Возрождение Red Wings: как вернуть авиакомпанию к жизни за 3 месяца
Парк авиакомпании Red Wings бизнесмена Александра Лебедева (№164 в списке Forbes) состоял исключительно из отечественных самолетов Ту-204, всего их 11 — больше, чем у любого другого коммерческого перевозчика. Лебедев много рассуждал о возрождении отечественного авиапрома, но активно критиковал руководство Росавиации, за что и поплатился.
Компания лишилась лицензии, как только у регулятора появился повод. В конце 2012 года во Внуково самолет Red Wings выкатился при посадке на Киевское шоссе и развалился. Пять членов экипажа погибли. По итогам года Red Wings вышла на безубыточность, а долг перед «Ильюшин финанс» (ИФК) по лизинговым платежам составлял лишь треть выручки, 1,7 млрд рублей. После недолгой проверки в начале февраля 2013-го Росавиация запретила Red Wings летать, приостановив сертификат эксплуатанта.
Лебедев понял, что сам не сможет исправить ситуацию, и ради спасения компании продал ее за символический 1 рубль предпринимателю Сергею Кузнецову, брату совладельца Группы ГУТА Артема Кузнецова. Сделка состоялась 4 апреля 2013 года, а ровно через месяц Red Wings вернула сертификат эксплуатанта. Ограничения на коммерческие полеты Red Wings Росавиация должна снять к концу июня. И после этого сначала полетят чартеры компании, а потом возобновятся и регулярные рейсы.
«Они проделали очень большую работу, сменили генерального директора, сейчас компанию возглавляет профессиональный авиатор. Они на правильном пути. Остальное — это технологические вопросы, которые надо решить», — отметил глава Росавиации Александр Нерадько.
Что сделал новый собственник? Кузнецов рассказал Forbes, что в ближайшее время будет подписано четырехстороннее соглашение между НРК, НРБ, ИФК и Red Wings о реструктуризации долга. Основные условия договора уже определены. В частности, кредит банка НРБ в размере 135 млн рублей будет пролонгирован на два года. В дальнейшем долг Red Wings не должен будет превышать 15% от выручки. В 2013 году она составит 5 млрд рублей, в 2014-м — 9 млрд рублей, а в 2015-м — 13 млрд рублей.
«Моя стратегия в том, что я здесь не один на один с рынком — у меня есть партнер в лице государства, который заинтересован в успехах проекта, — говорит Кузнецов. — Мы берем на себя обязательство не просто летать на 10 самолетах, а в течение трех лет увеличить их количество минимум в два раза. Это будут новые Ту-204СМ. Минпром и Минтранс нас активно поддерживают». Этой поддержки и не хватало прежнему владельцу.