Тюрьма и долги: почему россияне из списка Forbes теряли свои миллиарды
В 2004 году российская редакция впервые опубликовала список богатейших российских предпринимателей. В «Золотую сотню», как тогда назывался рейтинг, вошли всего 36 миллиардеров. Сегодня в списке Forbes уже 125 миллиардеров из России. Из всех участников первой «Золотой сотни» путь длиною в 20 лет осилили только 37 человек — сегодня их состояние равно или превышает $1 млрд. Из тех 36 предпринимателей, кто был миллиардером уже в 2004 году, этот статус сохранили 22 человека.
За эти 20 лет в глобальном списке миллиардеров побывали всего 237 человек из России, подсчитал Forbes. Две трети из них (всего 158 человек) обязаны своим состоянием сырьевой ренте или активам, доставшимся в наследство от СССР. И только 79 человек стояли у истоков совершенно нового бизнеса. В первую очередь это торговля, информационные технологии и девелопмент.
Побывали в российской части списка миллиардеров, но не вошли в рейтинг этого года всего 112 человек. Особняком в этом списке стоят 10 человек, отказавшихся от российского гражданства. Восемь из них сделали это после начала «спецоперации»* на Украине. Это миллиардеры Тимур Турлов (Freedom Holding), Юрий Мильнер (DST Global), Николай Сторонский (Revolut), Игорь Макаров («Арети»), основатель Coalco Василий Анисимов, основатель «Тройки Диалог» Рубен Варданян и основатели Jet Brains Сергей Дмитриев и Валентин Кипятков. В этом списке нет основателя Тинькофф Банка Олега Тинькова (признан Минюстом иноагентом) — от российского паспорта он отказался уже после того, как лишился миллиардного состояния, продав долю в банке «Интерросу» Владимира Потанина гораздо дешевле ее рыночной стоимости.
В подавляющем большинстве случаев миллиардеры выбывают из рейтинга Forbes из-за сокращения стоимости их активов. К примеру, падают котировки их компаний на бирже или котировки компаний-аналогов. Так, из-за падения цен на уголь лишились миллиардных состояний многие российские угольщики.
Еще одна причина — высокие долги. Из-за них лишились своего состояния минимум 14 бывших миллиардеров. В первую очередь это многочисленные девелоперы, вошедшие в список накануне кризиса 2008 года, например Сергей Полонский, основатели ПИКа Кирилл Писарев и Юрий Жуков, основатели «Донстроя» Максим Блажко и Дмитрий Зеленов.
Еще 16 человек лишились своих активов после того, как особенностями их бизнеса заинтересовалось государство. Из них 12 столкнулись с претензиями силовых ведомств. Самый яркий пример — дело ЮКОСа. В 2004 году Forbes назвал эту компанию «самым большим гнездом миллионеров в России», в «Золотую сотню» вошли 11 человек, связанных с ЮКОСом, шестеро из них были миллиардерами: Михаил Ходорковский (признан иноагентом), Леонид Невзлин (признан иноагентом), Михаил Брудно, Владимир Дубов, Платон Лебедев и Василий Шахновский.
Есть и недавние примеры: оказавшись за решеткой, свой бизнес потеряли Зиявудин Магомедов и Михаил Абызов. А в рейтинг 2024 года из-за претензий Генпрокуратуры не вошли сразу три миллиардера. Из-за претензий к тому, как была проведена приватизация их активов в 1990-х, Сейфеддин Рустамов потерял группу «Метафракс», а Петр Кондрашев — Соликамский магниевый завод. Еще один экс-миллиардер, Александр Клячин, в приватизации промышленных гигантов не участвовал. Но его активы в недвижимости оказались под угрозой после того, как он стал соответчиком экс-владельца банка «Югра» Алексея Хотина по делу о неуплате налогов.
Еще шесть человек изначально столкнулись не с претензиями силовиков, а с вниманием Центрального банка. Например, крах пресловутого «московского банковского кольца» в 2017 году стоил миллиардного состояния владельцу Бинбанка Микаилу Шишханову, основателям Промсвязьбанка Алексею и Дмитрию Ананьевым и владельцу «Росгосстраха» Данилу Хачатурову. Лишился банка некогда влиятельный владелец Межпромбанка Сергей Пугачев. А вот Николаю Цветкову даже удалось сохранить долю в «Уралсибе» после того, как ЦБ отправил его на санацию.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.