Сервис аренды самокатов Urent привлек 2 млрд рублей от МТС и ВЭБа
Сервис аренды самокатов Urent привлек более 2 млрд рублей от МТС и фондов VPE и VEB Ventures. В результате сделки компания должна стать частью экосистемы МТС и будет частично использовать бренд телеком-оператора. Так, услуги аренды самокатов войдут в подписку МТС Premium
МТС, фонды VPE Capital и VEB Ventures (венчурный фонд «ВЭБ.РФ») вложились в сервис аренды самокатов Urent, рассказал РБК представитель VEB Ventures. По его словам, фонд инвестировал в сервис 650 млн рублей, МТС — 740 млн рублей, VPE Capital — 700 млн рублей. По словам источника, знакомого с деталями сделки, инвесторы оценили всю компанию в 7,5 млрд рублей в ходе раунда.
Представитель VEB Ventures рассказал о том, как Urent планирует использовать привлеченные средства. Сервис направит их на удвоение парка самокатов (60 000 на начало года) и развитие инфраструктуры в новых городах. Предполагается открыть новые сервисные центры, улучшить безопасность и развивать b2b-продукты, такие как сервис для курьерских служб, добавил представитель венчурного фонда ВЭБа. По оценке проекта Truesharing.ru, в 2021 году объем российского рынка кикшеринга составлял 11–12 млрд рублей. Крупнейшими игроками были Whoosh и Urent, на них приходилось 70–80% рынка.
По оценке гендиректора VEB Ventures Олега Теплова, Urent занимает около 30% российского рынка кикшеринга. В прошлом году пользователи сервиса сделали более 15 млн поездок, что в четыре раза больше уровня 2020-го, уточнил он. Собеседник ожидает, что в ближайшие годы темп роста выручки компании будет выше среднерыночных показателей. «Сервисы кикшеринга постепенно превращаются в полноценный транспорт «последней мили», — отметил Теплов.
До сих пор МТС была единственной компанией среди крупных экосистем, у которой не было своего сервиса мобильности. «Яндекс» развивает своего агрегатора такси, «Сбер» и VK через «О2О Холдинг» — своего. По словам представителя МТС, кикшеринг — «это высокочастотная точка контакта с многочисленной и преимущественно молодой аудиторией, которая комплементарна другим направлениям экосистемы компании».
Вице-президент по стратегии и развитию МТС Александр Горбунов рассказал, что соглашение предусматривает, что услуги аренды самокатов будут интегрированы с экосистемой телеком-оператора. МТС планирует в ближайшее время провести брендирование самокатов. Мобильный оператор включит услуги по их аренде в свой сервис подписки МТС Premium и предоставит возможность использования своей программы лояльности для оплаты поездок. Оператор намерен разработать для Urent новый контроллер, оснащенный видеорегистратором.
Представитель Urent уточнил, что брендинг будет различаться в зависимости от региона. В одних регионах останется только Urent, в других он будет работать вместе с брендом «Московский транспорт», в третьих — вместе с МТС. В прошлом сезоне на самокатах Urent присутствовал бренд агрегатора такси «Ситимобил». Компания «Юрентбайк.ру» (головная компания Urent) была основана в Ставропольском крае Ольгой Стефанюк и Андреем Калининым в 2018 году. Сам сервис запустили в конце 2018 года на юге страны.
Весной 2019 года Urent привлек 150 млн рублей, в пул частных инвесторов вошли, в частности, создатели приложения «Сравни такси» Андрей Азаров и Михаил Гейшерик. Сейчас сервис доступен более чем в 50 городах России. Выручка компании в 2020 году, по данным СПАРК, — 349,4 млн рублей, чистый убыток — 17 млн рублей.
В апреле 2021 года 250 млн рублей в Urent вложил фонд Sistema SmartTech, созданный АФК «Система» (материнская компания МТС), 400 млн рублей компания привлекла от действующих и новых частных инвесторов. В 2021 году Urent также привлек заем в размере 300 млн рублей от структур «Сбера» и «Ситимобила» (входит в «О2О Холдинг», СП «Сбера» и VK) и кредит на сумму 400 млн рублей от Сбербанка. Представитель МТС считает, что услуги аренды самокатов будут «органичны и удобны для пользователей».