«Я потратил 30 лет своей жизни»: Дерипаска подал в суд на Минфин США
Олег Дерипаска подал иск в суд в Вашингтоне против Минфина США. Бизнесмен настаивает на том, что американские власти действовали предвзято в отношении него и выдвигали обвинения на основе «слухов и недосказанностей». Иск подан к Минфину, его главе Стивену Мнучину, Управлению по контролю за иностранными активами (OFAC) и его руководителю Андреа Гаки в связи с внесением миллиардера в санкционный список в апреле 2018 года.
Миллиардер «категорически отрицает» все претензии Минфина и Управления по контролю за иностранными активами (OFAC), которые были сделаны при введении санкций, затронувших «сотни тысяч людей во всем мире, работающих в ключевых секторах мировой экономики». Суд не должен допустить, чтобы OFAC использовало «разрушительную силу экономических санкций США, нарушая границы своих полномочий». Обвинения в его адрес, которые сделали Минфин и OFAC апреле 2018 года, были голословными и не соответствующими критериям права, считает бизнесмен.
«Я потратил 30 лет своей жизни на создание компаний, которые являются основными игроками в мировой экономике, и не позволю, чтобы политическая интрига разрушила эту плоды этих трудов, отняла миллионы рабочих мест и средства к существованию отдельных людей», — говорится в заявлении Дерипаски. «Если у OFAC есть какие-либо доказательства, подтверждающие необоснованные слухи, на которые он любит ссылаться, то сейчас самое время их представить», — призывает бизнесмен.
«Речь идет о простой справедливости. Презумпция невиновности — это основной принцип американской правовой системы, который явно игнорировался в применении ко мне санкций», — говорит Дерипаска. Власти США должны признавать верховенство закона, а не нацеливаться на отдельных лиц потому, что это политически целесообразоно, считает он. «Только суды могут решить, виновен ли человек или невиновен, и я считаю, что суды США достаточно объективны, чтобы поддержать американский закон и Конституцию», — сказал Дерипаска.
Когда Дерипаску вносили в санкционный список, Минфин объяснял это тем, что бизнесмен действовал от имени и в интересах «высокопоставленного чиновника российского правительства», а также работал в энергетическом секторе российской экономики. «В отношении Дерипаски велось расследование об отмывании денег, его обвиняли в том, что он угрожает жизни конкурентов по бизнесу, незаконно прослушивает правительственных чиновников и участвует в вымогательстве», — говорилось в материалах OFAC. Также там упоминалось об обвинениях Дерипаски в том, что он давал взятки правительственному чиновнику, угрожал убить бизнесмена и имеет связи с российской преступной группировкой. Т
В декабре 2018 года в американский Федеральный суд округа Колумбия обратился Валентин Гапонцев, напоминает специальный советник Pen & Paper по санкционному праву Сергей Гландин. Гапонцев просил исключить его из «Кремлевского доклада», который был опубликован в январе 2018 года. Два дня назад Минфин США подал ходатайство в федеральный суд о прекращении производства по делу и отказе в иске в связи с отсутствием спора. Здесь аналогичная ситуация, считает Гландин. Дерипаска, конечно, может подать заявление в суд, но судебная практика против административных органов власти говорит не в пользу заявителей, говорит эксперт. Поэтому шансов у российского миллиардера немного, заключает Гландин. OFAC не называла источников этой информации, однако похожие показания о Дерипаске давал бывший директор Качканарского медно-ванадиевого комбината Джалол Хайдаров.
Олег Дерипаска был не единственным крупным российским бизнесменом, попавшим под санкции 6 апреля. В список SDN, с фигурантами которого американским инвесторам и финансовым институтам запрещается всякое взаимодействие, также попали несколько участников списка Forbes - Виктор Вексельберг, Андрей Скоч, Владимир Богданов, Кирилл Шамалов, Сулейман Керимов и Игорь Ротенберг. Однако Дерипаска пострадал больше всех — капитализация его компаний, UC Rusal и En+ (их тоже поместили в санкционный список) обвалилась, состояние самого миллиардера сократилось почти вдвое. На 6 апреля 2018 года оно составляло $6,76 млрд, сейчас, по данным Forbes Real Time, - $3,6 млрд. Стараниями главы совета директоров En+ Грегори Баркера, к началу 2019 года с Минфином США удалось договориться о снятии санкций с компаний Дерипаски, но сам он остался в списке SDN. Вывод компаний из-под санкций дался миллиардеру дорогой ценой — в холдинге En+ ему пришлось сократить свою долю с 66% до 45%, его право голоса в компании было ограничено 35%, денег за сокращение своей доли Дерипаска не получил, как больше не получит и дивидендов.