К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Легкое дыхание: как фармацевты из Пармы построили семейный бизнес, ориентированный на лечение респираторных заболеваний

Фото Thomas de Boever
Фото Thomas de Boever
Итальянская фарминдустрия входит в пятерку крупнейших в Европе. Бизнес с миллиардными оборотами вырос из средневековых аптек и небольших семейных лабораторий. Одна из таких компаний — пармская Chiesi. Среди важнейших результатов ее работы — рост выживаемости детей, родившихся раньше срока

Мечта аптекаря

Chiesi Farmaceutici с оборотом почти €2 млрд — вторая фармкомпания в Италии (после группы Menarini). Chiesi производит лекарства от редких заболеваний и инвестирует рекордные суммы в R&D. Компания сознательно отказалась от переезда в офшорные зоны и привлечения денег на фондовом рынке. Ее оборот за последние 10 лет удвоился. Бизнесом управляет третье поколение семьи Кьези, опровергая стереотип о том, что внуки разрушают дело, созданное дедами.

Chiesi начиналась с небольшой лаборатории в городе Парма в регионе Эмилия-Романья на севере страны. Сейчас это глобальная компания с 6000 сотрудников в 30 странах мира и пятью исследовательскими центрами.

В 1935 году 33-летний фармацевт Джакомо Кьези купил убыточную лабораторию. В ней работало всего два человека, без особого коммерческого успеха выпускавшие дистиллированную воду и продававшие рыбий жир. Джакомо же мечтал о «настоящей фабрике» и лекарствах собственной разработки. Первым препаратом, который выпустила его лаборатория, было лекарство от кашля на основе листьев плюща, компания даже начала продавать его за рубеж. Но началась Вторая мировая война, лаборатория была разрушена во время бомбежки, и Кьези удалось восстановить производство только после окончания военных действий.

 

Спасительные фабрики: как производственный сектор помогает Италии восстанавливать экономику

Кьези нанял первого научного сотрудника, и вскоре его компания выпустила первую в Италии мазь с пенициллином. Спустя еще 10 лет мечта о «настоящей фабрике» сбылась: Chiesi Farmaceutici с 50 сотрудниками переехала в новое, специально построенное здание. И хотя ассортимент выпускаемых лекарств постоянно рос, это было по-прежнему небольшое предприятие, нацеленное преимущественно на внутренний рынок.

 

Качественные изменения произошли после 1966 года, когда к управлению пришли два сына Джакомо — Альберто и Паоло, окончившие к тому времени Пармский университет. Компания начала активно развивать направление маркетинга, появился штат «пропагандистов» — так называли в те годы торговых представителей. Chiesi открыла первое представительство за рубежом — в Бразилии.

Родина капитализма: Forbes открывает серию исследований, посвященных важнейшим экономикам мира

В 1979 году фармацевтам Chiesi удалось создать свой первый прорывной продукт — Clenil, препарат для лечения астмы на основе кортизона. В мире на тот момент практически не существовало эффективных лекарств против астмы, поэтому препарат имел огромный успех. Компания выпускает его до сих пор: в 2019 году его продажи составили €143 млн, что обеспечило 7,2% оборота Chiesi Farmaceutici.

 

Глобальный успех Clenil помог компании определиться с главным направлением работы — лечением респираторных заболеваний. В 2019 году препараты этого профиля (данные за 2020 год еще не опубликованы) обеспечили 60,9% оборота компании, или €1,21 млрд.

Спасение младенцев

В середине 1980-х братья Кьези познакомились со шведским ученым Бенгтом Робертсоном из Каролинского института. Эта встреча помогла компании выбрать еще два профиля работы — недоношенные дети и орфанные, то есть редкие, заболевания.

К тому моменту Робертсон вместе с коллегами уже несколько лет работал над тем, чтобы выделить сурфактант — вещество, которое выстилает внутреннюю поверхность альвеол легких и препятствует их слипанию при выдохе. Организм человека начинает вырабатывать сурфактант на 32-й неделе внутриутробного развития, поэтому младенцы, родившиеся до этого срока, подвержены респираторному дистресс-синдрому, при котором легкие «схлопываются», что часто приводит к летальному исходу.

Ученые пытались выделить это вещество из легких свиней, Chiesi подключилась к исследованиям и испытаниям и в результате получила патент на новое лекарство Сurosurf, которое произвело революцию в неонатологии.

CEO и совладелец Pirelli Тронкетти Провера — Forbes: «Мы продолжим инвестировать в Россию

 

Однако сразу же Chiesi столкнулась с проблемой, кому продавать это лекарство. Уровень рождаемости в Европе уже в те годы был крайне низким, показывая тенденцию к дальнейшему падению. В развивающихся странах рождаемость выше, но многие из этих стран мусульманские, и как им продавать препарат, изготовленный из свиньи?

Братья Кьези заказали теологическое исследование, вывод которого открыл перспективные рынки сбыта для Сurosurf: запрет распространяется на удовольствие от поедания свинины, но использование жизненно важных лекарств он не затрагивает.

В 2015 году Chiesi направила €290 млн на R&D, или 20% от обо- рота. В среднем этот показатель в итальянской фармацевтике составляет 4,7% от оборота
В 2015 году Chiesi направила €290 млн на R&D, или 20% от обо- рота. В среднем этот показатель в итальянской фармацевтике составляет 4,7% от оборота·Marco Introini

В последующие годы разные компании небез­успешно пытались получить свой препарат сурфактанта из легких других животных, а также синтезировать его. Сегодня в мире существует 10 препаратов, включая российский «Сурфактант — БЛ», сделанный на основе биоматериала  крупного рогатого скота. В 2020 году российские врачи первыми попытались его использовать для лечения тяжелых форм COVID-19 и получили обнадеживающие результаты. Два новых сурфактанта, один из которых синтетический, разрабатывают и в самой Chiesi Farmaceutici. Ведущее положение на рынке остается за Сurosurf: на него приходится 75% объема реализованных лекарств этой группы в Европе.

Гендиректор Coeclerici Паоло Клеричи — Forbes: «Даже авантюры должны быть прибыльными»

 

В 1989 году на рынке появился еще один знаковый для Chiesi продукт — Brexin, нестероидный противовоспалительный препарат. Действующее вещество, пироксикам, изобрела Pfizer, но Chiesi удалось создать форму, которая обеспечивает быстрое действие и высокую переносимость. Новинка оказалась успешной, а действия семьи Кьези по ее патентированию были настолько грамотными, что Brexin превратился в визитную карточку компании более чем в 60 странах. Параллельно с выпуском инновационных продуктов Chiesi выходила на новые рынки, открывая свои представительства за рубежом. На сегодняшний день их 30.

Дедов достойные внуки

В середине 1990-х в компанию пришло третье поколение Кьези. Традиционно это самый опасный момент в семейном бизнесе. Существует китайская пословица: «Богатство не длится дольше трех поколений», по сути, она повторяет американскую «Shirtsleeves to shirtsleeves in three generations», ее можно вольно перевести как «от нуля к нулю за три поколения».

Проведенное консалтинговой компанией The Williams Group исследование,  охватившее более 3200 семей по всему миру, показало, что девять из 10 семей теряют свое благосостояние к третьему поколению.

Похоже, что Кьези попали в оставшиеся 10%. Что этому способствовало? Возможно, сыграла свою роль непосредственная вовлеченность всех наследников Джакомо Кьези в управление бизнесом. В руководстве компании только генеральный директор не носит фамилию Кьези. Уго Ди Франческо пришел в Chiesi в 2011 году, ранее он руководил другой итальянской фармкомпанией — Sigma-Tau.

 

Посол Италии в России Паскуале Терраччано — Forbes: «Санкции не являются новой нормальностью»

В 2020 году коммерческим директором Chiesi стал внук основателя Алессандро Кьези, до этого пять лет отвечавший за европейский рынок, на который приходится 65% оборота компании. Андреа Кьези контролирует направление специальных проектов и R&D компании. Мария Паола Кьези — директор по устойчивому развитию.

Джакомо Кьези — младший, прежде отвечавший за глобальное корпоративное развитие компании и заключивший 25 сделок (M&A, spin-off и покупки лицензий) на общую сумму свыше $3 млрд, с 2020 года возглавил новый департамент — Global Rare Diseases со штаб-квартирой в американском Бостоне. Этот филиал проводит исследования в области лизосомных болезней накопления, а также редких гематологических и офтальмологических нарушений. Второе поколение Кьези остается в строю: Альберто Кьези в свои 82 года занимает пост президента компании, а его брат Паоло в 80 лет — должность вице-президента.

Представители третьего поколения Кьези существенно нарастили объемы семейного бизнеса. Последнее десятилетие стало самым результативным в истории компании. В 2010 году оборот Chiesi Farmaceutici впервые преодолел отметку €1 млрд, показав годовой рост 16,4%. В 2016 году оборот составил уже €1,57 млрд, увеличившись на 7% за год, а по итогам 2019 года компания вплотную приблизилась к отметке €2 млрд — оборот достиг €1,99 млрд (рост на 12,7% за год). С каждый годом растет доля выручки от продаж за рубежом. В 2019 году она составила 87%.

 

Щедрые исследователи

В 2015 году компании Ernst & Young и Azimut Wealth Management назвали Альберто, Паоло и Андреа Кьези предпринимателями года, отметив роль компании в исследованиях и инновациях. «Думаю, что эта премия — признание нового продукта, который мы разработали совместно с Университетом Модены. Он восстанавливает поврежденную роговицу благодаря остаточным стволовым клеткам второго глаза. Новая роговица развивается без риска отторжения», — заявил на вручении премии президент компании Альберто Кьези. Он добавил, что в 2015 году компания направила на R&D €290 млн, что составило 20% оборота. Пятая часть оборота — это средний уровень расходов Chiesi Farmaceutici на R&D за все последние годы. Для сравнения: средний показатель по всей итальянской фармацевтической промышленности составляет 4,7%.

По данным отраслевого объединения Farmindustria, итальянские фармацевтические компании потратили на R&D в 2019 году €1,6 млрд. Получается, что четверть этой суммы пришлась на бизнес Кьези. По размеру расходов на исследования Chiesi Farmaceutici занимает первое место среди всех фармацевтических и второе место среди производственных компаний Италии.

Под солнцем Тосканы: кто из россиян строит бизнес в Италии

По словам Альберто Кьези, 77% новых продуктов компании — результат собственных разработок, остальное — итог покупок других компаний, spin-off (отделение дочерней компании от материнской) и сотрудничества с университетами.

 

Партнерство с Университетом Модены вылилось в создание в 2008 году компании Holostem Terapie Avanzate, специализирующейся на регенеративной медицине. Научную сторону в этом союзе представили ведущие мировые эксперты в области эпидермальных стволовых клеток Микеле Де Лука и Грациэлла Пеллегрини. Они были разработчиками системы регенерации роговицы для пациентов, получивших тяжелый термический или химический ожог глаза.

Итальянский парадокс: сможет ли платежный стартап Nexi стать крупнейшим финтехом Европы

В 2015 году эта терапия получила статус орфанной и условный допуск со стороны Европейского медицинского агентства под названием Holoclar. Еще одно из направлений работы Holostem Terapie Avanzate — поиск генетической терапии для «людей-бабочек» (больных буллезным эпидермолизом). Де Лука и Пеллегрини доказали ее возможность для одного из видов этой болезни посредством трансплантации кожных лоскутов, полученных из генетически исправленных эпидермальных стволовых клеток пациентов.

Одним из самых удачных приобретений Chiesi стала датская биотехнологическая компания Zymenex. Заключив сделку в 2013 году, итальянская компания вышла на рынок биофармакологии. В 2018 году Chiesi выпустила препарат Lamzede — первую в истории заместительную ферментную терапию для людей, страдающих альфа-маннозидозом, крайне редким наследственным заболеванием.

 

Впрочем, интерес семьи Кьези к орфанным лекарствам может быть связан с тем, что Европейское медицинское агентство в случае признания препарата выдает компании эксклюзивное 10-летнее право на его продажу, чтобы компенсировать расходы на разработку и продвижение.

Университет сорбета: как Carpigiani создала культуру потребления мороженого и заняла треть мирового рынка машин для его изготовления

В 2014 году датская телерадиокомпания DR обвинила Chiesi в завышении цен на препарат кофеина цитрат: его стоимость выросла с 20 до 800 крон. В тот момент Кьези обладали эксклюзивным правом на изготовление и продажу этого препарата на территории ЕС.

Кофеина цитрат (Chiesi выпускает его под маркой Peyona) — самый эффективный и безопасный препарат для лечения апноэ (внезапной остановки дыхания) у недоношенных детей. Эта патология встречается у 25% новорожденных. Препарат решает проблему незрелости мозговых центров, управляющих дыханием, стимулируя нервную систему.

 

В отличие от сурфактанта, Lamzede и других разработок, кофеина цитрат — очень дешевое и крайне простое в изготовлении лекарство, доступное любой лаборатории, уверяли датские фармацевты.

В результате ценовой политики компании Кьези Датское королевство понесло дополнительные расходы, поскольку данная терапия входит в гарантированную государством медицинскую помощь. Chiesi так и не ответила на запросы датских журналистов.

Неудобные решения

«Мы приняли несколько неудобных решений, которые характеризуют нас как семью и как бизнес», — сказала Мария Паола Кьези в недавнем интервью изданию Italia Che Cambia. Одно из таких решений — отказаться от размещения акций на фондовом рынке и развиваться за счет собственных средств. Возможность выхода на биржу отрицал президент компании Альберто Кьези еще в 2015 году. Сейчас Мария Паола Кьези повторяет эту идею: «Мы прошли все экономические кризисы, опираясь на собственные средства. Время показало, что это было правильным решением».

Другое «неудобное» решение — остаться в Италии и отказаться от переезда в юрисдикцию, предлагающую более щадящее налогообложение, как это сделали многие итальянские компании. Кьези всегда подчеркивали, что очень щепетильно относятся к идеям социально-ответственного бизнеса. В частности, Chiesi планирует стать «CO2-нейтральной» к 2035 году и инвестировать €350 млн в течение пяти лет в технологии, которые на 90% сократят углеродный след аэрозольных баллончиков против астмы.

 

Новые Медичи: почему глава Tod’s два года судился за право реставрировать Колизей

Существует продукт, который служит хорошей иллюстрацией к тому, как ведет бизнес семья Кьези. Это технология «Модулит», которую разработала Chiesi и применяет ее при изготовлении противоастматических аэрозолей. Проблема в том, что в состав аэрозолей в баллончиках входят пропелленты, которые разрушают озоновый слой. «Модулит», с одной стороны, предполагает новый вид пропеллентов, которые не вредят природе, с другой — эти новые пропелленты обеспечивают более эффективную доставку лекарств в пораженные органы. Но есть и третья сторона: продажи аэрозолей Foster, созданные с применением инновационной технологии, формируют более 40% оборота компании.

Материал подготовлен в рамках серии исследований Forbes, посвященных важнейшим экономикам мира. 

Богатая фамилия: рейтинг крупнейших компаний, принадлежащих итальянским семьям

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+