К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Сервис аренды самокатов Whoosh планирует IPO

Фото Романа Пименова / ТАСС
Фото Романа Пименова / ТАСС
Сервис аренды электросамокатов Whoosh намерен провести первичное публичное размещение акций на Московской бирже до конца 2023 года, узнал Forbes. Это решение может быть связано с желанием инвесторов выйти из капитала стартапа и успешным выпуском биржевых облигаций. Летом 2022 года Whoosh провел дебютный выпуск облигаций на Мосбирже и закрыл книгу заявок на сумму 3,5 млрд рублей

Платформа для аренды электросамокатов Whoosh планирует провести первичное публичное размещение акций, рассказали Forbes источник среди инвестбанкиров и один из частных инвесторов, вкладывающий в компании на стадии pre-IPO. Информацию подтвердили еще два источника — в компании, которая инвестирует в кикшеринг, и близкий к компании — конкуренту Whoosh. Последний утверждает, что Whoosh выбрала для размещения акций на бирже IV квартал 2022 года, так как это «лучшее время», исходя из сезонности бизнеса по сдаче электросамокатов в аренду. О том, что Whoosh будет проводить IPO в ноябре-декабре этого года, говорит и один из частных инвесторов на рынке pre-IPO. Источник в компании, которая инвестирует в кикшеринг, называет другие сроки — по его словам, IPO Whoosh запланировано на конец 2023 года.

В Whoosh не подтвердили, но и не опровергли возможные планы по выходу на IPO. «Как любая успешная компания, Whoosh рассматривает различные стратегические варианты развития, включая возможности на рынках капитала, однако о каких-либо конкретных планах говорить преждевременно», — сообщили Forbes в компании. 

Публичным размещением Whoosh занимается Сбербанк, говорит частный инвестор, вкладывающий в компании на стадии pre-IPO. В пресс-службе банка на запрос Forbes не ответили. Сбербанк ждет несколько IPO в России до конца 2022 года и кратного роста активности в 2023 году, писал в начале сентября «Прайм» со ссылкой на слова зампреда правления банка Анатолия Попова.

 

Источник Forbes среди инвестбанкиров утверждает, что Whoosh хочет привлечь через публичное размещение $100 млн (около 6 млрд рублей), а себя оценивает в $400 млн (около 24 млрд рублей). Управляющий партнер фонда LETA Capital Александр Чачава говорит, что такая оценка «проходит по верхней границе диапазона», а «вилка» в случае Whoosh начинается с суммы на 30% ниже 24 млрд рублей. Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын считает, что оценка Whoosh находится в диапазоне от 16 до 24 млрд рублей. Верхней границы диапазона компания может достичь, если покажет выручку не менее 6 млрд рублей по итогам 2022 года, говорит он. Выручка Whoosh за 2021 год составила 4,1 млрд рублей, а в первом полугодии 2022-го выросла на 63% год к году — до 3,2 млрд рублей. 

В июне 2022-го Whoosh провела дебютное размещение облигаций на Московской бирже. Компания закрыла книгу заявок на выпуск облигаций на сумму 3,5 млрд рублей, хотя планировала собрать заявок на 3 млрд рублей. Привлеченные средства планировалось направить на оптимизацию долговой нагрузки компании.

 

Чачава считает, что успешное размещение облигаций приободрило компанию, и с этим может быть связано решение провести IPO. «Учитывая, что все выпуски [акций и облигаций] даже относительно небольших компаний сейчас с радостью раскупаются инвесторами, в Whoosh могли посчитать, что и спрос на такой small-cap (с малой капитализацией. — Forbes) выход на IPO может быть хорошим», — рассуждает он. 

Чачава также отмечает, что после размещения облигаций у Whoosh должно быть достаточно ресурсов для финансирования роста бизнеса. «Поэтому, скорее всего, желание выйти на биржу связано не с недостатком денег, а с тем, что их инвесторам хочется ликвидности, — говорит он. — В текущей ситуации у многих акционеров [Whoosh] изменились инвестиционные стратегии. Публичный статус может быть хорошим ответом на это изменение: кто верит в дальнейший рост [стартапа], остается акционером, кто по каким-то причинам хочет получить ликвидность, через IPO получит ее». О том, что желание Whoosh выйти на IPO может быть связано с инициативой его инвесторов, говорит и Делицын.

Главные инвесторы Whoosh — паевый фонд «ВТБ Капитал Инвестиции» (его доля в компании впоследствии перешла паевому фонду «Пре-АйПиО 1») и банк «Открытие». Сделку на $25 млн компания закрыла еще в феврале 2021 года. От «Открытия» Whoosh тогда получил более 1 млрд рублей в форме кредита, выданного под залог долей основателей. В итоге после сделки доли распределились так: «ВТБ Капитал Инвестиции» получил 13,7% проекта, 73,36% осталось у основателей (доли находились в залоге у «Открытия»), 12,95% — у инвесткомпании Ultimate Capital, которые вложила в Whoosh порядка $1 млн в течение 2020 года. В начале 2022-го компания привлекла еще 3,8 млрд рублей в виде займа от «одной из банковских структур». В августе Whoosh зарегистрировал акционерное общество «Вуш Холдинг» — для того чтобы объединить различные юридические структуры компании, в том числе в Казахстане и Белоруссии, в один холдинг.

 

В пресс-службе Ultimate Capital в ответ на просьбу Forbes прокомментировать возможные планы Whoosh на IPO сообщили, что «компания динамично развивается и постоянно рассматривает различные источники привлечения капитала». От детальных комментариев в инвесткомпании отказались. В пресс-службах ВТБ и «Открытия» на запросы Forbes не ответили.

Для выхода на IPO компания Whoosh пока «нетипично маленького размера», констатирует Чачава: «Но мы такие IPO [небольшой капитализации] уже видели». В пример он приводит компанию Positive Technologies. Она вышла на публичный рынок в декабре 2021 года, проведя прямой листинг. Капитализация компании после этого на Мосбирже превысила 56 млрд рублей. В начале торгов бумаги стоили 770 рублей за штуку, на 13 сентября их стоимость составляет 1290,2 рубля. 

Риском small-cap-размещений являются невысокая ликвидность акций, говорит Чачава: «Если у компании серьезная долговая нагрузка и кто-то [из инвесторов] решит поскидывать значительный объем акций, то капитализация может провалиться. И это вызовет маржин-коллы». Тем не менее инвестор считает, что публичное размещение Whoosh может быть успешным, несмотря на небольшую капитализацию компании: «Сейчас не так много позитивных историй на рынке. Считается, что свободного капитала больше, чем таких интересных стартапов [как Whoosh]».

Сервис Whoosh в 2019 году запустили бывшие топ-менеджеры S7 Дмитрий Чуйко, Егор Баяндин, Олег Журавлев и Сергей Лаврентьев. В апреле 2022-го Чуйко называл компанию лидером российского рынка кикшеринга с долей порядка 50%. Один из конкурентов Whoosh, сервис Urent, однако считает себя лидирующим игроком. «По доле рынка по косвенным показателям мы видим, что лидируем по размеру аудитории пользователей в Московском регионе и городах на юге страны», — говорят в пресс-службе Urent, который в феврале 2022-го привлек более 2 млрд рублей от МТС и фондов VPE и VEB Ventures. В компании замечают, что рынок кикшеринга остается одним из немногих сегментов, который продолжает «кратно расти» и в сезоне-2022 по количеству пользователей увеличится вдвое. На этом же рынке с лета 2021 года работает «Яндекс Go».

В начале 2022 года Whooshа планировал запуск в нескольких городах Европы. Но в итоге компания решила продать актив гендиректору эстонского сервиса кикшеринга Prime, запущенного в 2020 году, Лаури Труве. «Делать бизнес с русским паспортом там очень сложно. Я знаю, что некоторые там остались, некоторые пытаются. Мы тоже пытались. <…> Мы обошли все страховые, обошли все банки… Нам некоторые банки говорили: «Если бы у вас хотя бы был вид на жительство, мы бы как-то, может, по-другому посмотрели». Но это [получение вида на жительство] процесс длинный, и в тех обстоятельствах мы посчитали, что нам просто лучше выйти», — говорил Чуйко в интервью Forbes в августе.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+