Теневой киномагнат: как бизнесмен из США переосмыслил стриминг и конкурирует с Netflix
Слышали о телепроекте «Долой нищету», который продюсирует Эштон Кутчер и где погрязшим в долгах миллениалам дают практические советы в формате реалити-шоу? А как насчет фильма под названием «Страна чудес Вилли» с Николасом Кейджем в роли крутого уборщика, застрявшего на целую ночь в полуразрушенном доме аттракционов и сражающегося с механическими животными-пугалами?
Цель бизнеса Chicken Soup For The Soul Entertainment ― не завоевывать «Оскары», «Золотые глобусы» и «Эмми», но миллионы зрителей потребляют эту видеопродукцию благодаря грамотному маркетингу и случайно собранной коллекции стриминговых сетей, продюсерских и прокатных компаний. Chicken Soup For The Soul Entertainment является лидером стриминговых развлечений по так называемой модели AVOD (англ. advertising-video-on-demand), то есть в сфере видео по запросу с рекламной интеграцией. Согласно данным аналитического агентства Statista, в 2020 году стриминговые каналы с поддержкой от рекламодателей, транслируемые на ноутбуки и смарт-ТВ через интернет (а не по кабельному или спутниковому подключению), принесли совокупный мировой доход в размере $27 млрд, и ожидается, что к 2024 году этот показатель вырастет до $56 млрд. Крупнейшим игроком видеоиндустрии остается YouTube, где контент публикуется самими пользователями, но есть и ряд компаний типа Roku TV, Pluto TV под крылом ViacomCBS и IMDb Freedive Amazon, выходящих на поле боя с контентом на основе заранее написанного сценария. Идея проста: по мере того, как любителям стриминга надоест платить за подписку на такие сервисы, как Netflix, Hulu и Apple TV+, они перейдут на бесплатные каналы вроде Crackle от Chicken Soup, Popcornflix, Españolpix и FrightPix, зарабатывающие на рекламе.
Эффект Netflix: как сериалы делают модными шахматы и помогают продавать кроссовки
В 2020 году доход Chicken Soup достиг всего $68 млн, однако несколько дней назад компания объявила о намерении выкупить активы голливудской компании Sonar Entertainment ― осведомленные источники оценивают размер сделки в $100 млн. Транзакция сделает Chicken Soup владельцем целой группы теле- и кинопроектов, от хита Amazon Prime «Охотники» с Аль Пачино и анимационного фильма «ИКСтраординарное Рождество», который можно посмотреть на Netflix, до мини-сериала конца 1980-х «Одинокий голубь» и старых сериалов вроде «Маленьких негодяев» Хэла Роуча. В общей сложности сделка включает в себя 372 телесериала и 700 фильмов, а еще действительные контракты с такими звездами первой величины, как Ридли Скотт, Джон Фавро, Дэвид Э. Келли и Джордан Пил. Все это станет дополнением к уже имеющейся библиотеке Chicken Soup, состоящей из 81 000 часов телевизионного и кинематографического контента.
Chicken Soup For The Soul Entertainment ― детище Уильяма Рухана-младшего, опытного управленца, о котором широкая общественность слышала в последний раз во время краха доткомов. Тогда он руководил погрязшим в долгах интернет-провайдером под названием WinStar: компания к тому моменту достигла рыночной капитализации более $4 млрд, а потом в апреле 2001 года подала заявку на банкротство. В то время как оценочная стоимость для продавца в лице канадской инвестиционной фирмы Catalyst Capital составляет $100 млн, сумма в $80 млн приходится на доход с будущей прибыли от теле- и кинопродукции, а $19,5 млн наличными, которые Chicken Soup предоставит сразу, очень скоро компенсируются предстоящими поступлениями от Sonar Entertainment. В рамках сделки Catalyst Capital получит долю в 5% в новой сети видео по запросу с рекламной интеграцией для всей семьи, ― Chicken Soup собирается создать ее из некоторых активов Sonar Entertainment.
«Уильям ― талантливый делец. Он собрал сильную платформу для стриминга видео», ― уверен инвестор Николас Галуччо из консалтинговой фирмы Teton Advisors, находящейся в городе Рай в штате Нью-Йорк и управляющей активами на сумму $1,8 млрд.
Когда Рухана только приобрел Chicken Soup в 2008 году, это было предприятие, издающее вдохновляющие книги в мягкой обложке с названиями вроде «Любовь к кошкам: трогательные и веселые истории о наших пушистых членах семьи» и «Куриный суп для души чайного любителя». Кроме того, организация выдавала лицензии на использование бренда при продаже еды для домашних животных. Небольшая калифорнийская компания издавала тогда сотни наименований «генерируемых пользователями» и продавала сотни миллионов копий книг по всему миру, однако развод заставил одного из основателей продать фирму. Chicken Soup приносила деньги, но, как у многих мелких предприятий, финансовая отчетность оставляла желать лучшего.
«Никто другой купить ее не мог, ― вспоминает 68-летний Рухана, перенесший штаб-квартиру компании из Лос-Анджелеса в текущий офис над аптекой CVS в городе Гринвич в штате Коннектикут. ― Если вы инвестиционная фирма, то не можете приобрести компанию без финансового аудита... Тщательную финансово-юридическую оценку мы проводили целых семь месяцев и отследили все денежные потоки». План Рухана заключался в том, чтобы при помощи бренда Chicken Soup и его текущих доходах зайти в сферу интернет-развлечений: «Я четко понимал, что видео в интернете крайне важно для будущего бизнеса. Я считаю так с 1993 года, когда еще создавал WinStar. Смысл мероприятия был в том, чтобы по нашей широкополосной сети давать людям доступ к видеоматериалам».
На протяжении нескольких лет Рухана продюсировал два телепроекта: «Герои под прикрытием» и «Проект «Папа». Оба, как и весь бренд Chicken Soup, ориентированы на семейную аудиторию и через некоторое время шли на телеканалах CBS и Discovery соответственно. Затем в 2017 году Рухана отделил новый теле- и кинобизнес от издательства книг и воспользовался одним из положений закона администрации Обамы по стимулированию развития малых предприятий (JOBS Act). Таким образом, при выходе на фондовый рынок ему удалось привлечь $30 млн.
После IPO Рухана начал играть по-крупному. В ноябре 2017 года он приобрел компанию Screen Media, прокатчика с библиотекой из 1200 фильмов и сериалов и владельца Popcornflix, платформы с видео по запросу с рекламной моделью, которая сама владеет правами более чем на 3000 фильмов и 1500 эпизодов телешоу, а еще имела 15 млн активных пользователей. Менее чем через год, в 2018-м, Chicken Soup выкупила Pivotshare, сервис видео по подписке, и немного позднее ― Truli Media, вещающий «о вере и для семьи». В 2019 году фирма Рухана поглотила APlus, развлекательный медиапортал Эштона Кутчера, и запустила собственную продюсерскую компанию Landmark Studios, офисы которой расположены в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Но самой крупной сделкой на данный момент является учрежденное в 2019-м совместное предприятие с Sony Pictures Television, давшее предпринимателю ключи от AVOD-сервиса Crackle, включая его 10 млн подписчиков и 38 500 часов контента из библиотеки Sony. Сделка была обеспечена привилегированными ценными бумагами и включала купоны, дающие Sony при их погашении долю 23% в Chicken Soup.
«Многосерийный убийца кинематографа»: почему сериал «Чикатило» — пугающий прецедент
Не вся видеопродукция Рухана быстро забывается. В июле 2020 года его подразделение Screen Media выпустило военный триллер «Форпост». Фильм снят по мотивам книги журналиста CNN Джейка Таппера, в которой рассказывается реальная история отряда пехотинцев, отправленных на, казалось бы, беззащитную перед атакой врага базу во время войны в Афганистане. В киноленте снялись Орландо Блум и Скотт Иствуд, а на сайте рецензий Rotten Tomatoes фильм удостоился рейтинга одобрения 93%. Помимо этого, «Форпост» несколько недель был самым популярным фильмом в сервисах аренды видео вроде iTunes, Amazon и Google Play. Новинка также стала главным выбором кинолюбителей в сервисах аренды фильмов от Redbox и Walmart, и в октябре 2020-го триллер появился на Netflix, ― все это принесло Chicken Soup заметную прибыль. Низкобюджетная «Страна чудес Вилли» с Николасом Кейджем набрала на Rotten Tomatoes 80% одобрения зрителей, однако бодрые показатели аренды фильма на Amazon Prime помогли создателям выйти на прибыль спустя всего месяц после февральского релиза.
Результаты Chicken Soup во время пандемии весьма впечатляют, в 2020 году Chicken Soup отчиталась о доходах в $68 млн, что ощутимо выше прошлых показателей: в 2019 году доход составлял $57 млн, а операционная выручка ― $6 млн. В отчетность за прошлый год не включена доходность от «Страны чудес Вилли», и фильм войдет в финансовые документы за первый квартал 2021-го.
Офис в мотеле и деньги других людей: как Марк Рэндольф создавал Netflix
И хотя Рухана утверждает, что твердо нацелен стать медиамагнатом, деловое чутье, вероятно, подсказывает ему продать активы, ведь традиционные медиахолдинги все чаще хотят обзавестись долей в растущем секторе, и зарабатывающие на рекламе стриминговые платформы стали очень привлекательным капиталовложением. Год тому назад Fox Corp Руперта Мердока выкупила бесплатный стриминговый сервис с рекламой Tubi TV за $400 млн, а в 2019-м Viacom ухватил PlutoTV за $340 млн. Еще один крупный игрок AVOD-бизнеса, Roku, доходы которого за 2020 год достигли $1,8 млн, недавно выкупил контент Quibi и выпуски легендарного телешоу по переобустройству жилища «Этот старый дом».
«Я планирую наращивать обороты еще пару лет, ― полон решимости Рухана. ― К началу 2022 года в наших сетях еженедельно будет выходить один сериал и один фильм. Таких темпов в сфере видео по запросу с рекламной моделью еще никогда не бывало, а такого объема контента, которым теперь будем владеть мы, не было еще ни у одной AVOD-платформы». Не переключайтесь.
Перевод Антона Бундина