Наши в городе: почему россияне доминируют на глобальном рынке экспресс-доставки продуктов
Весной AltaIR Capital профинансировала сразу три амбициозных сервиса с российскими корнями: в марте в числе прочих инвесторов приняла участие в раунде сервиса экспресс-доставки из Нью-Йорка Fridge No More (сумма раунда — $15,4 млн), в апреле вложилась в калифорнийский стартап Food Rocket ($2 млн), а в мае профинансировала немецкий GetFaster.io (€1,5 млн).
Как россияне оказались самыми прорывными
Иногда развитость российских мегаполисов и гибкие мозги россиян приводят к решениям, которых пока нет на других рынках. Так было со многими финансовыми сервисами — сейчас это случилось в области доставки. Успех «Самоката» и «Яндекс.Лавки» привел к тому, что менеджеры и предприниматели, которые поработали в этих проектах, решили экспортировать успех на другие рынки. Причем начали это делать достаточно агрессивно.
Этот тренд обусловлен тремя факторами:
- Проверенная бизнес-модель и люди, которые понимают, как она работает. В России сервисы доставки стали популярны еще до пандемии. Потребность возникла раньше, чем в Европе или США, поскольку там на каждом углу есть мелкие магазины, а в шаговой доступности — супермаркет, где закупаются на неделю вперед. В Москве мелких магазинов меньше плюс огромные пробки. Поэтому скоростные доставки стали идеальным решением.
- Хороший технологический и отраслевой бэкграунд у предпринимателей. Например, за плечами у сооснователя нью-йоркского Fridge No More Павла Данилова — создание технологического стартапа для фермеров, развитие венчурного фонда с фокусом на фудтех- и агротех-проекты и инвестиции в Elementaree и «Самокат». Основатель калифорнийского Food Rocket Виталий Александров создавал сервис прогнозирования продаж и маркетплейс для ресторанов. А сооснователь GetFaster.io — бывший директор по развитию бизнеса сети «Пятерочка» Дмитрий Бергельсон. То есть ребята не просто запрыгнули в тренд — они давно варились в этой теме.
- Правильный выбор рынков. Выходить в города с одноэтажной застройкой сложнее (хотя и до них дойдет очередь), а вот большие мегаполисы с высокой плотностью населения — Лондон, Париж, Нью-Йорк — это как раз целевые рынки.
На прошлой неделе я получил информацию о двух новых проектах от россиян в США, также мы смотрим на проекты в азиатских мегаполисах, думаю, что скоро появятся подобные бизнесы в Латинской Америке. Если бы наш внутренний рынок был более развит, конечно, больше историй создавалось бы в России. Но, несмотря на успех «Самоката», выстроить многомиллиардную историю здесь очень сложно. Возможность высадиться на пока менее конкурентных и больших по объему рынках толкает предпринимателей переезжать и завоевывать.
Российский сервис доставки продуктов «Самокат» запустится в США
Правда, бизнес-модель экспресс-доставки уже заметили, и наши предприниматели недолго будут наслаждаться рынками без конкуренции. В некоторых городах (например, Нью-Йорке) уже начались жаркие баталии. Выиграют в них не те, кто понимает идею и сделал первый ход, а те, кто лучше приспособится к условиям рынка и сможет сделать самое интересное предложение для потребителя.
Секреты успешного старта
Хотя бизнес-модель уже показала свою эффективность, а многие команды по всему миру пытались и пытаются что-то сделать, по-настоящему сильных игроков на глобальном рынке пока немного. Что нужно для успешного старта?
Во-первых, правильная локация и четкий план запуска. Если год назад в Нью-Йорке Fridge No More был одним из первым игроков этого сегмента, то сейчас там уже начинается битва. Укрепив свои позиции в мегаполисе, компания будет активно захватывать рынок и двигаться в новые штаты. Food Rocket, например, решил запуститься на Западном побережье США, поскольку там у сервиса пока нет конкурентов. Чем выше конкуренция, тем дороже она обходится. А в этом бизнесе нужно быть очень внимательными с unit-экономикой.
Во-вторых, сильная математика. Где и когда открыть точки, как их расположить, сколько должно быть курьеров, какой ассортимент добавлять и т. д. — вот тут как раз и играет основную роль опыт. Чем меньше нужно изобретать с нуля, тем лучше.
Не менее важные вопросы — как отличиться от конкурентов и как работать с персоналом доставки. Кто сумеет удержать свою бизнес-модель и преимущество в этой борьбе, тот и молодец.
Чего ожидают инвесторы
Так как многие проекты созданы российскими предпринимателями, стартовые инвестиции им проще получить от инвесторов с российскими корнями. На рынке наблюдается нездоровый ажиотаж. Я слышал про компанию, которая, еще не стартовав, привлекает $1 млн на одной презентации под невероятные оценки. Понятно, что многие не взлетят. Но устремления инвесторов вложить в проекты объясняются ожиданиями высокой доходности. При этом зрелых компаний мы пока не видим.
Из-за невысокого порога входа и простоты бизнес-модели со временем сервисов на этом рынке будет становиться больше и они заполонят мегаполисы. После этого ожидаем консолидацию рынка: крупные гиганты начнут скупать доставочные сервисы. В первую очередь это начнет происходить в США и Великобритании — странах, где сделок M&A (от англ. merge — «слияние», acquisition — «поглощение». — Forbes) исторически больше и где развита инфраструктура для покупки и продажи стартапов. Затем этот тренд коснется и других стран.
Сервис доставки продуктов за 15 минут в Калифорнии с российскими корнями привлек $2 млн
Потребление в постковидную эпоху
Очевидно, что потребление за последние полтора года развернулось на 180 градусов. Казалось бы, в магазинной доставке уже сложно изобрести что-то более интересное, чем высокая скорость, но изобретают автоматизированную доставку. Высокий потенциал есть и у сервисов доставки из ресторанов. Высокая кухня у вас дома и сервис, который будет передавать ресторанный опыт вплоть до сервировки, — это новый опыт для покупателя. Раньше ресторан был про магию места — а теперь мы движемся к тому, что место как таковое становится все менее значимым во всех сферах жизни.
Новые обстоятельства заставили людей жить по новым правилам, и раз одни условия ухудшились, другие должны их компенсировать. Так что потребление в постковидную эпоху требует еще более высоких стандартов, чем до пандемии. И бизнес обязан соответствовать.