируя с Google и Apple
Предприниматели хотели вывести умный климатический гаджет на краудфандинговую платформу IndieGoGo и собрать около $70 000. Но через несколько дней после переезда обнаружили, что на площадке уже есть два аналогичных проекта. Тогда они решили вернуться к первоначальной идее inHome, комплексной системе. Затем Зрящев отправился в США искать для inHome новых инвесторов, но к концу 2014 их интерес к теме умного дома года утих. Рынок стал слишком конкурентным для новых игроков. Из разговоров с представителями венчурных фондов он понял: чеки стартапам, делающим простые продукты на рынке систем автоматизации, выписывают уже не так охотно. Инвесторам нужны по-настоящему прорывные инновации — вроде дверей, открывающихся кликом по тачскрину смартфона, представленных в 2014 году американскими компаниями Kevo, August и Lockitron.
Приходилось признать, что момент для активного роста в США упущен. В России же активного интереса к электронике для умного дома и не возникало. «Когда inHome летом 2014 года приехал в Сколково на конференцию Startup Village, члены жюри в один голос твердили, что у нас нет рынка, — вспоминает Зрящев. — А ведь примерно тогда же Samsung объявил о поглощении Smart Things (стартап, занимающийся системой для объединения домашней электроники в единую сеть, был куплен за $200 млн. — Forbes)». К концу 2014 года у предпринимателей заканчивалась американская туристическая виза — пришлось возвращаться в Самару. А вскоре он решил и вовсе закрыть проект. На CES в январе 2015 года системы «умный дом» показали сотни компаний: холодильник Bosch отправлял владельцу по электронной почте фото содержимого полок, кровать от Sleep Number собирала в приложении данные о качестве сна детей для их родителей, а духовка от Dacor открывалась только по голосовой команде хозяйки. Это доказало Зрящеву: на рынок умной электроники для дома пришли крупнейшие игроки, с которыми вряд ли окажется под силу бороться начинающим игрокам.
Как раз тогда Зрящев прочел книгу известного предпринимателя из MIT Lab Дэвида Роуза под названием «Будущее вещей». В ней разработчик описывает, как сенсоры проникают во все большее число окружающих нас предметов: вилка следит за тем, как быстро мы едим, и напоминает о необходимости жевать пищу тщательнее, а кроссовки следят за правильной техникой бега. Все это может происходить автоматически и моментально загружаться в устройства для сбора информации. Зрящев задумался, что, если по прогнозам Cisco к концу 2020 году в мире будет как минимум 50 млрд таких гаджетов (эту цифру приводит в книге Роуз), у людей вообще не будет повода отрывать взгляд от экрана смартфона. Тут он подумал о настенных часах — на них по-прежнему будут останавливать взгляд. Зрящеву пришла в голову концепция «часы 2.0» - и идея Glance Clock. Настроив в мобильном приложении Android или iOS, что именно будет показывать настенный гаджет, пользователи избавятся от необходимости постоянно смотреть на экран телефона, решил Зрящев. «В среднем каждый пользователь берет в руки смартфон 1500 раз в неделю и проводит с ним больше трех часов в день, — говорит Зрящев. — Так много времени уходит не на поиск нужного, а на прокрастинацию. Не легче ли бросить быстрый взгляд на циферблат?»
Больше трех месяцев ушло у команды Зрящева на то, чтобы придумать интерфейс для Glance Clock. Нужно было придумать: как уместить на одном круглом экране (диаметр часов — почти 25 см) больше полезной информации? Для одного типа данных предприниматели придумали «кольца активности», опоясывающие циферблат. Дуги означают, что цель выполнена частично, когда кольцо замыкается — цель достигнута. Таким способом Glance Clock может сообщить, например, о том, сделал их владелец достаточно шагов за день и достаточно ли он спал (на основе информацию из фитнес-трекера JawBone или Fitbit на запястье). Второй тип данных предполагает, что дисплей Glance Clock разбивается на цветные секторы: от 1 до 3, от 3 до 6, от 6 до 9 и от 9 до 12. Такие блоки могут, например, показывать календарь: каждый сегмент — событие. Третий тип информации — уведомления — появляются в центре экрана. Например, Glance Clock выведет сообщение, что такси ждет у подъезда, или напомнит, что нужно покормить кошку. Часы показывают сообщения о пришедших электронных письмах (Glance Clock работает с Gmail и несколькими почтовыми клиентами) или в режиме таймера сигналят, что в микроволновке готова лазанья. Glance Clock к тому же транслирует новости и передачи из популярных стриминговых сервисов, таких как Netflix и Spotify.
Ориентироваться в информации помогает цветовая гамма: входящие звонки отображаются одним цветом, напоминания о встречах — другим, иные события — третьим. Самая популярная среди будущих заказчиков опция Glance Clock — календарь (часы интегрированы с Google Calendar), где расписание событий на день отображается в виде секторов круга, а не в виде привычного списка или таблицы. «Чтобы увидеть «картину дня», достаточно поднять глаза на циферблат, это быстрее, чем читать строки», — объясняет Зрящев. Корпус гаджета сделан из пластика, экран — из ткани, в него встроены светодиоды. В девайс также вмонтирован динамик (для озвучки оповещений) и Bluetooth-передатчик (для загрузки файлов).
Читать также: Падение Pebble: история гаджета со слишком узкой аудиторией
Первые прототипы Glance Clock Зрящев и Потудинский собирали во все той же лаборатории «Инносвета». На комплектующие и электронику, а также на зарплаты четырем инженерам и двум программистам весной и летом 2015 года предприниматели потратили около 500 000 рублей.
В августе 2015 года они получили 70 000 сингапурских долларов (более $50 500) от фонда Ruvento, затем от него же — еще около S$200 000 (около $140 000). Вячеслав Солоницын, глава Ruvento, сравнивает Glance Clock с производителями дронов DJI пять лет назад — тогда был нишевый рынок энтузиастов на десятки тысяч продаж в год, а сегодня DJI продает более 500 000 беспилотников ежегодно. «Это category-defining products, - объясняет Солоницын. - Glance для нас такая же история, они открывают новый рынок. Конечно, это и использование для умного дома, но это и просто качественный продукт, который позволяет людям меньше смотреть в экраны телефонов, при этом не пропускать существенную информацию».
На деньги Ruvento разработчики создали полноценный опытный образец, который представили на сайте проекта. Часть средств пошла на контекстную рекламу и продвижение в социальных сетях. К концу осени около 30 000 человек оставили почтовые адреса для подписки на новости о Glance Clock. В ноябре Зрящев подал заявку на TechCrunch Hardware Battlefield — международный конкурс стартапов в сфере электроники. «О TechCrunch Hardware Battlefield я узнал совсем случайно из статьи в интернете, перешел на сайт — оказалось, до конца регистрации оставалась пару дней, так что заявку отправили за десять минут до окончания приема», — вспоминает Зрящев. Заполненная наспех анкета тем не менее прошла отбор, так что в январе 2016 года Зрящев и Потудинский показывал Glance Clock на сцене в Сан-Франциско. После презентации жюри конкурса шутили, не покажет ли Glance Clock вес владельца дома зашедшим в гости друзьям и может ли такой гаджет уберечь от ночных походов к холодильнику. Кейт Хоуг, вице-президент американского производителя электроники, PCH International, упрекала основателей российского проекта в том, что их часы только выводят информацию, но не «общаются» с пользователем. Зрящева и Потудинского это не расстроило. «Побывав на сцене CES, мы почувствовали, что это — совсем другой уровень, что год после предыдущего CES, на котором мы отчаянно продвигали inHome, прошел не зря», — говорит Зрящев. К тому же TechCrunch Hardware Battlefield принес Glance Clock еще около 2000 заявок на сайте.
Сейчас руководители Glance Clock полностью перебрались в Сингапур, но шестеро разработчиков продолжают работать в России. В сентябре 2016 года Зрящев и Потудинский начали кампанию на IndieGoGo, по ее итогам они собрали более $450 000. Если учесть предварительные контракты с дистрибьюторами (всего — около сотни), которые принес проект на IndieGoGo, сумма предзаказов достигает $1 млн. Первую партию Glance Clock (4500 девайсов — заказчикам, еще около 200 — блогерам и журналистам) рассчитывали отправить в феврале, но доставку пришлось отложить до мая. Параллельно стартап рассчитывает начать продажи через найденных партнеров-поставщиков — умные настенные часы должны появиться вначале в небольших интернет-магазинах, затем — в торговых сетях, где продаются гаджеты, предметы для быта и даже в универмагах. Всего у Glance Clock около 10 000 предзаказов (подтвержденных из них — 5 000) от более 20 дистрибьюторов.
Сборка часов идет в Малайзии. Пока в планах создателей Glance Clock на 2017 год — продать около 35 000 часов, начав с лета активно продавать гаджет через сеть дистрибьюторов (сейчас в партнерах — около сотни, говорит Зрящев). Цена на полке не превысит $199. Маржинальность продаж для стартапа составит около 30-40%, а суммарная наценка дистрибьюторов и ретейлеров будет не выше 50%, говорит Зрящев. «Glance Clock — довольно необычный гаджет, это модный нишевой проект, который может найти десятки тысяч клиентов, — говорит Александр Чачава, управляющий партнер LETA Capital. — Но все же смартфон остается основным интерфейсом, умными часами пользуются уже на два порядка меньше людей». Настенными часами будут пользоваться еще на два порядка меньше пользователей, считает он.
Для расширения производства стартап открыл новый раунд инвестиций на $1,5 млн. О $800 000 от трех инвесторов есть предварительные договоренности, подчеркивают предприниматели. Девайс может быть востребован не только на Западе: например, в версии для Glance Clock для стран Ближнего Востока может быть опция напоминания о времени для молитвы. К тому же в планах разработчиков Glance Clock — версия для бизнеса: умные часы на стене комнаты для совещаний могут оповещать, что через 10-15 минут в переговорку придет новая группа посетителей. Такие проекты, как Glance Clock, будут приучать потребителя к дополненной реальности (augmented reality, AR) уверен Виктор Осыка, associate венчурного фонда Almaz Capital. «Вскоре такие напоминания будут вылетать не на смартфоне, как сейчас, и не на предлагаемых настенных часах Glance Clock,, а прямо на экран AR-шлема или AR-очков», — говорит он.
А самарские разработчики уверены: вскоре «интернет вещей» станет персональным, и Glance Clock, с настройкой дисплее максимально с учетом нужд пользователя, попробует встроиться в этот тренд. Зрящев приводит в пример концепт Coca-Cola: вендинговый автомат, получив платеж со смартфона, определяет имя его владельца и печатает его на банке газировки. Вскоре такие устройства для торговли будут еще больше «знать» о человеке — о его образе жизни и персональном графике. Со все более продвинутыми технологиями сбора данных об аудитории и с персонализацией рекламы не так далек тот день, когда вендинговая машина предложит энергетик перед утренней встречей, а холодильник выдвинет с полки сок, зная, что ты вернулся с тренировки. «Нас будут окружать самые разные устройства со своими сенсорными панелями и дисплеями, — говорит Зрящев. — Мы попробуем помочь пользователям не потеряться в их сообщениях и объединить информацию из этого массива умных вещей в единую сеть».