В последний день осени по международным СМИ прокатилась волна новостей о том, что компания Pebble, мировой чемпион по краудфандингу, сумевший за время своего существования привлечь более $42 млн на разные версии своих часов, продается производителю фитнес-браслетов Fitbit. Причем компания делает это, не пополнив ряды американских «единорогов» (частные компании, имеющие оценку более $1 млрд - Forbes), а за небольшую сумму порядка $34-40 млн. А всего год назад основатели Pebble уверенно отвергали предложение о поглощении за $740 млн от старейшей японской компании Citizen, производящей часы и электронику. Затем отказ получила Intel за уже не такое щедрое предложение в $70 млн. Но громкий успех краудфандинга все равно видился лишь маленькой частью большого будущего компании, которое, похоже, так и не наступит. Виной всему – угасание рынка носимой электроники.
К чести Pebble во время своей краудфандинговой кампании, они не просто собрали деньги бекеров (бекер — «человек поддерживающий проект), но и смогли наладить производство и даже довезти предлагаемые часы до потребителя. Таким результатом может похвастаться далеко не каждый лидер краудфандинговой площадки. К примеру, король международной площадки Kickstarter, собравший $13 млн, многофункциональный переносной холодильник Coolest Cooler до многих своих бекеров так и не дошел. Проблема Pebble оказалась в том, что за рамки довольно ограниченной группы фанатов гаджетов продукт так и не вышел. Мы не видим Pebble на руке каждого пятого человека, и сетевая розница не забита очередями за умными часами для каждого. Если посмотреть на интерес к Pebble в Google.Trends, то с 2011 года он остается практически неизменным, взлетая лишь в моменты краудфандинговых кампаний, и — традиционно — по праздникам, когда люди ищут подарки. Примечательным тут является кейс компании Apple, которая значительно увеличила рынок умных часов за счет дизайна и силы бренда, а вовсе не нужного функционала, и Pebble с лидирующих позиций отскочил на 3% с 8,6% в 2014 и 18% в 2013, оставшись со своей аудиторией фанатов гаджетов.
Ожидания компании не оправдались, люди так и не поняли, зачем им некрасивый аксессуар, который надо довольно часто заряжать и из «умного» функционала выбирать что-то действительно нужное. Я, как владелец этого гаджета, нашел для себя только две интересные функции – смотреть, кто звонит, когда лень или неудобно лезть в карман, и переключать музыку при езде на велосипеде. Постоянные же уведомления с телефона на часы пришлось отключить, так как это очень мощный отвлекающий фактор, не позволяющий ни на чем сосредоточиться. Остальной функционал и магазин приложений особого энтузиазма не вызвал: потребности часто менять вид циферблата или спать с ними для трекинга сна реально не возникало.
Ажиотаж вокруг умных часов начинает спадать, и эта ситуация напоминает мне историю с 3D-принтерами, Big Data и другими технологиями, пережившими волну сверхинтереса. Возможно, провал Pebble больно ударит по гигантам индустрии (Apple, Samsung), когда-то делавшим ставку на подобные продукты. Согласно отчету IDC по носимым девайсам, рынок умных часов в 3 квартале, не просто падает, а прямо обваливается на 50%, несмотря на устойчивый рост интереса к термину Smartwach, согласно Google Trends (медленно, но верно, часы продолжают проникать на рынок) и прогнозы аналитиков о 25% CAGR рынка на периоде 2012-2021. Расти на этом рынке умудряются только специализированные компании типа Garmin, продающей дорогие часы с пульсометром и навигацией для своей аудитории спортсменов, и Samsung, отъедающий долю Apple.
Покупателем Pebble стал производитель фитнес-браслетов Fitbit (счастливым обладателем которого, я также являюсь). Отмечу, что капитализация компании с пиковых показателей в середине 2015 упала почти в 5 раз, и каких-то значимых сдвигов в обратном направлении пока разглядеть сложно.
Интерес к фитнес-трекерам и носимым девайсам не растет уже три года. Основная масса владельцев, купивших гаджет во времена высокого интереса к ним, давно наигрались со статистикой и, не получив ответ на вопрос «Ну вот я вижу цифры – и что?», оставили их пылиться на полке. Производители начинают искать новые пути долгосрочной монетизации – идут в крупный корпоративный сектор, пытаясь выехать на телематике здоровья сотрудников и умном страховании для них, ищут новые устойчивые бизнес-модели. Возможно, если эти кейсы покажут какие-то действительно значимые результаты в производительности сотрудников или в значительной экономии страховых бюджетов, мы увидим новый рост рынка.
Покупкой Pebble Fitbit хочет укрепить веру инвесторов в свое будущее, но возможно, они слишком оптимистично смотрят на потенциальный результат. Вопрос, как оправдать заоблачные мультипликаторы и планы роста, остается открытым для всех производителей. Даже такие компании как GoPro, капитализация которой так же уверенно идет вниз, постепенно теряют позиции и ищут «софтверно-медийные» модели бизнеса для своего железа. Компания начинает фокусироваться на контенте, упрощении инструментов его производства редактирования, распространения и монетизации.
Такое же будущее должна нащупать и Fitbit, теперь уже с Pebble: понять, где зарыт философский камень. Какие прорывы могут получиться в медицине, социологии, экономике, спорте или развлечениях. Что можно получить, измеряя и оцифровывая людей. Искать ниши, где подобные проекты могут принести максимальную пользу, а не просто выезжать за счет пиара и маркетинга. Ведь очевидно, что они не возникнут без проникновения носимых технологий в жизнь. Потому что для эффективного применения данных нужны эти самые данные.