В законодательстве об иностранных агентах появится категория «третьи лица»
В законодательстве об иностранных агентах появится категория «третьи лица», заявил замглавы Минюста Олег Свириденко. Он уточнил, что к этой категории отнесут тех, кто не входит в реестр иноагентов и даже не аффилирован с ними, но может «оказывать определенное влияние волей-неволей и помогать иноагентам нарушать закон». Сначала им будут выносить предостережение, а затем штрафовать
В законодательстве об иноагентах появится категория «третьи лица», заявил замглавы Минюста Олег Свириденко на Петербургском международном юридическом форуме. Об этом сообщает ТАСС. Он добавил, что соответствующую инициативу уже поддержали комитет Госдумы и «депутатский корпус».
В эту категорию попадут те, кто сам не является иноагентом и даже не аффилирован с ними, но может «оказывать определенное влияние волей-неволей и помогать иноагентам нарушать закон» об иноагентах, уточнил замминистра.
«Мы надеемся, что этот инструмент у Минюста появится, и мы будем, может быть, некоторые каналы, которые будут показывать известных иноагентов, может, кто-то будет нарушать традиционные ценности, предостерегать некоторое время, после чего будет следовать штраф», — добавил Свириденко, отметив, что «деятельность (в области законодательства об иноагентах) продолжается».
В конце апреля группа депутатов во главе с главой комиссии по расследованию фактов вмешательства во внутренние дела Василием Пискаревым внесла законопроект, который вводит штрафы за невыполнение предписаний Минюста, касающихся законодательства об иностранных агентах. Депутаты предложили наделить ведомство правом выносить предписания тем, кто «способствует нарушению» законов иноагентами. Тем, кто проигнорирует требования Минюста, грозят штрафы до 300 000 рублей. Пискарев объяснил предложения желанием «устранить любые лазейки и пробелы для тех, кто находится под иностранным влиянием и пытается обойти законы».
Понятие «иностранный агент» было введено в российское законодательство после протестов 2012 года. Изначально его планировали применять по отношению к НКО, которые ведут политическую деятельность и получают иностранное финансирование. Однако в 2020 году иноагентами начали признавать также физических и юридических лиц, а в 2021-м — незарегистрированные организации. В декабре 2022 года Минюст объединил четыре реестра иностранных агентов в один.
Для граждан и организаций, признанных иноагентами, действуют ограничения. Например, они обязаны маркировать публикации, в том числе в соцсетях, регулярно отчитываться о своей работе и расходах. В 2022 году закон был ужесточен: иноагентам запретили преподавать, производить информационную продукцию, организовывать публичные мероприятия, входить в состав избирательных комиссий. Тогда же изменились критерии для признания иноагентом: если раньше поводом для внесения в реестр было финансирование из-за границы, то теперь признать иноагентом могут даже тех, кто, по мнению Минюста, попал под «иностранное влияние».
В январе правительство утвердило положение о госконтроле за деятельностью иноагентов. Оно обязывает Минюст проверять иноагентов, в том числе запрашивать о них финансовые и другие сведения, посещать мероприятия иноагента и отчитываться по их итогам. Всего в документе 58 пунктов.