К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Не только «Рик и Морти»: почему мультсериалы для взрослых захватили онлайн-платформы

Не только «Рик и Морти»: почему мультсериалы для взрослых захватили онлайн-платформы
Мультсериалы для взрослых — тот уникальный случай, когда нишевый продукт с большой вероятностью может вырасти в большое культурное явление. Forbes Life разбирается, почему теперь все хотят делать анимацию, и рассказывает о лучших новых шоу этого сезона — Netflix, Hulu, Apple TV+ и Adult Swim

Анимационные сериалы давно создаются не только для детей. Стоит хотя бы вспомнить уже ставших классикой «Симпсонов», «Южный парк», «Гриффинов» и «Футураму». Эти гиганты в свое время не дали жанру умереть, более  того — изменили к нему отношение аудитории и индустрии — до появления «Симпсонов» мультсериалы в основном были типичными ситкомами (спасибо «Джетстоунам» и «Флинстоунам»). Но 20-30 лет назад говорить об устойчивом развитии тренда на взрослые мультсериалы было рано — да, появились отдельные самородки, но большинство эпигонов проваливалось.

Сегодня ситуация, кажется, в корне поменялась — ни один уважающий себя производитель контента не может обойтись без анимационного проекта для аудитории 18+. Чтобы заполучить в сетку успешный «мульт», производители (в первую очередь — стоящие в авангарде современного телевидения стриминговые сервисы) готовы рисковать и давать зеленый свет даже самым нишевым проектам. С ростом числа производителей оригинального контента будет расти и число ежегодно выходящих новых анимационных сериалов. Стриминги пытаются привлечь к экранам новую аудиторию — тех, кто до этого не мог найти среди выпускаемых сериалов интересного им контента. В этой новой парадигме существует широкое поле для экспериментов со стилем, тоном и жанром.

«В ближайшие 5 лет вы увидите, насколько более разнообразным станет продукт, что так или иначе можно назвать анимацией для взрослых», — еще в 2018-м говорил создатель «Коня БоДжека» Рафаэль Боб-Ваксберг. — Сегодня на рынке много студий и производителей контента, которые готовы рисковать и экспериментировать, тем самым привлекая к экрану новую аудиторию. Надеюсь, что подобная ситуация откроет дорогу тем авторам, которых пока что индустрия отвергала. Я стараюсь расширить форматы и жанры шоу, помогаю молодым талантам, рассказывающим новый тип историй. Надеюсь, эта тенденция сохранится и в будущем».

 

Мультсериалы стоят значительно меньше ситкомов и драматических шоу — и это еще одна причина их популярности у производителей. Создателям анимации не нужно собирать звезд в одной студии и менять график их съемок — озвучка проходит в удобное для актеров время, и их голоса записываются по отдельности друг от друга. Ничто не мешает Элисон Бри, озвучивающей Дайан Нгуйен в проекте Netflix «Конь БоДжек», выкраивать несколько дней для записи в студии и продолжать параллельно сниматься в нескольких других фильмах и шоу.

Другой большой бонус анимации тоже связан с финансами и актерами — мультяшным персонажам не нужно периодически повышать гонорары. Во время съемок последних сезонов «Игры престолов» Кит Харрингтон, Лина Хиди, Питер Динклейдж, Эмилия Кларк и Николас Костер-Вальдау зарабатывали по $500 000 за эпизод. Если вы снимаете успешный сериал, вы завязаны на его звездах — даже если экранизирует книгу Мартина, который в каждой главе кого-нибудь да убивает. Зрители не поймут, если из-за финансовых разногласий с исполнителями в финальных сериях хита неожиданно появятся новые Джон Сноу и Дейнерис Таргариен. А вот заменить актера озвучки — задача вполне подъемная. Единственный человек, чья зарплата в такой ситуации будет расти, — создатель анимационного сериала.

 

При этом формат озвучки тоже открывает дополнительные возможности для творчества. Лорен Бушар, создатель «Закусочной Боба» не боится заставлять мужчин озвучивать женские роли и наоборот. «Мне нравится контролировать уникальные отношения между голосом и персонажем, — рассказывал Бушар в интервью The Hollywood Reporter, — В обычных сериалах такой возможности у вас нет. Нам нравится контролировать то, что вы видите и слышите. Зачастую это не одно и то же. Мы хотим, чтобы 40-летний мужчина озвучивал 13-летнюю девочку и это воспринималось не просто как шутка». «Закусочную Боба» уже продлили на 11-й сезон, а не так давно сам Бушар продлил свой контракт со студией 20th Century Fox TV. В то же время ему заказали сразу 2 сезона первой анимационной комедии в истории Apple TV+ — «Центрального парка» (о нем мы еще поговорим отдельно).

И это отличный пример, который показывает, что анимационному сериалу совсем не обязательно захватывать широкую аудиторию, чтобы стать феноменом. Точно также абсолютно камерная сага «Рик и Морти» выросла в большое явление массовой культуры, ее популярность может быть сравнима с «Игрой престолов» — хотя и охват и бюджеты совершенно не сопоставимы. Поэтому новые платформы спешат порадовать любителей мультипликации: один из первых оригинальных продуктов запустившегося 27 мая этого года сервиса HBO Max — «Время приключений: Далекие земли», продолжение культового сериала. Свежий масштабный отчет о состоянии индустрии анимационных сериалов заканчивается следующим выводом: «Анимация для взрослых является, пожалуй, самым быстро растущим разделом анимации. Также у нее наибольшие возможности и для дальнейшего роста». В связи с этим рассказываем, о самых интересных новинках жанра  от Netflix, Hulu, Apple TV+ и Adult Swim.

«Центральный парк»
Apple

«Центральный парк»

Где смотреть: Apple TV+

Оуэн Тиллерман устраивается смотрителем Центрального парка — одной из главных достопримечательностей Нью-Йорка. К его работе прилагается дом среди деревьев, в который вселяется все семейство — жена Пэйдж, сын Коул и дочь Молли. Смотритель следит, чтобы в парке не мусорили и вели себя прилично, а также борется с чиновниками за бесперебойное финансирование. Жена ищет сенсацию и пытается доказать редакторам газеты, что она способна выдавать серьезные материалы. Дочь влюбляется в Брэндана — немного нелепого высокого парня с аллергией на арахис. А сын подружился с белой собачкой по имени Шампейн — песик принадлежит седовласой старушке Битси (ее озвучивает Стэнли Туччи), вредной представительнице аристократии, которая воротит нос при виде простых смертных, но хочет купить парк (куда смотрят власти, неизвестно). Бабуля выступает в роли главной злодейки — престарелой Круэллы Де Виль, но без далматинцев. Наконец, еще один герой — «добрый дух» Центрального парка — музыкант Берди (его озвучивает Джош Гад), который то и дело поясняет сюжетные коллизии и подкидывает интересные факты про свое любимое место во всем Нью-Йорке.

В «Центральном парке» все поют. Это слегка наивный семейным ситком, мюзикл и достойная ода самому зеленому месту в Большом яблоке от создателя «Закусочной Боба» Лорена Бушара. Из всех мультипликационных новинок этого сезона проект Apple TV+ наименее циничный и злой, поэтому взрослым в отдельных эпизодах может быть скучновато.

«Скрестив мечи»
Hulu

«Скрестив мечи»

Где смотреть: Hulu, more.tv

Пройдя ряд испытаний и не всегда побеждая в них честно (с волками жить — по-волчьи выть), крестьянин Патрик становится оруженосцем короля. Наивный и морально чистый молодой человек был уверен, что средневековым государством управляют лучшие из лучших. На деле же это алчные эгоисты, которые совершенно не думают о подданных, а в большей степени заботятся о своих увеселительных мероприятиях: оргиях, попойках и глупых рыцарских турнирах. Новоявленный оруженосец оказывается белой вороной везде: два его брата (клоун-выпивоха и Робин Гуд) и сестра (королева пиратов) — преступники, он же намерен верно служить закону; а среди коллег он выделяется трезвостью и смелостью.

«Скрестив мечи» — новый проект авторов «Робоцыпа» Джона Харватина, Тома Рута и Сета Грина. От предшественника новому шоу достались не только пошловатый юмор и обилие отсылок к современным фильмам и сериалам, но и пародия на кукольную анимацию. А сами же фигурки героев внешне очень напоминают персонажей «Лего. Фильма». У них нет даже рук, поэтому мечи и лук со стрелами летают по воздуху.

Сквозной сюжет у средневекового экшена фактически отсутствует. Его место занимают отдельные скетчи, которые, правда, в отличие от законов басни или «Южного парка» не приходят ни к какой моральной оценке происходящего. Авторам просто нравится созданный ими мир и его возможности. Тут и эпидемия неизвестной болезни, и спасение почти что невинной принцессы, и заклинания, и рыцарские турниры, и злой дракон. Шоу уже продлили на 2-й сезон, а значит, моральные ориентиры Патрика будут и дальше проверяться на прочность.

«Полночные откровения»
Netflix

«Полночные откровения»

Где смотреть: Netflix

Клэнси покидает родную Землю и поселяется на Хроматической ленте. Он берет деньги в долг у сестры и покупает подержанный симулятор мультивселенной. С помощью портала интересной формы главный герой путешествует в самые безумные миры, где берет интервью для своего космоподкаста у местных жителей. И все это выглядит предеьно странно: за окном может происходить зомби-апокалипсис, а президент США, едва обращая внимание на хаос вокруг, будет беседовать с Клэнси о наркотиках и своем личном опыте приема психотропных веществ.

История «Полночных откровений» началась с реального подкаста The Duncan Trussell Family Hour, где американский стендапер Данкан Трасселл общается на философские темы с эзотериками, буддистами, психологами, писателями, даже магами. Герой сериала Клэнси — его альтер-эго. Фактически, все шоу — это наложение записанных выпусков подкаста на безумную картинку из других миров. За анимационную составляющую отвечает Пендлтон Уорд — создатель «Времени приключений».

«Полночные откровения» играют на противоположностях: забавный внешний вид героев противопоставляется сложным темам их бесед, обманчиво яркий мир вокруг — жестоким реалиям. Кроме самих интервью, есть и сквозной сюжет, объясняющий причины побега космоподкастера с Земли. В этом можно углядеть метафору взрослых анимационных сериалов в целом: побед в воображаемые миры спасает от наскучившей реальности.

«Солнечные противоположности»
Hulu

«Солнечные противоположности»

Где смотреть: Hulu

Планета Шлорп была уничтожена метеоритом. Ее обитателям приходится искать новый дом. Корабль с героями —Корво, Терри, маленькими Юмюлаком и Джесси — потерпел крушение и вместо необитаемой планеты упал на перенаселенную Землю. Вместе с 4 пришельцами прилетел смешной желтый Пупа, очень похожий на слизняка-переростка. На самом деле он живой суперкомпьютер, который однажды эволюционирует и изменит климат на Земле. Местных жителей инопланетяне терпеть не могут и совсем не понимают — это обыгрывается в заставке к каждой серии, когда Корво кратко описывает очередной парадоксальный момент из жизни людей.

С помощью лучевой пушки маленький Юмюлак забавы ради уменьшает людей и помещает их в террариум, где строит цивилизацию. В человеческом зоопарке происходят бунты и мятежи, идет борьба за социальное равенство — нечто похожее в миниатюре было в «Южном парке», когда Картман выращивает в аквариуме морских человечков, случайно подлив к планктону сперму.

Создатель «Солнечных противоположностей» — соавтор «Рика и Морти» Джастин Ройланд. Он перевернул фантастический сюжет уже живой классики: если в ней дедушка с внуком путешествовали по другим мирам, то в данном случае инопланетяне оказались на нашей планете. Они взглядом чужаков смотрят на мир вокруг и активно высказываются на политические и культурные темы, социальные и экономические проблемы. Сериал уже продлили на 2-й и 3-й сезон.

«Сказки Дж.Дж. Виллара»
Cartoon Network

«Сказки Дж.Дж. Виллара»

Где смотреть: Adult Swim (Cartoon Network)

Создатель шоу — режиссер и художник Дж. Дж. Виллар — взялся на свой лад переделать классические европейские сказки: «Рапунцель», «Красная Шапочка», «Пиноккио», «Три медведя», «Румпельштильцхен», «Белоснежка», «Пиноккио» и другие. Пока это исключительно сказки братьев Гримм, но сценаристы шоу обещают продолжение, в котором несладко придется мифам и легендам других народов мира и даже библейским сюжетам.

Детей к экрану подпускать не стоит — в данном случае рейтинг 18+ более чем оправдан. Герои классических сказок кровожадно расправляются со всеми, кто им не нравится или стоит у них на пути. А иногда они сами — банальное зло, убивающее и расчленяющее ради удовольствия. Очень быстро каждая история сворачивает в сторону от классической канвы и превращается в мерзкий ужастик. Заодно шоураннер немного меняет детали знакомых сказок и приближает их к современной повестке.

«Сказки Дж. Дж. Виллара» — стоп-моушн анимация, намеренно небрежная, словно картинки рисовали дети начальных классов. К сожалению, проекту сильно не хватает мета-юмора и культурных отсылок. Авторы слишком уверены, что достаточно убийств и шуточек ниже плинтуса. В первом сезоне всего 6 серий по 10-12 минут, так что быстро можно понять, по душе ли вам более мрачные версии сказок братьев Гримм.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+