На грани искусства: как музыкант 3LAU провел первую крупнейшую в истории продажу NFT-токенов
Отмечая трехлетнюю годовщину своего альбома Ultraviolet, Блау, более известный как звезда электронной танцевальной музыки 3LAU, продал 33 невзаимозаменяемых токена, или NFT, по разным ценам. NFT — это цифровой коллекционный предмет, торгуемый на блокчейне. Самый дорогой токен, который Блау продал, включал песню, написанную специально для покупателя, доступ к закрытой музыкальной базе на его сайте, выполненное на заказ изображение, основанное на его музыке, и новые версии 11 оригинальных песен Ultraviolet.
Несколько необычным решением стало то, что покупатель токена также получит физический объект — виниловое издание альбома. Торги проходили с четверга по воскресенье, и в последний вечер казалось, что им суждено было остановиться на общей сумме около $1 млн, но Блау перенес окончание аукциона. В последние три минуты любой, кто увеличивал ставку, перезапускал таймер и добавлял еще три минуты. Таймер обновляли более 40 раз, в результате чего аукцион продлился на несколько часов, что стало неожиданностью для Блау и всей его семьи.
Революция среднего класса: как поколение 30-летних меняет арт-рынок
«Мы уже ликовали, но потом все просто замолчали, — говорит Блау, впервые размышляя о прошедших торгах. Он издает резкий и недоверчивый смешок. — Поверьте, я и не думал, что сумма настолько вырастет».
К закрытию аукциона сумма достигла $11,7 млн, а сами торги установили несколько новых рекордов. Речь идет не только о самой крупной сделке с NFT. За самый дорогой токен аукциона заплатили $3,6 млн — это один из наиболее высоко оцененных NFT, когда-либо проданных при первоначальном размещении. За все время лишь один NFT стоил больше, когда работу художника Бипла продали на вторичном рынке за $6,6 млн.
Аукцион Блау стал одним из самых ярких примеров бума токенов за последние два месяца. Эта технология существенным образом меняет рынок цифрового искусства: раньше было сложно — почти невозможно — подтвердить подлинность и оригинальность онлайн-работ, что значительно снижало их ценность. Но уникальный код токенов позволяет доказать его происхождение, а когда проблема с правом собственности решена, люди активно приходят на площадки, скупая различные типы виртуальных работ.
Новый рекорд биткоина: поздно ли его покупать и как еще на нем можно заработать
По данным сервиса Nonfungible.com, отслеживающего этот рынок, на прошлой неделе было продано NFT почти на $50 млн. В феврале общая сумма таких транзакций составила $179,4 млн, что более чем вдвое превышает сумму за весь 2020 год.
Навстречу новой возможности спешат тысячи цифровых художников, стремящихся извлечь выгоду из такого внимания. Среди них Блау, который почти десять лет интересовался криптовалютами и уверенно руководил известными и крупными их продажами. Так, с сентября 2020 года Блау провел более 15 аукционов и собрал почти $13 млн, благодаря чему стал «идейным лидером — золотым стандартом», говорит один из крупнейших коллекционеров NFT под псевдонимом WhaleShark. При последнем размещении он заплатил $3,5 млн за токен 3LAU. «Я даже не преувеличиваю. У него невероятно чуткая предпринимательская и инженерная жилка, которая усиливается его талантом художника».
Как указывает WhaleShark, NFT существуют на пересечении бизнеса, технологий и культуры, и Блау вписывается идеально. Он изучал экономику и финансы в Вашингтонском университете в Сент-Луисе, но обнаружил, что большую часть времени оттачивает другой навык — ставит виниловые пластинки на вечеринках братства. Отказавшись от стажировки в Black Rock, гиганте управления активами, он бросил учебу на последнем курсе. Неудивительно, что его родители были против, пока им не позвонил один из профессоров экономики, который преподавал Блау. Профессор изучил доходы от его выступлений, посетил несколько его шоу и пришел к выводу, что у Блау есть разумные шансы на успех. «Он думал, что альтернативные издержки слишком велики и нельзя запрещать мне это делать», — говорит Блау. Как оказалось, профессор был прав. В течение нескольких лет Блау выступал на крупнейших танцевальных фестивалях мира, таких как Electric Zoo в Нью-Йорке и Lollapalooza в Чикаго, вместе с такими артистами, как Marshmello, Afrojack и Стив Аоки.
Золотой дождь при дефиците оборудования: как добытчики крипты переживают рост курса биткоина
Оказавшись на разогреве на концерте Avicii в Мексике в 2014 году, он познакомился с Кэмероном и Тайлером Уинквосс, однокурсниками Марка Цукерберга по Гарварду, которые все больше интересовались криптовалютами. «Год спустя они пригласили меня остановиться в их доме в Лос-Анджелесе во время недели «Грэмми», — вспоминает Блау. — И они говорили о биткоине. Эта тема меня сразу же увлекла». Там он узнал все, что только мог, и связался с венчурным капиталистом Китом Рабуа, попросив его посоветовать другие контакты из зарождающегося мира криптовалют. Их познакомил общий друг Джей Ди Росс, который учился в колледже вместе с Блау и соосновал OpenDoor вместе с Рабуа. «Я не удивлен, что Блау стал пионером NFT. Он годами изучал криптовалюты», — говорит Рабуа.
Результатом его исследований стал план собрать средства и провести фестиваль с помощью первичного размещения токенов. Так называемые ICO превратились в пузырь в 2017 и 2018 годах, создав множество недолговечных состояний. Позднее Блау решил отказаться от идеи ICO, опасаясь, что размещение вызовет вопросы со стороны органов власти. «У меня были отличные юристы, и все они были против, — говорит он. — Мы не хотели ничего нарушить». Однако он продолжил работу над фестивалем, позволив гостям платить криптовалютами за билеты, сувениры, еду, напитки и другие товары.
Когда Блау обдумывал вход в мир криптовалют, NFT едва успели появиться. Ранний интерес к токенам был вызван в основном CryptoPunks и CryptoKitties, двумя наборами коллекционных мультипликационных изображений, которые можно было покупать так же, как прошлые поколения покупали бейсбольные карточки или кукол Cabbage Patch. Поначалу CryptoPunks и CryptoKitties раздавали бесплатно, а теперь их перепродают за шести- и семизначные суммы.
Без права на оплату: к чему готовиться владельцам криптовалюты
Блау заинтересовался NFT, только когда пандемия поставила на паузу концертные туры, лишив артистов главного источника заработка. Он пытался компенсировать часть потерянного дохода и освободить себя и других артистов, заинтересованных в выручке, получение которой они бы сами контролировали.
В сентябре 2020-го он получил $23 000 от продажи токенов, связанных с анимационным видео, на которое был наложен новый трек 3LAU. Для создания визуального ряда Блау обратился к давнему партнеру, провокационному художнику, известному под ником Slimesunday. На его аккаунт в Instagram подписаны полмиллиона человек, и Slimesunday постоянно воюет с социальной сетью, которая часто пытается удалить его цифровые коллажи с выраженным сексуальным подтекстом. В 2017 году он уже разрабатывал обложку для оригинального альбома Блау Ultraviolet и участвовал в создании музыкальных видео диджея, он хорошо понимал и потенциал NFT. «Многие цифровые артисты воспринимают происходящее очень серьезно, потому что все они в том же положении, что и я: их работы постоянно копируют… Кто угодно может назвать себя автором, если захочет», — говорит Slimesunday. NFT — «надежный способ установить происхождение цифрового объекта искусства и подтвердить, что я его создал». Slimesunday полагает, что заработал за последние 12 месяцев более $600 000 исключительно на продажах NFT, которые проводились в сотрудничестве с 3LAU. Раньше год считался успешным, если удавалось выручить $50 000.
Рекордная продажа, состоявшаяся в конце февраля, прошла несколько иначе, чем большинство сделок с NFT. Главное отличие от обычной практики заключалось в том, что аукцион прошел на личном сайте Блау. Большинство NFT торгуются на крупных биржах вроде OpenSea или Nifty Gateway братьев Уинклвосс. Решение Блау организовать мероприятие полностью самостоятельно — это, возможно, пример, которому захотят последовать в будущем артисты, развивающие свой бренд: создание отдельного сайта вместо использования сторонней платформы дает возможность добавлять собственные функции вроде обновляющихся часов, которые, как считает Блау, существенно подогрели рост цен.
«Это привлекло внимание всей музыкальной индустрии, — говорит Мэттью Лю, сооснователь Origin Protocol, NFT-стартапа, который разработал сайт по заказу Блау. — Наши почтовые ящики сейчас забиты сообщениями от всех ведущих лейблов и артистов». Блау готовится провести еще одну продажу 12 марта, хотя она, возможно, не установит новый рекорд. Он подумывает установить более низкую цену на токены, чтобы привлечь покупателей, которые только знакомятся с этой сферой.
Интерес к NFT-токенам значительно вырос, но часто слышны и замечания о том, что это всего лишь очередная модная криптовалюта. Блау отчасти согласен. «Цены безумные. Многие на этом еще и спекулируют. Нам следует это признать, нам следует признать, что ситуация вышла из-под контроля», — говорит он. Но у него готов ответ и самым ярым критикам. «Люди говорят: «Почему это цифровое искусство столько стоит? Я могу это скопировать». Ну, я тоже могу скопировать Мона Лизу и повесить ее у себя на стене. Но это не значит, что я владею оригиналом».
Перевод Натальи Балабанцевой