Новый Дикий Запад: как пользователи Clubhouse научились зарабатывать в соцсети
Clubhouse — это голосовая закрытая соцсеть (попасть в нее можно только получив «инвайт» — приглашение), в которой каждый день регистрируются тысячи пользователей, включая известных предпринимателей, топ-менеджеров, блогеров и звезд шоу-бизнеса. Сейчас это самое популярное приложение в российском App Store (пока оно доступно только пользователям iPhone). К 10 февраля приложение скачали 7 700 пользователей из России, сообщало РБК со ссылкой на данные AppAnnie. 20 февраля количество российских пользователей Clubhouse составило почти 200 000, рассказал собеседник Forbes, имеющий доступ к AppAnnie. Прочитать подробнее о том, как устроен Clubhouse, можно здесь.
Самая крупная аудитория в русскоязычном Clubhouse — у блогера Ильи Варламова (более 200 000 подписчиков). 18 февраля он провел брендированную комнату «Вечерний Варламов х GeekBrains: где мы и зачем живем», за которую, по оценкам продюсера YouTube-каналов «Парфенон» и Wylsacom Ильи Овчаренко, мог получить 300 000 рублей от онлайн-университета GeekBrains, который принадлежит Mail.Ru Group.
В ответ на просьбу Forbes рассказать о своих заработках и клиентах Варламов предложил побеседовать в самой голосовой соцсети: «Я сегодня планировал создать комнату «Как зарабатывать в Clubhouse?». Я вас подключу, и вы даже сможете задать свои вопросы. Это новый уровень, и мы должны как-то ему соответствовать». На момент публикации материала Варламов так и не создал комнату о заработке.
Forbes пообщался с пользователями, которые монетизируют свою популярность в Clubhouse, и компаниями, которые тратят свои маркетинговые бюджеты в соцсети, и рассказывает, как устроена экономика голосовой соцсети в России.
Кто такой и зачем нужен
Варламов — далеко не единственный, кто уже зарабатывает в Clubhouse. Банки, телеком и интернет-компании зовут модераторов популярных комнат за деньги вести их эфиры и платят пользователям с самой крупной аудиторией за рекламные интеграции с их брендами. Так, например, «Яндекс» несколько раз приглашал вести эфиры своей комнаты Yet Another Clubhouse Room ведущего подкаста Zavtracast Тимура Сейфельмлюкова (более 11 000 подписчиков в Clubhouse) и блогера Ксению Дукалис (около 100 000 подписчиков), а «Тинькофф» звал вести комнату «о бренде, маркетинге и других секретах бизнеса» продюсера YouTube-каналов «Парфенон» и Wylsacom Илью Овчаренко (более 17 000 подписчиков).
Стоимость часа модерирования для компаний, как выяснил Forbes, в полтора-два раза превышает количество подписчиков у модератора: так, Дукалис сейчас ведет час эфира за 150 000 рублей, Овчаренко — за 25 000 рублей, Сейфельмлюков — за 20 000 рублей.
Приглашение «крупных» пользователей Clubhouse в качестве ведущих гарантирует заказчикам большое количество слушателей, говорит директор по цифровой трансформации маркетинга агентства MGCom и один из модераторов популярной комнаты «Кто такой и зачем нужен» Булат Ламбаев: «Чем больше у модераторов подписчиков, тем больше людей получат уведомление о мероприятии, которое они ведут».
Часто для «усиления эффекта» компании приглашают ведущими сразу нескольких модераторов с большой аудиторией. «Главная цель таких компаний сейчас — привлечь как можно больше слушателей на пике, — объясняет основатель телеграм-канала «Русский маркетинг» Семен Ефимов. — Какие задачи они решают уже после этого — вопрос другой. По своему опыту могу сказать, что либо это цитируемость, упоминаемость и бесплатные охваты, либо желание прокачать свой топ-менеджмент, который в дальнейшем сможет без проблем самостоятельно собирать такие комнаты».
Одними из первых зарабатывать в Clubhouse стали модераторы самых посещаемых регулярных комнат «Кто такой и зачем нужен». Формат эфиров придумал 27-летний Анатолий Капустин (более 32 000 подписчиков), он же автор Twitter-аккаунтов «Анатолий Ноготочки», «Текстовые мемы, за которые ты сядешь» и еще нескольких интернет-проектов.
Все началось с того, что Капустин увидел среди пользователей Clubhouse бывшего советника президента России по вопросам развития интернета Германа Клименко, не смог вспомнить, кто это такой, и «смеха ради» создал комнату «Кто такой и зачем нужен Герман Клименко», чтобы обсудить его фигуру с другими пользователями, рассказывал Капустин The Bell. В комнату в итоге зашел сам Клименко и рассказал про себя нескольким сотням слушателей.
Среди участников комнаты было несколько друзей и знакомых Капустина, в том числе блогер Ксения Дукалис и ведущий подкаста Zavtracast Тимур Сейфельмлюков. В процессе «эпичного разговора» с Клименко Капустин сделал их соведущими, а наутро следующего дня создал общий чат на 17 человек. Вместе друзья решили проводить такие беседы регулярно.
Вторую такую комнату на радостях назвали «Кто такой и зачем нужен Антон Лапенко». «Решили прикольнуться, подумали, вдруг он тоже придет», — вспоминает Сейфельмлюков. Лапенко (актер, блогер Антон Лапенко — Forbes) не пришел, но эфир вновь собрал несколько сотен человек. В следующую комнату «Кто такой и зачем нужен» авторам удалось пригласить блогера Анастасию Ивлееву (через модератора комнаты Елизавету Кузнецову, которая училась вместе с Ивлеевой), после нее в эфир пришел тик-токер Даня Милохин (его привел основатель блогерского агентства WildJam Ярослав Андреев). Эфиры стали стабильно собирать по несколько тысяч человек, рассказывает Сейфельмлюков. В них побывали телеведущий Михаил Шац, глава «Яндекса» Тигран Худавердян, журналист Леонид Парфенов и другие знаменитости.
Нетворкинг на стероидах: главное о новой соцсети Clubhouse, которой пользуется Илон Маск
Эфиры за еду
На успех модераторов комнаты «Кто такой и зачем нужен» быстро обратили внимание бренды. Одним из первых с запросом на модерирование эфиров к ним пришел «Яндекс». Сотрудники «Яндекса» «заметили большой интерес к эфиру с Тиграном Худавердяном» 10 февраля, рассказывает руководитель пресс-службы компании Илья Грабовский, и на следующий же день решили проводить свою регулярную комнату Yet Another Clubhouse Room.
Вести эти эфиры «Яндекс» позвал Сейфельмлюкова, его соведущего по подкасту Zavtracast Максима Зарецкого (2000 подписчиков в Clubhouse), Ксению Дукалис, Анатолия Капустина и создателя блога про SMM dnative.ru Алексея Ткачука (46,7 подписчиков в Clubhouse). «Комнату «Кто такой и зачем нужен» обсуждали многие наши друзья, мы и сами были там частыми слушателями. Это интересный формат, а среди модераторов много наших коллег, с которыми мы знакомы и работали», — объясняет выбор модераторов Грабовский.
За неделю модераторы «Кто такой и зачем нужен» провели несколько Yet Another Clubhouse Room с руководителями сервисов и разными сотрудниками «Яндекса». «Лично я получила промокоды на «Ultima Яндекс Go» тысяч на 30 рублей, — говорит Ксения Дукалис. — У меня тогда и подписчиков было меньше, и я не понимала масштаб ситуации — что эта сеть так разрастется». Сейчас час модерирования Дукалис в Clubhouse, с ее слов, стоит 150 000 рублей. «Но стоимость тут меняется ежедневно, потому что количество подписчиков экспоненциально растет», — говорит Дукалис.
Об оплате эфиров промокодами на услуги сервисов «Яндекса» рассказывает и Сейфельмлюков. Грабовский подтвердил, что «Яндекс» оплачивал работу модераторов по бартеру, но не назвал общую сумму, на которую компания предоставила промокоды. «Разговоры в нашей комнате могут продолжаться несколько часов — не хотим, чтобы все это время наши друзья сидели голодными», — говорит он. Такие же промокоды, по его словам, компания раздавала гостям комнаты — воспользоваться ими можно было во время эфира (по словам Грабовского, во время одного эфира слушатели использовали промокоды несколько тысяч раз).
И «Яндекс», и модераторы положительно отзываются о результатах сотрудничества. Эфиры Yet Another Clubhouse Room, по словам Грабовского, стали стабильно собирать по несколько тысяч человек. «Модераторы задают настроение, помогают собирать вопросы, поддерживают темп беседы и делятся своим взглядом», — говорит он. «Для нас, помимо заработка, плюс в том, что к «Яндексу» приходят спикеры с большой аудиторией. И эта аудитория в итоге переливается и к нам», — говорит Сейфельмлюков. По его словам, во время эфира «Яндекса» на модератора подписываются 500–1500 новых пользователей.
Коллективный прайс-лист
Следом за «Яндексом» с запросом на модерирование своих комнат к авторам «Кто такой и зачем нужен» пришли сеть дата-центров Selectel и интернет-сервис Avito, рассказывает Сейфельмлюков. PR-директор Selectel Камилла Шин подтвердила Forbes, что звала Капустина, Сейфельмлюкова и Максима Зарецкого вести эфир компании на тему «Облака. Дата-центры. Продуктовая разработка». Гонорар каждого модератора, с ее слов, составлял «х2 от количества его фолловеров». Компания потратила на эфир около 30 000 рублей и «осталась довольна результатом»: промокоды на пополнение баланса на платформе Selectel использовали 200 человек.
Представитель Avito Мария Скорик в беседе с Forbes тоже подтвердила, что компания решила пригласить к сотрудничеству модераторов «Кто такой и зачем нужен», но конкретных имен не назвала: «Пока мы рассматриваем разные варианты, чтобы протестировать Clubhouse и решить, развивать ли этот канал».
Как маркетплейс для «синих воротничков» вырос в 11 раз за год и привлек инвестиции Avito
Еще один модератор «Кто такой и зачем нужен» Илья Овчаренко рассказал, что к нему с просьбой провести «эфир с официальным спичем Олега Тинькова» обратились маркетологи «Тинькофф Банка», с которыми он был давно знаком. 14 февраля он провел эфир банка «о бренде, маркетинге и других секретах бизнеса» с Олегом Тиньковым. За полчаса комнату заполнили 5000 людей, тогда — максимум в Clubhouse. Во время эфира Тиньков рассказал, что, едва не умерев, пересмотрел свой подход к жизни и решил больше не делать «никакой бизнес».
Овчаренко, по собственным словам, получил за эфир «несколько десятков тысяч рублей». «Но это пока не живые деньги. Мы договорились [с «Тинькофф Банком»], что эту сумму я получу в рамках наших дальнейших контрактов на размещение рекламы в проектах, которые я продюсирую», — говорит Овчаренко. В «Тинькофф Банк» на момент публикации на запрос Forbes не ответили. Позднее банк опроверг слова Овчаренко. «Это не соответствует действительности. Мы сотрудничали с Ильей на безвозмездной основе и никаких договоренностей не заключали», — заявил Forbes представитель «Тинькофф Банка». Сейчас Овчаренко, по собственным словам, берет за час модерации 25 000–35 000 рублей.
После знаковых коммерческих эфиров запросов на модерацию комнат компаний стало больше, говорят Сейфельмлюков и Дукалис. Новых заказчиков они не называют, но уточняют, что среди них есть банк, сотовые операторы и госкомпания. Капустин рассказывает, что в понедельник 15 февраля после «активных выходных в Clubhouse» он получил в районе 30 рекламных предложений. Сейчас, по словам Капустина, час его модерирования стоит 30 000 рублей, всего он провел 3–4 рекламных эфира, еще 10–15 «прорабатываются на будущее».
Так как клиенты часто приглашали сразу нескольких модераторов «Кто такой и зачем нужен», партнеры сформировали прайс всех участников (таблица с прайсом есть в распоряжении редакции) и стали распределять заказы между собой. «Процесс работы сейчас устроен так: к нам приходит компания, мы ей отправляем прайс, она говорит: «Хотим пригласить вас, вас и вас». Мы затем можем им предложить еще кого-то из нашей группы или порекомендовать заменить одного модератора на другого, если понимаем, что он лучше впишется в тему. Потом каждый забирает себе сумму своего прайса», — объясняет модель работы Сейфельмлюков.
Чаще всего заказчики приходят через Капустина и Дукалис, говорит другой модератор «Кто такой и зачем нужен» Булат Ламбаев. По его словам, в день модераторы ведут по одной-две платных комнаты.
Сама комната «Кто такой и зачем нужен» — некоммерческий проект, утверждает Ламбаев. Ее модераторы подали заявку на создание одноименного клуба в Clubhouse. От имени клуба в соцсети (по аналогии с группой в Facebook) можно создавать комнаты, на него могут подписываться пользователи. Сейчас в Clubhouse всего две русскоязычные группы — Music Industry in Russia (282 подписчика) о музыке и The Dacha (2400 подписчиков) для предпринимателей-экспатов из России.
Как привлечь прогрессивных
«Мы достаточно быстро поняли, что Clubhouse будет популярен в России, — рассказывает директор по коммуникациям сервиса экспресс-доставки еды «Самокат» Елизавета Эммерт. — Прогрессивные early adopters («ранние покупатели») — одна из наших ключевых ЦА, и новая социальная сеть очень быстро начала привлекать именно такую аудиторию. Мы сразу решили, что будем формировать в рамках ClubHouse собственное сообщество».
10 февраля «Самокат» провел свой первый брендированный эфир. В качестве ведущего Эммерт пригласила своего давнего знакомого — техноблогера и автора подкаста Gurov Digital Павла Гурова. К тому же, по ее словам, блогер «стал одним из первых Clubhouse-евангелистов в России» — сейчас у него более 33 000 подписчиков в соцсети.
«Самокат» и Гуров договорились на три совместные часовые комнаты. По словам Эммерт, эфиры собрали от 300 до 487 слушателей. Помимо представителей сервиса, выступали приглашенные спикеры — создатель сервиса онлайн-психотерапии «Ясно» Данила Антоновский, ведущий телеграм-канала о еде Food & Science Всеволод Остахнович и автор подкаста «Запуск завтра» о технологиях Самат Галимов.
Ни «Самокат», ни Гуров не раскрывают гонорары последнего. Источник Forbes, близкий к «Самокату», знает, что ведущий получил суммарно до 50 000 рублей за три выпуска. В конце каждого выпуска Гуров анонсировал промокод на заказ в «Самокате», и на сегодня оборот заказов с применением промокода превысил сумму гонораров ведущего, утверждает Эммерт.
Гуров в беседе с Forbes рассказал, что после «Самоката» с запросами на проведение эфиров в Clubhouse к нему пришли еще три бренда.
Жизнь после хайпа: почему соцсеть Clubhouse может провалиться после стремительного взлета
Все сойдут с ума
За две недели брендированные комнаты и эфиры с приглашенными модераторами в Clubhouse провели еще несколько компаний, в том числе образовательный портал GeekBrains, который принадлежит Mail.Ru Group. Модерировал эфир «Вечерний Варламов х GeekBrains: где мы и зачем живем» Анатолий Капустин. Гонорары Капустина и Варламова стороны не раскрывают. По оценке Ильи Овчаренко, Варламов мог получить за эфир 300 000 рублей. Капустин утверждает, что «цены были по рынку».
Блогер Гуров прогнозирует, что в ближайшее время в Clubhouse «польются большие маркетинговые бюджеты». «В следующие два месяца сюда придут все. И все что-то попробуют», — вторит ему Овчаренко. Компании будут делать «брендированные комнаты и различные спецпроекты с привлечением Clubhouse-селебрити», говорит Гуров.
«Кажется, что сервис находится на той стадии, когда лучший способ продвижения — это хороший контент. Чтобы было интересно, искренне и доступно», — рассуждает руководитель пресс-службы «Яндекса» Грабовский. Компания, с его слов, планирует и дальше приводить в Yet Another Clubhouse Room своих сотрудников, которые «смогут рассказать много интересного как про жизнь внутри «Яндекса», так и про сервисы и технологии, которые мы создаем».
Схожими планами делится Камилла Шин из Selectel: «Сейчас в Clubhouse аудитория, максимально близкая к IT. В ближайшие недели мы будем проводить там свои комнаты регулярно, а при случае затестим платные интеграции».
На фоне интереса брендов голосовая соцсеть стала напоминать «дикий Запад, когда нужно воткнуть палку, и она прорастет и даст плоды», описывает Гуров. По его оценке, сейчас успешный аудиоинфлюенсер может зарабатывать «уверенную сотку тысяч рублей в месяц» в Clubhouse. Динамика доходов Сейфельмлюкова, впрочем, уже превышает эту оценку: за две недели в соцсети он, по собственным словам, заработал 65 000 рублей. Но в то, что Clubhouse сможет стать основным источником заработка для них, аудиоинфлюенсеры Сейфельмлюков, Дукалис, Овчаренко и Гуров пока не верят.
Жизнь после хайпа: почему соцсеть Clubhouse может провалиться после стремительного взлета
«Мне кажется, тут важнее то, что Clubhouse становится еще и хорошим инструментом В2В-продаж, — говорит Булат Ламбаев, один из модераторов комнаты «Кто такой и зачем нужен» и директор по цифровой трансформации маркетинга агентства MGCom. — Я вот, например, организую в Clubhouse обсуждения диджитал-маркетинга и уже нашел там несколько потенциальных клиентов для агентства. В обычной жизни надо было бы искать контакты, назначать встречу, рассказывать про себя — а здесь все очень быстро».
С ним согласен Овчаренко: «Ко мне благодаря вот этой всей движухе с Clubhouse пришло шесть рекламных контрактов по «Парфенону», Wylsacom и другим моим YouTube-проектам. Заказчики — люди, которые увидели меня впервые в Clubhouse, или старые знакомые, которые вспомнили меня благодаря соцсети».
«На наших глазах формируется рынок», — описывает происходящее Ламбаев. Он прогнозирует, что работа модераторов будет «двигаться в сторону продюсирования». «К нам сейчас много брендов обращается, но не все могут подобрать интересную тему, — рассказывает он. — Думаю, следующий шаг тут — не просто модерация, но и придумывание интересного контента, формата, приглашение спикеров. То есть работа над эфиром компании — от и до».
«Совершенно точно сейчас все сойдут с ума и будут стремиться делать свои комнаты, — говорит основатель телеграм-канала «Русский маркетинг» Семен Ефимов. — Я вижу это по тому, какое число запросов приходит ко мне ежедневно». Но если первые комнаты действительно несли важную повестку, то «сейчас это все похоже на игру «А мы тоже сделали», сетует он.
Маркетолог уверен, что через месяц-полтора «все наиграются» и рынок постепенно начнет трансформироваться: блогеры из топ-100 поделятся на тех, кто сам задает тренды, и тех, кто работает по контрактам, продавая свою аудиторию или выступая в роли модератора. «Уже сейчас я наблюдаю почти ежедневно небольшие комнаты с юристами, риелторами, кулинарами, которые общаются сами по себе и растут вполне неплохо, — резюмирует Ефимов. — Поэтому мой прогноз: основной хайп и погоня за цифрами пройдут, и бренды сосредоточатся на создании действительно полезного контента. Тем более, что это и правда идеальная платформа для коммуникации не только между спикерами, но и со своей целевой аудиторией».