В Госдуме объяснили идею о наказании «третьих лиц» за помощь иноагентам
Законопроект, который обязывает третьи лица соблюдать законодательство об иноагентах, уже внесен в Госдуму и готовится к первому чтению, заявил глава думской комиссии по борьбе с иностранным вмешательством. По его словам, под поправки могут попасть те, кто поможет иноагенту устроиться учителем, или издатели, выпускающие книги иноагента без маркировки. В апреле депутаты предложили дать Минюсту право выносить предупреждения «пособникам иноагентов» и штрафовать на суммы до 300 000 рублей за их игнорирование
Глава комиссии по борьбе с иностранным вмешательством во внутренние дела России Василий Пискарев в своем Telegram-канале прокомментировал информацию о планируемом появлении в законодательстве об иноагентах понятия «третьих лиц». Он заявил, что инициатива об этом уже внесена в Госдуму и готовится к первому чтению, и ни о каких других изменениях речи не идет.
Законопроект, который ужесточает законодательство об иноагентах, Пискарев и его коллеги внесли в Госдуму 26 апреля. В нем предложено дополнить статью 1 закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» новой частью 5. В ней пропишут, что организации всех форм собственности, их должностные лица, а также физлица «независимо от их гражданства» и органы публичной власти «не должны допускать возможности нарушения иностранным агентом законодательства» своими действиями или бездействием. Если Минюст узнает, что лицо «способствует нарушению иностранным агентом законодательства», то ему будет выдано предупреждение с указанием срока устранения, который составит не менее месяца. В тот же день депутаты внесли проект о поправках в КоАП, согласно которым невыполнение предписаний Минюста будет грозить штрафами до 50 000 рублей для граждан и до 300 000 — для юрлиц.
«Для иноагентов существует целый ряд ограничений, к примеру, на преподавание в школах. При этом кто-то, исходя из коррупционных или иных корыстных или личных побуждений, помогает ему устроиться учителем. Этому человеку, в случае принятия нашего законопроекта, Минюст сможет вынести предупреждение. Или, скажем, издатель выпускает книгу иноагента без соответствующей маркировки — также будет предупреждение», — объяснил Пискарев.
11 мая замминистра юстиции Олег Свириденко в ходе XI Петербургского международного юридического форума сказал, что в законодательстве об иностранных агентах появится категория «третьи лица». Он отметил, что к этой категории отнесут тех, кто не включен в реестр иноагентов и не аффилирован с ними, но может «оказывать определенное влияние волей-неволей и помогать иноагентам нарушать закон».
Ужесточить законодательство об иноагентах комиссия по борьбе с иностранным вмешательством предложила в середине апреля. Пискарев объяснял инициативу желанием «устранить любые лазейки и пробелы для тех, кто находится под иностранным влиянием и пытается обойти законы».
Понятие «иностранный агент» в российском законодательстве появилось после протестов 2012 года. Изначально его планировали применять по отношению к НКО, которые ведут политическую деятельность и получают иностранное финансирование. Однако в 2020 году иноагентами начали признавать также физических и юридических лиц, а в 2021-м — незарегистрированные организации. В декабре 2022 года Минюст объединил четыре реестра иностранных агентов в один.
Для граждан и организаций, признанных иноагентами, действует ряд ограничения. Например, они обязаны маркировать публикации, в том числе в соцсетях, регулярно отчитываться о своей работе и расходах. В 2022 году закон был ужесточен: иноагентам запретили преподавать, производить информационную продукцию, организовывать публичные мероприятия, входить в состав избирательных комиссий. Тогда же изменились критерии для признания иноагентом: если раньше поводом для внесения в реестр было финансирование из-за границы, то теперь признать иноагентом могут даже тех, кто, по мнению Минюста, попал под «иностранное влияние».
Положение о госконтроле за деятельностью иноагентов правительство утвердило в январе 2023 года. Оно обязывает Минюст проверять иноагентов, в том числе запрашивать о них финансовые и другие сведения, посещать их мероприятия и отчитываться по итогам. Всего в документе 58 пунктов.