К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Алло, микрокредит: зачем мобильные операторы выдают микрокредиты

Фото Олега Харсеева / Коммерсантъ
Фото Олега Харсеева / Коммерсантъ
Как российский рынок ищет способы наиболее эффективного взаимодействия с МФО

На днях крупнейшие мобильные операторы «Билайн» и «МТС» начали сотрудничать с МФО для предоставления абонентам микрозаймов. Решение выглядит вполне логичным и является достаточно безопасным способом монетизации абонентской базы операторов — в связи с отсутствием полноценных кредитных бюро, которые могли бы предоставлять максимально полную информацию по заемщикам, мобильный телефон становится одним из лучших источников данных о клиенте (операторы имеют возможность отслеживать динамику пополнения средств клиентом, анализировать выбранные им тарифы и т. д.).

Микрокредитование один из распространенных видов кредитования, суть которого заключается в предоставлении клиентам небольших займов на короткий срок. Впервые микрокредитование появилось как инструмент борьбы с бедностью в 70-х годах прошлого века, когда экономист из Бангладеш Мухаммед Юнус начал выдавать свои деньги в долг малоимущим предпринимателям, чтобы те могли использовать их для развития бизнеса. Именно он стал основателем Grameen Bank — первой микрофинансовой организации в мире, и получил Нобелевскую премию за свой вклад в борьбу с проблемой бедности. Правда, в наше время микрокредитование имеет мало общего с тем, что оно представляло из себя в период зарождения отрасли.

Сегодня услугами микрофинансовых организаций (МФО) чаще всего пользуются люди, которые в силу определенных причин не могут получить традиционный заем в банке (будь то отсутствие легального дохода, низкие доходы, непогашенные долги или что-то другое). Получение микрозайма не подразумевает традиционного скоринга заемщика и по сути осуществляется на основе указанных клиентом данных, а также данных из открытых источников без многочисленных подтверждений трудоустройства, справок и других документов. МФО позволяют своим клиентам практически мгновенно решить финансовую проблему (скажем, получить деньги «до зарплаты»), однако предлагают крайне высокие процентные ставки 0,5%-2,5% в день, в зависимости от разных параметров. Несложно посчитать, что годовая ставка для таких займов может варьироваться в диапазоне 200%-1000%.

 

Именно из-за высоких процентных ставок разгорается множество споров вокруг МФО зло это или благо, имеет ли подобная практика право на существование или деятельность таких организаций нужно сводить к минимуму. Мнения в этом вопросе разделяются: с одной стороны, МФО кажутся идеальным решением при необходимости занять деньги на короткий срок, если нет иных возможностей разобраться с финансовыми проблемами. С другой стороны, именно безвыходные финансовые ситуации вынуждают людей соглашаться на высокие процентные ставки от МФО, которые иногда можно считать кабальными.

Человеку, который не имеет дела с МФО, может показаться, что это разовое явление на крайний случай, и обратившиеся туда однажды люди, расплатившись, больше не имеют с ними дела. На деле «платящие» клиенты обращаются к МФО куда чаще и в среднем берут 5 и более займов, по сути выплачивая долги неплательщиков. Такая тенденция неудивительна при выплате первого долга в срок МФО готовы предоставить лучшие условия на следующий заем, увеличить его объем и так далее. Играет роль и низкий уровень финансовой грамотности населения. В марте предыдущего года «Коммерсант» провел опрос на эту тему среди 3250 заемщиков микрофинансовых компаний. На вопрос «Какой заем вы считаете более выгодным — с процентной ставкой 1% в день или с процентной ставкой 70% годовых?» только 22% ответили корректно, выбрав второй вариант. Такова особенность человеческой психики —  люди обращают внимание на числа и не сопоставляют реальные сроки.

 

Наиболее востребована услуга микрокредитования в развивающихся странах, это в первую очередь такие регионы, как Восточная Азия, Африка, Ближний и Средний Восток, Восточная Европа. Они являются основными драйверами мирового рынка, который растет на 10-15% в год. Согласно данным исследования The responsAbility Microfinance Market Outlook 2016, именно Азиатско-Тихоокеанский регион лидирует в сфере микрокредитования, годовые темпы роста для него достигают 30%. В России рынок развивается далеко не так стремительно. По данным Банка России (который и осуществляет контроль деятельности МФО в стране), в первом квартале 2016 года было выдано микрозаймов на 44 млрд рублей. В 2015 году объем выданных МФО микрозаймов составил 139,9 млрд рублей.

В США и Западной Европе микрофинансовые организации далеко не так востребованы, что в первую очередь связано с жестким регулированием этой области. Регуляторы стараются устранить «провалы рынка» и вводят максимальный порог процентных ставок для МФО, что существенно ограничивает их возможности и прибыль. Есть и другие способы контролировать деятельность этих организаций, скажем, за счет лимитов на количество продлений займа. Правда, эти и другие запреты не всегда эффективны МФО находят способы увеличивать свои комиссии, повышают штрафы на просрочку и т. д. Оригинальным способом избежать ограничений на продление кредитов стало создание двух юридических лиц МФО данная схема позволяет одному юридическому лицу выдавать кредит, чтобы погасить его у другого.

В целом регулирование является эффективной мерой, однако иногда приводит и к разрушительным последствиям в пример можно привести историю компании Wonga, основанной в 2006 году в Лондоне. Компания успешно предоставляла краткосрочные персональные займы и привлекла $145,6 млн от таких инвесторов, как Accel Partners, Balderton Capital и 83North. Проблемы начались в 2014-м, когда FCA (the Financial Conduct Authority Управление по финансовому регулированию и надзору в Великобритании) взяло под контроль деятельность кредитных организаций, ввело пороговые процентные ставки и ограничило количество возможных «продлений» кредита. В результате выручка Wonga в 2015-м снизилась до £77,3 млн с £217,2 млн в 2014-м. Новые законы стали не единственной проблемой для платформы: спустя несколько месяцев после вмешательства FCA Wonga оказалась вовлечена в скандал с фальшивыми письмами от юридических фирм, которые рассылались компанией с целью взыскания задолженностей. Результатом стало списание долгов для 375 тыс. заемщиков на сумму в £220 млн.

 

Высокие ставки МФО и ужесточение регулирования привели к возникновению нового общемирового тренда: на смену традиционным микрозаймам приходят так называемые installment loans, дословно — кредит с погашением в рассрочку. Такие кредиты выдаются на более долгий срок (от нескольких месяцев), ставки по ним достигают 100% годовых (что определенно более выгодно, чем традиционные для МФО 400-500%), а выплаты производятся согласно заранее запланированному графику платежей.

Однако пока такие кредиты не получили должного развития в России, рынок ищет способы наиболее эффективного взаимодействия с МФО таким примером как раз является сотрудничество с МФО телекоммуникационных компанийК слову, кредитными продуктами заинтересовались не только мобильные операторы: недавно свою кредитную карту выпустил платёжный сервис Qiwi, который вынужден искать новые источники монетизации в связи тем, что терминалы для оплаты услуг путем внесения наличных используются все меньше.  Кредитная карта «Совесть» (с кредитным лимитом от 5000 руб. до 300 000 руб. с периодом рассрочки от одного до 12 месяцев), на мой взгляд, стала очень грамотным решением для компании, целевой аудиторией которой являются в основном малообеспеченные люди. Кроме того, такой продукт более прогрессивен в сравнении со стандартными микрозаймами и на шаг ближе к installment loans, которые, как уже было сказано, с большой вероятностью заменят МФО в долгосрочной перспективе.

Читайте также: На раздаче: где берут деньги микрофинансовые организации

Читайте также: «Рыдания действуют на должников лучше криков»: как коллекторы получают долги»

Автор - партнер венчурной компании Target Asset Management

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+