К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бум цифрового искусства: как селебрити и художники стали зарабатывать миллионы на продаже своих гифок

Акт сожжения работы Бэнкси "Morons (White)" транслировался в режиме онлайн.
Акт сожжения работы Бэнкси "Morons (White)" транслировался в режиме онлайн.
Рынок невзаимозаменяемых токенов (NFT) за 2020 год вырос до $250 млн (в четыре раза по сравнению с прошлым годом) за счет того, что художники со всего мира стали продавать иллюстрации, видео и гифки своего авторства на специализированных маркетплейсах

В феврале этого года, когда на NFT-маркетплейсы пришли певица Граймс, актриса Линдси Лохан и другие селебрити, продажи цифрового искусства достигли $300 млн. Forbes рассказывает, как люди стали покупать за миллионы долларов то, что можно скопировать одним нажатием кнопки, и кто выиграет от бурного роста рынка NFT.

Звездная лихорадка

Один из самых популярных блогеров рунета Илья Варламов нашел еще один способ заработка (ранее он стал одним из первых блогеров, который монетизировал свое присутствие в аудиосоцсети Clubhouse). 2 марта он выставил на аукцион шестисекундное видео под названием «VARLAMOV Raining Oranges» («Падающие апельсины Варламова»). Торги проходили на онлайн-площадке Rarible. Победитель аукциона на этой платформе получает невзаимозаменяемый токен (NFT-токен) — цифровой актив, который подтверждает право собственности на цифровой товар (гифку, видео или мем). Этот актив также доказывает подлинность цифрового произведения, так как каждый такой токен уникален и его невозможно подделать. Гифку с падающими апельсинами удалось продать за $14 007. От каждой последующей перепродажи Варламов будет получать еще по 10% от цены сделки.

Варламов стал первым российским селебрити, который присоединился к волне аукционов цифровых произведений, начавшихся в этом году. Вот лишь некоторые из них:

 
  • Актриса и бизнесвумен Линдси Лохан продала через площадку Rarible изображение своего лица за $17 000. Позднее его перепродали за $57 000 
  • Граймс, певица и жена Илона Маска, продала за $5,8 млн коллекцию цифрового искусства под названием WarNymph на другой площадке — Nifty Gateway 
  • Экс-звезда бейсбола и художник Мика Джонсон всего за 28 часов продал на Nifty Gateway свои произведения искусства за $2 млн 
  • Американский ютубер Пол Логан выпустил коллекцию из 3000 отрывков видео, где он распаковывает новые карточки с «Покемонами». За один день он продал на площадке Bondly 1772 токена на общую сумму $3,5 млн 
  • Диджей Джастин Блау, известный под псевдонимом 3LAU, продал с помощью NFT свой альбом за $11,7 млн. 

Всего в феврале пользователи трех топовых NFT-платформ — NBA Top Shot, OpenSea и CryptoPunks — продали цифровых объектов на $342 млн. Для сравнения, в декабре объем продаж на этих площадках составил лишь $12 млн — в 28,5 раза меньше.

На грани искусства: как музыкант 3LAU провел первую крупнейшую в истории продажу NFT-токенов

 

Токены на котов

Хотя звезды и их аудитория обратили внимание на NFT только в последние месяцы, на самом деле это далеко не новый актив. Еще в 2017 году канадская игровая студия Dapper Labs выпустила игру CryptoKitties, работавшую на базе Etherium (площадка предназначена для создания децентрализованных онлайн-сервисов на базе блокчейна. — Forbes). За Etherium (ETH, или «эфир» — одноименная криптовалюта. — Forbes) игрок мог купить виртуального анимированного кота, которого можно было скрестить с животным другого игрока, чтобы получить потомство. По данным TechCrunch, за первые несколько дней работы игры пользователи потратили на котов около $1,3 млн.

В том же 2017 году американская студия Larva Labs выпустила коллекцию NFT-токенов CryptoPunks. Один из ее создателей, канадский программист Джон Ваткинсон, рассказывал Financial Times, что с детства коллекционировал различные карточки, в том числе с изображениями хоккеистов, и загорелся идеей создать нечто похожее, но в диджитал-формате. Большинство «панков» в коллекции — люди, но среди персонажей также встречаются зомби, обезьяны и инопланетяне. По словам Ваткинсона, самым дорогим оказалось одно из изображений инопланетянина — его продали за $16 000.

В декабре 2017 года появилась альфа-версия первого маркетплейса криптоискусства OpenSea, в марте 2018 года — альфа-версия подобной площадки SuperRare. В том же году братья-близнецы Дункан Кок и Гриффин Фостерс запустили Nifty Gateway, через которую сейчас продают свои работы многие звезды. В последующие годы появились десятки подобных платформ.

 

Также в 2017 году на рынке появилось несколько стартапов, которые «кинули» инвесторов на несколько миллионов долларов, рассказывал CNBC Билли Реннекамп, ведущий разработчик компании Cosmos, которая производит программное обеспечение на основе блокчейна. «Рынок [криптовалют] падал, и вкладываться в NFT стало слишком рискованно и даже стыдно», — вспоминал Реннекамп.

Золотой дождь при дефиците оборудования: как добытчики крипты переживают рост курса биткоина

Бэнкси в NFT

Новая волна интереса к NFT пришлась на 2020 год. По данным CNBC, общая сумма транзакций с участием NFT-токенов выросла в четыре раза по сравнению с 2019 годом и превысила $250 млн, а число цифровых кошельков, торгующих NFT, удвоилось и достигло 222 000. Рынок подстегнула пандемия, когда люди стали проводить больше времени на онлайн-мероприятиях, в том числе на выставках и аукционах, а музеи начали оцифровывать произведения из своих коллекций.

В 2021 году, по словам собеседников Forbes, интерес к NFT усилился после того, как на рынок пришли селебрити и традиционные организаторы аукционов. В феврале первое произведение криптоарта выставил аукционный дом Christie's. Текущая ставка на работу американского цифрового художника Майка Винкельмана (известного под псевдонимом Beeple) «Каждый день. Первые 5000 дней» — $7,25 млн, торги продлятся до 11 марта. Beeple — один из самых известных диджитал-художников в мире. Его работы также продаются через площадку Nifty Gateway. Там он выставлял свою работу CROSSROAD — прямо сейчас это самое дорогое произведение цифрового искусства. На анимированной записи изображен упавший человек, напоминающий 45-го президента США Дональда Трампа. Коллекционер Пабло Родригес-Фрайле купил эту гифку в 2020 году за $67 000 и продал в марте этого года за $6,6 млн.

В начале марта блокчейн-компания Injective Protocol купила в нью-йоркской галерее Taglialatella и сожгла работу художника Бэнкси Morons (White), а затем выставила оцифрованную работу на торги на площадке OpenSea. В компании заявили, что впервые превратили физически существовавшее произведение искусства в цифровой актив.

 
Работа Бэнкси «Morons (White)»
Работа Бэнкси «Morons (White)»

Площадки без фейсконтроля

Текущий рост рынка обусловлен технологическими изменениями на рынке NFT, считает директор криптовалютной биржи Binance в России и СНГ Глеб Костарев. «Наконец-то появились удобные маркетплейсы, где можно выпустить собственный NFT в два клика без каких-либо технических знаний», — говорит эксперт и приводит в пример площадку Rarible, которая запустилась в прошлом году.

По словам российского художника Brickspacer (его настоящее имя — Степан Христофоров), большинство российских художников продают свои работы на этой платформе. «Rarible не имеет фейсконтроля и системы инвайтов. Вы можете спокойно зарегистрироваться на нем и сразу опубликовать первый «дроп». Это единственный вариант попасть в криптоарт. На остальные площадки сложно попасть даже известным художникам», — говорит Brickspacer. По его словам, в России также популярны площадки Foundation и Super Rare.

Продать работы на NFT-маркетплейсах можно четырьмя способами, рассказывает Brickspacer:

  1. Автор резервирует начальную стоимость своей работы. В таком случае аукцион начинается, когда ставка сравнивается с заявленной стоимостью объекта, и заканчивается через 24 часа. 
  2. Автор сам задает время начала и окончания торгов. Здесь побеждает самая высокая ставка. 
  3. На SuperRare и Rarible доступны «открытые предложения», когда коллекционер может отозвать ставку уже после того, как предложил свою цену за работу. На традиционных аукционах ставки фиксируются, и отозвать их нельзя.
  4. Автор озвучивает фиксированную стоимость произведения. Покупатель может купить произведение только за установленную автором цену.

Помимо удобных маркетплейсов, дополнительную аудиторию на рынок NFT привлекли оригинальные проекты нового типа, рассказывает Костарев: например, Decentraland — децентрализованная платформа виртуальной реальности, где пользователи могут покупать участки за местную криптовалюту и создавать персональные виртуальные миры. На платформе уже работают арт-галереи, казино, замки, космические базы и другие объекты. Decentraland привлекла $20 млн в ходе ICO в 2017 году, а официально запустилась в феврале 2020 года. За первые десять дней геймеры купили земли на общую сумму более $1 млн.

 

Другой проект, на который обращает внимание Костарев из Binance, — NBA Top Shot. Это  платформа, которая позволяет фанатам покупать и продавать видеоклипы с яркими моментами игр. Этот маркетплейс в октябре 2020 года запустили Национальная баскетбольная ассоциация (НБА), Ассоциация игроков НБА и студия Dapper Labs, создавшая CryptoKitties. В феврале этого года NBA Top Shot стал самым крупным по объемам продаж NFT-маркетплейсом — на площадке купили цифровых произведений на сумму $53,9 млн. Миллиардер и владелец команды НБА Dallas Mavericks Марк Кьюбан рассчитывает, что в будущем компания сможет начать продавать за NFT-токены виртуальные кроссовки, одежду и аксессуары игроков.

Новый Дикий Запад: как пользователи Clubhouse научились зарабатывать в соцсети

Время возможностей и рисков

Основную выгоду от развития NFT получат художники, которые занимаются компьютерной графикой, утверждает Brickspacer. По его словам, до появления NFT они зарабатывали на фрилансе или работе в студиях. «Некоторые счастливчики делают свои продукты вроде комиксов и видеоигр. Но таких десятки. А успешных — единицы. 85% культовых диджитал-произведений (за исключением видеоигр) созданы в свободное время, «для портфолио». Сейчас же художник занимается любимым делом и продает работы по ценам офлайн-рынков», — рассказывает Brickspacer.

«Первое, что американцы увидели на Марсе»
«Первое, что американцы увидели на Марсе»·Степан Христофоров (Brickspacer)

По его словам, средняя стоимость произведения на криптоарт-площадках — 0,5 ETH ($913,5). Brickspacer утверждает, что продал свою первую работу за 7,49 ETH ($10 000) на площадке Super Rare, а на последней работе The first thing Americans saw on Mars («Первое, что американцы увидели на Марсе»), сделанной за четыре дня, заработал более $3600. Специалисты по компьютерной графике, работающие в студиях, зарабатывают от 50 000 до 200 000 рублей в месяц, сравнивает художник. 

 

NFT открывает новые возможности и для коллекционеров, объясняют опрошенные Forbes эксперты. Если раньше люди собирали существующие в физическом мире карточки, фишки, марки, монеты, автографы звезд или картины, то теперь могут формировать цифровые собрания. «Весь мир оцифровывается, значит, и коллекционирование должно стать диджитальным», — говорит основатель инвестиционной платформы Tokenbox Владимир Смеркис.

Но так как рынок находится в самом зачатке, отбирать активы нужно внимательно, предупреждают эксперты. «Многие пользователи покупают NFT современных художников в надежде перепродать их в несколько раз дороже, — говорит Глеб Костарев из Binance. — Но если вы не разбираетесь в искусстве, вы рискуете так и не найти покупателя и остаться с неликвидным объектом». Со временем купленный объект цифрового искусства может обесцениться, что характерно и для традиционного арт-рынка, отмечает Михаил Савченко, технический директор HR-tech-стартапа на основе блокчейна Chrono.tech.

Владимир Смеркис рекомендует тщательно выбирать площадки, где размещаются токены. «Есть платформы, которые заслуживают доверия. Это Opensea, Rarible, Nifty Gateway, NBA Top Shot, Superrare», — перечисляет он. По его словам, на прочих площадках есть риск связаться с мошенниками и купить подделки.

«Сама себе лейбл»: как певица Манижа борется со стереотипами и насилием и зарабатывает десятки миллионов рублей в год

 

Право на урожай

По прогнозам аналитика Messari Research Мейсона Нистрома, за 2021 год стоимость всех NFT может вырасти в три-четыре раза по сравнению с 2020 годом. Руководитель отдела по привлечению новых партнеров в сервисе по обработке платежей AdvCash Артур Липатов считает, что рынок подстегнет развитие сервисов, где авторы смогут выпускать токены на свои произведения бесплатно. «Как только снизятся затраты на стоимость транзакции (так называемый газ), NFT станет доступнее. Сейчас расходы могут быть от $10 до $200 только за «газ» — это дорого и отпугивает массы», — отмечает Липатов. Он советует вкладывать в NFT не больше десятой части своих доходов.

Благодаря распространению NFT онлайн-кинотеатры и радиостанции смогут быстрее получать права на трансляцию фильмов или треков, а музыканты и художники начнут получать отчисления за каждую последующую перепродажу своих произведений, говорит управляющий партнер венчурного фонда Russian Ventures Евгений Гордеев. «Вне сомнений, у них [NFT-токенов] отличный потенциал, потому что любой творец — и тут не важно, идет речь об искусстве или научном документе, — продает абсолютно прозрачно право на использование [своих произведений]. Если же кто-то потом перепродает актив, то создатель получает комиссию», — объясняет он.

В будущем NFT-токены начнут активно использовать и вне арт-рынка, считает Михаил Савченко. С их помощью можно будет покупать и страховать движимое и недвижимое имущество, брать займы и оформлять нотариальную доверенность. NFT можно будет выпускать даже на деревья — их покупатель получит будущий урожай, фантазирует Артур Липатов. «Я думаю, что NFT — лишь часть пазла. Все идет к полной цифровизации мира», — резюмирует он.

Sotheby’s продал Рембрандта по мобильному телефону: как аукцион собрал больше $5 млрд в 2020 году

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+