К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Крестный отец Кремля. Как Борис Березовский построил свою империю


Сокращенный отрывок из книги-расследования «Крестный отец Кремля» первого главреда российского Forbes Пола Хлебникова был опубликован в американском Forbes от 4 сентября 2000 года

Борис Березовский занимает особое место в истории России. Как Forbes подробно рассказал в статье в 1996 год (что послужило причиной подачи Березовским иска против Forbes о клевете), когда-то бизнесмен, занимающийся продажей автомобилей, приватизировал обширные отрасли российской промышленности. Он организовал секретное финансирование президентской кампании Ельцина и позже помог в избрании приемника Ельцина — Владимира Путина. Путин объявил войну против «олигархов». Может ли Березовский выстоять перед новой угрозой его благосостоянию и свободе?

После падения коммунизма и прихода к власти Бориса Ельцина, американский предприниматель Пейдж Томпсон отправился в Россию в поисках новых деловых отношений. В прошлом Томпсон был казначеем нефтяной компании Atlantic Richfield, которая сейчас входит в состав BP. Не без доли авантюризма, он начал новую карьеру — продажу автозапчастей на территории бывшего Советского Союза. Успех пришел быстро. В 1994 году он заключил контракт с «АвтоВАЗом» на $4 млн на продажу шин Goodyear. Автогигант «АвтоВАЗ» занимал половину российского рынка легковых автомобилей. В ходе переговоров Томпсон попросил «АвтоВАЗ» предоставить аккредитив от «Вестерн банк», гарантирующий оплату. Ему сообщили, что гарантию предоставит французский банк «Кредит Лионнэ» (Crdit Lyonnais).

Позже «Кредит Лионнэ» будет близок к краху из-за скандала, связанного с мошенничеством и хищением средств. Но на тот момент банк казался стабильным и внушающим доверие, что было достаточно для компании Goodyear. Это потом дело приняло неожиданный поворот. Томпсону сообщили, что он должен забрать аккредитив в организации Forus Services, которая находится в Лозанне в Швейцарии. В офисе компании его встретили двое русских.

 

«Они работали в полупустом красивом офисе, где была только мебель — пустые рабочие столы и стулья», — припоминает он. «Комнат было три или четыре, на столе стояла бутылка Jack Daniels и больше не было людей, кроме этих двух парней и секретаря, говорившей на непонятном мне языке».

«Аккредитив еще не доставили. Приходите через 2 дня», — сообщили Томпсону. Когда наконец он получил письмо, в нем были указаны имена «Кредит Лионнэ», «АвтоВАЗ» и его собственной компании, но «Форус Сервисес» не был нигде упомянут.

 

«Это было неожиданностью, — говорит Томпсон. Когда я был казначеем в Atlantic Richfield и мы планировали занять деньги, я брал трубку и звонил в Chase и говорил: «Мы хотим занять пару сотен миллионов долларов», а они отвечали: «Мы заинтересованы в данном предложении и хотели бы обсудить это с вами». Мне не нужно было звонить в Wilshire Financial или другому банку, чтобы занять деньги у Chase».

Кто эти люди и где деньги

Томпсон понял, что здесь что-то неладное, полупустой офис был «фирмой, которую создали влиятельные люди из компании «АвтоВАЗ», чтобы провести финансовые операции, взять оплату с «АвтоВАЗа», а затем разделить полученные деньги между собой. Я так и не узнал, кто эти люди».

Фактически Борис Березовский, финансовый директор «АвтоВАЗа» Николай Глушков и крупная швейцарская торговая компания Andr & Cie основали компанию Forus Services 13 февраля 1992 года. Официально, финансовая компания занималась продажей валюты, открытием кредитных линий и решала другие финансовые вопросы для российских компаний за рубежом. Тем не менее, компания оставалась закрытым клубом, где было трудно проследить право собственности. Компания Forus Holding (Люксембург) владела «Форусом» в Лозанне и частично принадлежала фиктивной компании «Анрос». Другими словами, как минимум две фиктивные компании прикрывали Березовского и его партнеров.

 

«Форус» была лишь одной из компаний, которой владел Березовский в России, Швейцарии, Люксембурге, Ирландии, на Карибских островах и Кипре. Таким образом Березовский мог контролировать валютные доходы нескольких промышленных компаний России. Это была тонко продуманная сеть, идеально подходящая для получения денег из государственной казны, управления финансовыми потоками по всему миру, сведения к минимуму уплаты налогов и избежание проверок. На сегодняшний день на несколько из этих компаний, включая Forus, в России и Швейцарии возбуждены уголовные дела по статьям о хищении, мошенничестве, уклонении от налогов и отмывании денег.

Автомобильный бизнес 90-х

В 1994 году основной компанией, приносящей доход растущей империи Березовского, была государственная компания «АвтоВАЗ». Предприятие Березовского «ЛогоВАЗ» было крупнейшим автодилером, ежегодно реализующим 45 000 автомобилей «АвтоВАЗа», что составляет примерно 10% от продаж внутри страны.

В то время как российская экономика распадалась, автомобильная промышленность продолжала расти, выпуская единственный продукт отечественного производства, который люди все еще охотно покупали. Спрос на такие модели «АвтоВАЗа» как «Лада» и внедорожник «Нива» постоянно превышал предложение. Благодаря низким ценам на сырье и дешевой рабочей силе (в среднем рабочие получали $250 в месяц, обычно оплата задерживалась на несколько месяцев), казалось, что «АвтоВАЗ» должен приносить огромную прибыль, на самом деле наличности не хватало, а долги постоянно росли.

Продажа автомобиля «Нива» в автосалоне «Логоваз», Москва
Продажа автомобиля «Нива» в автосалоне «Логоваз», Москва·Фото Романа Денисова·Фотохроника ТАСС

Причина была в коррупции системы сбыта. Сотни небольших компаний были созданы для продажи автомобилей «Лады» и запчастей; они были независимы, но при этом принадлежали разным представителям руководства «АвтоВАЗа».

Летом 1996 я спросил президента «АвтоВАЗа» Алексея Николаева о системе сбыта в его компании, он ответил, что продает машины в убыток. «В среднем мы получаем $3500 за машину. На самом деле затраты на производство выходят на 30% выше – $4600».

 

Так как большинство автодилеров продают «Ладу» за $7000 и дороже, они получают 50% прибыли, в десять раз выше, чем любой другой автодилер в США. И это если учитывать оплату за товар, которую завод не всегда получал. К 1995 году «ЛогоВАЗ» под руководством Березовского и других дилеров задолжал «АвтоВАЗу» $1,2 млрд, одну треть от их ежегодного дохода.

Нельзя просто начать продавать «Ладу»

«Ты не можешь просто начать продавать автомобили «Лада»,  — вспоминает Пейдж Томпсон, который продавал шины и автомобильные масла нескольким крупным дилерам «АвтоВАЗа». «Если тебе разрешат этим заниматься, то нужно будет заплатить за предоставленную привилегию. Кто-то может объявиться и сообщить, что теперь ты работаешь с компаньоном».

Если же дилеры хотели приобрести машины через «АвтоВАЗ» в обход сложившейся структуры, то скорее всего у них бы не получилось приобрести ни одной машины или машины были бы с разбитым лобовым стеклом, выдернутыми проводами и сдутыми шинами, можно было даже лишиться жизни.

Томпсон приводит пример одного из его клиентов, крупного дистрибьютора «АвтозаВАЗа» в Москве — компании Lada Strong. «Машины располагались на двух стоянках, за которые он платил двум различным криминальным группировкам. По ошибке один из его сотрудников переставил 50 машин со стоянки «А» на стоянку «Б». Бандиты, получавшие плату за стоянку «А», похитили сотрудника и держали его в заложниках пока владельцу не пришлось выплатить $50 000 за нанесенное «оскорбление», — рассказывает он.

 

Одним из клиентов Томпсона была дилерская компания в Тольятти у ворот «АвтоВАЗА», ей руководил молодой бизнесмен. «Он был крупным поставщиком автомобилей «Лада», запчастей и других труднодоступных товаров. Когда ты приезжаешь в его контору первое, что ты видишь — это компания крепких парней, развалившихся на диванах и смотревших мультфильмы, в руках у них оружие. Куда бы он ни поехал, его сопровождала машина с вооруженными охранниками».

Томпсон начал с ним бизнес с продажи поддержанных автомобилей из Америки, которые отправляли в Россию. Томпсон рассказывает, как этот бизнесмен хвастался перед ним, что он всех ограбил и обманул, и как кто-то из компании «АвтоВАЗ» передал ему машины, предназначенные другому человеку. По словам Томпсона, весь «АвтоВАЗ» был коррумпирован. Например, если агент по продаже собирался организовать отправку запасных частей, он должен был дать взятку менеджеру по продаже запчастей. «Я знаю, кто брал взятки», — говорит Томпсон.

Собственность для никого

Я спросил Алана Мэйра, российского партнера Березовского из компании Andr & Cie, о процветающей коррупции в компании «АвтоВАЗ». «Я полагаю, так же дела обстоят и в других российских компаниях, не только в  компании «АвтоВАЗ». Все дело в менталитете: коллективная собственность не принадлежит никому», — отмечает он.

Компания Andr & Cie была прямым свидетелем коррупции. В 1993-94 годах эта компания вела переговоры с Итальянским международным торговым банком о кредите на сумму $100 млн для компании «АвтоВАЗ». Деньги предполагалось выплатить в течении 7 лет от доходов с продаж «Лады» на международном рынке в Африке. «Из этого ничего не вышло», — говорит Кристиан Маре, глава московсого филиала Andr & Cie. «Потому как у каждого менеджера компании «АвтоВАЗ»  была его собственная предпочтительная система реализации».

 

Схема реэкспорта автомобилей

Основная  схема Березовского называлась реэкспорт. Контракты на экспорт компании «АвтоВАЗ» обычно предусматривали более низкие цены на «Ладу», чем внутренние дилерские контракты, и гарантировали дилерским центрам еще более длительные сроки погашения кредита машиностроительному заводу (до одного года). На самом деле Березовский продавал машины внутри страны, однако, в документах было указано, что машины были экспортированы и затем импортированы назад в Россию. Их «экспорт» позволял ему получать оплату в долларах, в то время как машиностроительный завод получал оплату в постоянно обесценивающемся рубле или, что еще хуже, оформлял долговую расписку.

Я спросил Алана Мэйра, почему машиностроительный завод продавал машины Березовскому на таких невыгодных условиях. «Послушайте, месье, 90% автомобилей продавались в России на точно таких же условиях. Нет особого отличия в выборе «ЛогоВАЗа». Существуют только разные условия в результате личных отношений, построенных между людьми, которые находятся в хороших отношениях с менеджерами «АвтоВАЗа», — объясняет он.

Березовский, крупнейший дилер «АвтоВАЗа», построил самые близкие из возможных «личных отношений». Особенно после того, как председатель компании «АвтоВАЗ», финансовый директор и руководитель отдела послепродажного обслуживания заполучили крупный пакет акций «ЛогоВАЗа». Другими словами, «АвтоВАЗ» продавал машины Березовскому в убыток, в то время как высокопоставленные должностные лица на машиностроительной фабрике лично извлекали выгоду как владельцы акций «ЛогоВАЗа».

Банкротство автопрома

В то время как такие дилеры как Березовский преумножали свой капитал, автопроизводитель неуклонно скатывался в банкротство. Компании не хватало наличных, не было возможности заплатить налоги, оплатить счета за электричество или выплатить зарплату. Пейдж Томпсон продолжал вести бизнес с компанией «АвтоВАЗ»; он заключил несколько успешных сделок, другие же сделки были неудачными. Томпсон решил остановиться.

 

«Я потерял пару партнеров, — рассказывает он. Одного из моих партнеров «АвтоВАЗа» в Бишкеке убили прямо в офисе. Мой партнер в Тольятти был крупным уголовником. Я понял, что игра не стоит свеч».

Когда я спросил президента «АвтоВАЗа» Алексея Николаева о преступных группировках, контролирующих его сеть сбыта, он согласился, что такая проблема существовала. На самом деле, «АвтоВАЗ» стал наверняка чуть ли не одним из самых контролируемых бандитами промышленных компаний в России.

Расследования заказных убийств

В 1994 году Радик Ягутян, глава следственного отдела Самарской прокуратуры, был убит, вскоре после того как взялся расследовать ситуацию вокруг «АвтоВАЗа». В 1997 году Министерство внутренних дел провело самую большую за время правления Ельцина спецоперацию «Циклон». Объединенные силы были направлены на подавление организованной преступности на «АвтоВАЗе». В рейд входили 3000 оперативников МВД, прокуратура и налоговые службы. Они блокировали выходы гигантского завода и изъяли компьютерные файлы. Благодаря рейду обнаружились доказательства того, что бандиты, связанные с «АвтоВАЗом» совершили 65 заказных убийства менеджеров компании, дилеров и конкурентов. Уголовные дела были открыты.

Здание МВД Самарской области, после пожара 1999 года
Здание МВД Самарской области, после пожара 1999 года·Фото DR

В феврале 1999 года пожар разрушил офис главного управления МВД по Самарской области, ответственный за проведение расследования по делу компании «АвтоВАЗ». Вся документация по делу «АвтоВАЗ» была уничтожена; в огне погибло более 50 человек, занимающихся расследованием и других сотрудников МВД. Москва сразу заключила, что пожар был несчастным случаем, но дело против руководства «АвтоВАЗ» по незаконному сокрытию налогов все равно возбудили несколько дней спустя.

 

В такой атмосфере беззакония Березовский строил свою империю. Трудно было представить, что 47-летний доктор технических наук, который провел большую часть своей профессиональной деятельности разрабатывая компьютерное обеспечение, преуспеет на криминальном поприще. И все же он бы не смог выжить в этом бизнесе, если бы не мог уберечь свою прибыль от бандитов.

Криминальная «крыша»

Пока в российском правительстве царил хаос, самой эффективной службой безопасности доступной бизнесмену оказались криминальные группировки. Согласно нескольким высокопоставленным сотрудникам правоохранительных органов, Березовский построил свою компанию «ЛогоВАЗ» под защитой чеченской группировки, одной из самых опасных групп организованной преступности в России. Они стали его «крышей» на авторынке.

Тем временем его соперники на авторынке, контролируемые другими бандитами, завидовали его успеху и его внутренним связям с управлением «АвтоВАЗ». Так, один среди других крупных бизнесменов, которые будут известны как «олигархи», Березовских оказался лично вовлечен в борьбу за власть между доминирующими в Москве бандитскими семьями.

Одно из первых покушений произошло в полдень 19 июля 1993 года, когда банда под предводительством Игоря Овчинникова нагрянула в выставочный зал в кинотеатре «Казахстан» на Проспекте Ленина 105. Бандиты остановились на трех машинах и стали обстреливать сначала окна, затем людей, находящихся в здании. Охранники «Логоваза» открыли ответный огонь. Через считанные секунды трое человек были убиты (включая Овчинникова) и еще шестеро получили ранения.

 

Несколько дней спустя я спросил генерала Владимира Рушайло, главу московского РУОПа о произошедшем. Он ответил, что «Причина перестрелки в том, что у компании: «У компании «ЛогоВАЗ» своя служба безопасности, а другая группировка приехала требовать деньги. Результат был предсказуем».

Позже, когда я спросил Березовского, он ответил, что помнит о перестрелке, но не знает о причинах случившегося. Затем он продолжил:

«На сегодняшний день мы являемся свидетелями небывалого перераспределения собственности за всю историю России. Никто не удовлетворен: не те, кто в один день стал миллионером  — они жалуются, что не заработали достаточно миллионов, не те, кто ничего не получил и естественно недоволен сложившейся ситуацией. Хотя я не считаю, что масштабы криминала превышают масштабы процесса преобразования».

Игорь Овчинников, участвующий в перестрелке кинотеатр «Казахстан», был лишь пешкой в войне группировок. Он подчинялся  криминальному авторитету по прозвищу Циклоп, который, в свою очередь, подчинялся бандитской группировке более высокого уровня.

 

Перестрелка в кинотеатре «Казахстан» была лишь началом. В сентябре 1993 года, на парковке «ЛогоВАЗа» было совершено как минимум два нападения с гранатами, в результате несколько машин были повреждены, но никто не пострадал. Российские газеты цитировали полицейских детективов, по признанию которых «ЛогоВАЗ» отказывался сотрудничать в расследовании. Один полицейский сказал, что случившееся -это «продолжение войн между организованными преступными группировками за власть над авторынком».

Немного известно, какие меры принял Березовский, чтобы огородить себя от угрозы бандитов. Российское государство было настолько коррумпировано, что не могло защитить бизнес от волны насилия.

В тот же месяц, когда бандиты напали на выставочный зал «ЛогоВАЗ» в кинотеатре, президент Ельцин подписал указ об отставке министра безопасности (главы бывшего КГБ), Виктора Баранникова. Баранников был один из главных покровителей коммерсанта Бориса Бирштейна и его компании «Сиабеко» с подразделениями в Торонто и Цюрихе. Бирштейн щедро одаривал своих покровителей в правительстве. В начале 1993 он пригласил жен Баранникова и первого заместителя начальника МВД на трехдневную прогулку по швейцарским магазинам. Две дамы купили меховые изделия, духи, шарфы и часы на сумму 300 000 долларов – все было оплачено «Сиабеко». В аэропорту у них было 20 мест лишнего багажа, за который они заплатили 2000 долларов авиалиниям,  однако «Сиабеко» проплатил и это.  Когда разразился скандал, Баранников и первый заместитель МВД были уволены, но не привлечены к ответственности.

В Лозанне бизнес партнер Березовского «Andr & Cie» был встревожен бандитскими войнами разразившимися в Москве в 1993-94 годах. «Andr & Cie» стал стратегическим партнером Березовского еще до волны взрывов и убийств. Но Алан Мэйр смогу сгладить обстановку с сотрудниками компании «Andr».

 

Все это происходило в России, но такого не было в Швейцарии,» — как он объяснял. «Мы привели факты и … мои начальники в компании приняли их. Вот и все. Без сомнений, на автомобильном поприще в Москве была большая конкуренция. Бандиты использовали очень жестокие методы. Это было не очень утешительно, и по правде, невыносимо больно и неприятно видеть.»

Компания «Andr & Cie» решила остаться с российским бизнес партнером. Зимой 1993-94 годов, когда бандитские войны свирепствовали в Москве, большую часть времени Березовский провел заграницей. Он отправился в Лозанну, чтобы доделать дела с оффшорными финсовыми сетями с компанией «Andr & Cie». Как только он вернулся в Москву, на него сразу было совершено покушение. На входной двери его квартиры было заложено взрывное устройство, которое, к счастью, не взорвалось.

В конце дня 7 июня 1994 года Березовский вышел из нового главного офиса компании «ЛогоВАЗ» в центре Москвы и сел на заднее сидение «мерседеса». Его охранник был на переднем сидении, рядом с шофером. Как только машина тронулась, на всю округу раздался мощный взрыв. На узкой улице был припаркован «опель» со взрывчаткой, который подорвали с помощью дистанционного управления, как только к нему приблизилась машина Березовского. На глазах у Березовского у водителя от взрыва оторвало голову, а охранник получил  серьезные ранения, в итоге, он лишился глаза. Несколько прохожих получили ранения. Березовский выбрался из машины, его одежда дымилась. Ожоги оказались настолько серьезными, что ему пришлось провести несколько месяцев в Швейцарской клинике.

Спустя несколько дней офисы Объединенного банка Березовского были также подорваны. Он обвинял своих соперников в автопромышленности в применении насилия. Через девять месяцев, он его подозревали в убийстве одного из самых успешных телевизионных продюсера России. Березовский записал личное видеообращение Ельцину, в котором выдвинул несколько версий, указывая на его главного соперника на рынке СМИ – Владимира Гусинского.

 
Президент холдинга «Медиа-мост» Владимир Гусинский
Президент холдинга «Медиа-мост» Владимир Гусинский·Фото Владимира Яцины·Фотохроника ТАСС

Устроившие взрывы на «ЛогоВАЗе» так и не были найдены. Комментируя другую вспышку криминального насилия, рядом с воротами «ЛогоВАЗа»  годом раньше, начальник РУОП, генерал Рушайло, рассказал мне: «Многие верят, что бизнесменов убивают лишь потому, что они бизнесмены. Но это не совсем так. Расследование дел по заказным убийствам показали, что жертвы были связаны с теми самыми людьми, которые или заказали их убийство или сами совершили нападение на них. Никто не убивает законопослушных граждан, те же, кто нарушает закон – платить высокую цену.»

В марте 1994 года инвестиционный фонд Березовского «Авва» поместил деньги в «Мосторг Банк» и приобрел два векселя на сумму 500 миллионов рублей каждый. «Мосторг Банк» контролировал известный бандит Сергей Тимофеев (кличка: Сильвестр, так как он  слегка походи на актера Сильвестра Сталлоне). Сам состоял в известной Солнцевской преступной группировкой. Банк Сильвестра не погасил долг вовремя, переведя эти деньги заграницу.

После подрыва машин компании «ЛогоВАЗ», Березовский попал на первые страницы газет, что даже заставило президента Ельцина рассказать о «преступной грязи», разрушающей Россию. После чего «Мосторг банк» наконец-то вернул деньги «ЛогоВАЗ» с процентами.

Бандитская война продолжилась. Ранним вечером 13 сентября 1993 года неподалеку от Тверской прогремел мощный взрыв. Полиция обнаружила подорванный шестисотый «мерседес». Взрывное устройство располагалось под капотом машины и было приведено в действие с помощью дистанционного управления. Из-под обломков вытащили обгорелый труп Сильвестра.

 

Березовский, который к тому моменту вернулся в Москву из Швейцарии, недолго входил в число подозреваемых. У Сильвестра было много врагов и это дело так и не раскрыли. После смерти Сильвестра, бандитские нападки на «ЛогоВАЗ» прекратились.

Перевод Елены Оливоту

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+