Дерипаска объяснил американскому суду, почему он не олигарх
Миллиардер Олег Дерипаска не теряет надежды выйти из-под персональных санкций Минфина США. Второго сентября адвокат бизнесмена Эрик Феррари подал ходатайство с возражениями на просьбу ведомства отклонить иск, в котором вновь требует признать включение миллиардера в санкционный список незаконным и объясняет, почему Дерипаску нельзя считать олигархом. Документ подан в Окружной суд округа Колумбия и размещен в базе данных американских судов.
В ходатайстве представитель бизнесмена апеллирует к Пятой поправке Конституции США. Она гарантирует, что лицо, обвиняемое в совершении преступления, имеет право на надлежащее судебное разбирательство, при этом государство «не имеет права изымать частную собственность без справедливого вознаграждения». Адвокат указывает, что действия OFAC (санкционное подразделение Минфина) фактически заблокировали доступ Дерипаске к его собственности в США, закрыли ему въезд в страну и вынудили его юрисконсульта отказаться от представления его интересов в международных юридических вопросах. «Эти требования — в сочетании с собственным признанием OFAC о том, что до внесения в санкционный список Дерипаска имел американскую визу и нанимал лоббистскую группу в США — достаточны для того, чтобы предоставить ему защиту, предусмотренную пунктом о надлежащей правовой процедуре в соответствии с Пятой поправкой», — говорится в документе.
Особое внимание Феррари акцентирует на том, что его подзащитного нельзя называть олигархом. Адвокат приводит выдержку из решения суда по делу акционеров Альфа-банка 2005 года, где судья характеризует «русских олигархов» как «лиц, имеющих тесные политические связи с российским правительством, которые получили богатство и власть путем передачи государственных активов и сомнительных сделок с российскими государственными чиновниками». Олег Дерипаска под это определение не подходит, говорится в ходатайстве.
Феррари напоминает, что миллиардер вывел компании UC Rusal и EN+ на IPO, в ходе которых и компании, и он сам подвергались тщательной проверке со стороны международных банков и других фирм. Проверки не подорвали репутацию Дерипаски, поскольку он пришел к своему богатству «не благодаря политическим связям с российским правительством, а благодаря своему труду и усилиям», поясняется в ходатайстве.
«Если перевести на более простой язык, Олег Владимирович пытается доказать американцам — «я свой»», — рассуждает специальный советник Pen & Paper по санкционному праву Сергей Гландин. По словам эксперта, ему не удалось найти ни единого прецедента, где наем лоббистов мог быть истолкован федеральным судом как фактор, свидетельствующий об установлении прочной связи с юрисдикцией.
По мнению собеседника Forbes, ходатайство будет принято к рассмотрению, так как того требуют Федеральные правила судопроизводства, но маловероятно, что заявленные адвокатом Дерипаски доводы убедят судью. «Стандарт споров против органов власти, администрирующих санкции, сформировался в далёком 1999 году в деле Организации Моджахедов Иранского народа против Госдепартамента и совершенствуется с тех пор не в пользу иностранных заявителей», — резюмирует Гландин.
Дерипаска попал под американские санкции 6 апреля 2018 года. В список SDN, с фигурантами которого американским инвесторам и финансовым институтам запрещено взаимодействовать, также попали несколько других участников списка Forbes — Виктор Вексельберг, Андрей Скоч, Владимир Богданов, Кирилл Шамалов, Сулейман Керимов и Игорь Ротенберг. Под апрельские санкции попал не только сам Дерипаска, но и принадлежащие ему компании. В октябре 2018 года в США заморозили недвижимость Дерипаски в Нью-Йорке и Вашингтоне. В декабре представителям бизнесмена удалось договориться с Минфином США о снятии санкций с En+, UC Rusal и ОАО «ЕвроСибЭнерго», однако сам миллиардер остался под санкциями.
В марте 2019 года Дерипаска подал иск в суд в Вашингтоне против Минфина США. «Я потратил 30 лет своей жизни на создание компаний, которые являются основными игроками в мировой экономике, и не позволю, чтобы политическая интрига разрушила плоды этих трудов, отняла миллионы рабочих мест и средства к существованию отдельных людей», — объяснял свое решение бизнесмен.
Страдания на $7,5 млрд: Дерипаска впервые оценил потери от санкций