К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Скорее жив: как пандемия изменила венчурный рынок

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В 2020 году венчурный рынок падал до 70% в некоторых странах, но быстро вышел из кризисного пике. Стартапы на поздних стадиях стали магнитом для венчурных инвесторов, обеспечив итоговый рост объемов инвестиций, колоссальную доходность технологических IPO и большое количество мегараундов в антиковидных секторах экономики. Какие тренды характеризовали ковидный год на венчурном рынке и какие из них могут стать привычными в 2021 году?

В 2020 году пандемия коронавируса изменила мир, некоторые процессы перестроились до неузнаваемости. И самое важное — часть этих новых процессов останутся с нами надолго, если не навсегда. В сфере венчурных инвестиций тоже произошли изменения — появились новые задачи, процессы, страхи и надежды.

В поисках стартапов: каково будущее корпоративных венчурных инвестиций

Пациент скорее жив

В начале глобального локдауна, в апреле-мае, когда Китай уже вовсю боролся с коронавирусом и его последствиями, настроения были тревожные. Первые месяцы парализовали активность: в Европе инвестиции в марте 2020-го упали на 33% по сравнению с январем (данные Dealroom), в Кремниевой долине количество сделок в марте по сравнению с январем сократилось на 65% (данные Fenwick & West), в Индии объем сделок за первые четыре месяца упал на 73% (данные EY).

 

Это было ожидаемо, поскольку цикл венчурной сделки длинный и редко составляет менее трех месяцев, а инвесторы понимали, что экономика очень скоро испытает серьезный шок, и его последствия пока неизвестны. Кроме того, венчурные капиталисты измеряют реальность еще более длинным горизонтом: фонды поднимаются на 7-10 лет, поэтому переждать несколько месяцев и посмотреть, что будет, более чем логично. Чего не скажешь о стартапах, которые в последнее время оставляли небольшой запас ликвидности (runway) перед следующим раундом.

Однако не стоит забывать, что у венчурных фондов очень много ликвидности. В Европе последние несколько лет фонды поднимают более €10 млрд (€13,6 млрд, €14,5 млрд и €19,6 млрд за 2018, 2019 и 2020 годы соответственно, данные Pitchbook), в США — почти $74 млрд свежих денег в венчурные фонды в кризисный 2020 год после $56 млрд годом ранее (данные Pitchbook). Буквально на предпоследней неделе ушедшего года Andreessen Horowitz объявили о том, что они подняли два мегафонда каждый объемом более $1 млрд и с суммарным объемом $4,5 млрд.

 

В итоге это дало свои плоды, и фонды стали инвестировать активнее. В 2020 году рынок в Европе и США показал рост. При этом очень уверенный — прибавил 13% в США и почти 15% в Европе (данные Pitchbook). В кризисный год такой результат можно считать не иначе как фантастикой.

На российском рынке при этом ощущается некоторый кризис. Объем венчурных сделок за I полугодие 2020 года, по данным Dsight и EY, сократился на 63% и составил $183,8 млн, а количество сделок сократилось на 6%. Скорее всего, мы увидим падение и по результатам года, хотя вторая половина года была по ощущениям более активной.

В итоге сильные становятся сильнее, а слабые — слабее. Инвестиции со всего мира еще больше стремятся в развитые регионы — в США и Европу, оставляя небольшие рынки в дефиците ликвидности.

 

На инвестиционной игле: как стартапы подсаживаются на венчурные деньги и почему это плохо

Приоритеты

В начале 2020 года многие участники рынка проводили опросы инвесторов. Одним из последних был повторный опрос ранней стадии, выпущенный в конце сентября 2020 года акселератором 500 Startups. Инвесторы отмечали, что среди наиболее привлекательных отраслей выделяется productivity software (48,1%), медицина (46,2%), логистика (43,1%), remote work solutions (41,2%).

Инвестиции в Digital Health-стартапы в США в итоге выросли на 91% — до $14,1 млрд в 2020 году (данные Rock Health), а глобальные инвестиции в здравоохранение прибавили 41% с прошлого года и добежали до объема $80,6 млрд (данные CB Insights). Помимо огромного потока инвестиций в биотехнологические компании, которые разрабатывают вакцины от COVID, крупные раунды закрыли такие гиганты, как платформа по страхованию жизни Oscar Health c $225 млн от Alphabet, General Catalyst и Khosla Ventures, фитнес-платформа ClassPass с раундом на $285 млн от L Clatteron и корпоративный иншуртех-стартап Bright Health с вливанием в размере $500 млн от Tiger Global, Bessemer Venture Partners и других.

Среди productivity software & collaborative tools-стартапов Notion привлек $50 млн от Index Ventures по оценке $2 млрд, Airtable поднял $185 млн от Benchmark по оценке $2,4 млрд, а Discord получил $100 млн по оценке $7 млрд.

Не стоит забывать и об образовательных проектах, которые привлекли за 2020 год $16,1 млрд (данные Holon IQ), что в 2,3 раза больше, чем в 2019 году, при этом доля Китая составила рекордные 63%. Среди основных реципиентов выделяются платформы для онлайн-образования, Coursera с раундом на $130 млн от NEA и соинвесторов и MasterClass — с $100 млн от Fidelity Management, которые меркнут при сравнении с раундами китайских гигантов Zuoyebang и Yuanfudao, поднявшими $1,6 млрд и $2,2 млрд соответственно, на двоих забрав почти 24% рынка!

 

От фитнес-трекера до сердечного клапана: какие медицинские стартапы выбирают инвесторы

Больше follow-on-инвестиций

В моем опросе венчурных инвесторов, который я проводил в апреле 2020 года, две трети респондентов говорили о том, что фокус работы VC-фондов будет в поддержке текущих портфельных компаний. Об этом же говорили инвесторы, опрошенные венчурным фондом NFX, — таких была почти половина.

Значительное количество фондов зарезервировали свободный капитал для дополнительных инвестиций в текущие портфельные компании и либо инвестировали в проекты, где необходимо было преодолеть проблемы, вызванные глобальным экономическим кризисом, либо в проекты, которые от изменившейся конъюнктуры получили дополнительные точки роста.

Инвестиции в новые проекты делать было сложно, хотя 40% европейских VC-инвесторов, опрошенных инвестиционным бутиком Chausson Finance, отмечали, что два месяца растущих основных операционных и финансовых показателей (traction) достаточно, чтобы они рассмотрели возможность инвестировать, поэтому проекты с III квартала 2020 года стали получать инвестиции уже на постковидном развитии. 

 

Влететь в стену на полном ходу: как венчурные инвестиции могут навредить вашему бизнесу

Доминирование поздних стадий

Тезис выше эволюционирует в более широкий тезис о том, что объем инвестиций на поздних стадиях растет быстрее, чем на ранних. Вернее, объем инвестиций на ранних стадиях падает, а объем сделок на поздних стадиях растет настолько, чтобы давать надежду всему рынку расти.

В США общий рост на 13% обеспечивает 29%-й рост инвестиций на поздних стадиях, тогда как ангельские и посевные инвестиции не растут (объем сделок увеличился всего на 1%), а инвестиции на стадии раннего роста сокращаются на 11% (данные Pitchbook). В России за I квартал 2020 года динамика была несколько иная, но крайне отрицательная: объем посевных инвестиций упал на 21%, а инвестиции на ранних стадиях (стартап) — на 12%, согласно данным Dsight.

Инвесторы стараются сократить риски и вкладывают большие чеки на поздних стадиях в компании, которые имеют стабильное финансовое состояние, но многие из них получили новые возможности для роста в новой реальности, поэтому ожидаемая доходность таких инвестиций стала расти — это можно сказать о Coursera, Airtable, Bright Health и других компаниях, которые мы упоминали выше.

 

Кроме того, как ни странно, инвесторы стали смещаться в поздние стадии в поисках высокой доходности при небольшом инвестиционном горизонте инвестиций. 2020-й стал не только и не столько бумом технологических IPO, сколько бумом доходных технологических IPO. Pre-IPO-инвестиции приносят инвесторам поздних стадий рекордный возврат на вложенный капитал — 2,2 раза в этом году по сравнению с 1,5 раза в последние несколько лет, несмотря на то, что количество IPO растет не так сильно в абсолюте.

Все пошли на IPO: что это значит и как быть частному инвестору

Рынок стал глобальнее

Глобализация венчурных инвестиций — венчурные раунды стали более прозрачными и открытыми для новых игроков и трансграничных сделок. Надеюсь, что этот тренд тоже останется с нами надолго. Он перспективен для всех амбициозных игроков на рынке.

Для инвесторов? Да! Инвесторы на ранних стадиях, которые работали только на локальных рынках и не имели доступа к глобальному комьюнити, могли получить гораздо большее погружение. Например, последние демодни в Y Combinator, Alchemist, Techstars и других акселераторах можно было посмотреть из любой точки мира онлайн — например, лежа на диване в Москве, Минске или Киеве. Потом можно было связаться с интересными проектами онлайн и пообщаться по Zoom.

 

Для стартапов? Тоже да. Многие участники рынка заметили, что все большее число команд в акселераторах — не из США, в том смысле, что их бизнес не только и не столько в США. Они могут даже не находиться в той локации, где расположен акселератор. Польша, Чехия, Армения, Украина, Россия, Чили, Бразилия, Марокко — вот примеры локаций проектов, презентации которых лично я смотрел в рамках демодней глобальных акселераторов. То есть проекты также получили возможность «пропитчить» инвестора онлайн из любой локации.

Какова «новая нормальность» в венчурных инвестициях? Сложно сказать. Но пути назад уже нет.

25 стартапов, которые будут стоить $1 млрд

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+