Влететь в стену на полном ходу: как венчурные инвестиции могут навредить вашему бизнесу
10 ноября 2020 года я получил рассылку о продаже сервиса для аналитики денежных потоков бизнеса Baremetrics, продуктом которой пользуются некоторые наши портфельные SaaS-проекты для отслеживания своих финансовых метрик. Хорошая компания, получившая на старте $800 000 от именитых фондов General Catalyst и Bessemer Partners, была продана всего за $4 млн, из которых $3,7 млн достались основателю. Для него история закончилась хорошо, но она в очередной раз напомнила мне о том, что венчурный путь в классическом его понимании — это путь не для всех. И нет ничего плохого в том, чтобы делать бизнес другими методами.
Искажение Долины
Среди множества компаний, проходящих через нашу воронку, довольно часто попадаются классные средние и малые ИТ-бизнесы в поисках венчурных инвестиций. В первую очередь это происходит потому, что в индустрию, особенно на Западе, вливается все больше и больше денег. От этого, очевидно, у многих предпринимателей, читающих в СМИ про очередной стартап, который привлек «стопятьсот» миллионов долларов, возникает закономерное желание сделать то же самое.
У доступного капитала есть свои преимущества: все большее число предпринимателей получают возможность реализовать свои задумки и амбиции, и некоторые даже не просто привлекают огромное финансирование, но и действительно умудряются построить компании на миллиарды долларов.
В то же время огромное количество предпринимателей, постучавших в двери Leta Capital и других венчурных фондов, получают отказ. Это неудивительно: в среднем венчурный инвестор получает заявки примерно от тысячи стартапов ежегодно, инвестируя в итоге в 3-4 компании. Такой отказ часто воспринимается стартаперами как наше непонимание жизнеспособности бизнеса и неверие в команду или же как одна из стандартных ошибок в презентации проекта, о которых написана масса статей в духе «Чего от вас ожидает венчурный инвестор».
Но иногда дело совсем в другом. Успешный бизнес для основателей — это не всегда хорошая инвестиция, и наоборот. Поэтому, рискуя выстрелить самому себе в ногу, я бы хотел призвать предпринимателей задуматься: а нужен ли вам именно венчурный инвестор? Готовы ли вы принять риски, связанные с наличием большого капитала в компании?
Заочное знакомство: сколько можно заработать на видеоинтервью с соискателями вакансий
Безусловно, в краткосрочном периоде венчурные деньги значительно снижают риски компании, связанные с потенциальным кассовыми разрывами и в целом с возможностями экспериментировать с большим правом на ошибку. С венчурными деньгами текущие расходы на развитие проекта не заставят вас продать авто, заложить квартиру родителей или влезть в кредит. Основатели смогут регулярную выплачивать зарплату себе и команде и быть уверены если не в послезавтрашнем, то хотя бы в завтрашнем дне. А вот в долгой перспективе венчурные инвестиции на борту могут сыграть злую шутку.
После получения сжечь
В большинстве случаев венчурный капитал привлекается для ускорения роста затрат с гипотезой, что выручка и прибыль позже догонит и многократно обгонит вложенные суммы. Это отличная гипотеза, когда бизнес-модель уже отстроена, есть понятные процессы масштабирования как внутренней составляющей (наем, ввод в должность и обучение людей, отслеживание метрик эффективности), так и внешней (рост маркетинговых затрат с сохранением возврата на инвестиции, понимание рыночных вертикалей и их объемов, портретов целевых клиентов, того, как до них достучаться). Это идеальный сценарий привлечения капитала для роста, который очень редко встречается на практике и часто вызывает вопрос «Зачем мне вообще венчурный капитал, если и так все отлично работает и растет?».
От фитнес-трекера до сердечного клапана: какие медицинские стартапы выбирают инвесторы
В реальности венчурные деньги чаще всего используются либо для поиска работающей модели, либо для открытия новых вертикалей, доработки продукта и так далее. Часть гипотез не срабатывает, часть срабатывает не так быстро, а венчурный капитал — это не деньги в рост, а деньги на эксперименты.
Иногда этот буст (мощный толчок, стремительное повышение) дает быстрые результаты, но далеко не всегда. В таких случаях команда часто слишком поздно хватается за сокращение затрат, а привлечь для сохранения далекой мечты новые инвестиции в компанию, которая не растет, довольно сложно. В итоге проект может, как разогнавшийся паровоз на полном ходу, влететь в стену. Пример из личного опыта, не раз обсужденный Displair (компания-производитель безэкранных дисплеев, объявившая о закрытии из-за невозможности привлечь средства для дальнейшего развития в 2014 году. — Forbes), в который вкладывался, в частности, и Leta Capital. Компания собрала мощную команду, много предзаказов, и, казалось, безоблачное будущее уже за поворотом. При этом скорость, с которой она тратила деньги, не позволила ей быстро сократиться в момент, когда стало понятно, что кассовый разрыв неизбежен.
Также на рынке существует целая плеяда так называемых «pre A», «pre B» компаний, которым не хватило денег, чтобы дотянуться до следующей планки. Они отчаянно нуждаются в капитале для дальнейших операций, либо входят в состояние «болота», когда проект вроде и не умирает, но и свободных ресурсов для самостоятельного роста не генерит. Ведь по статистике только два из пяти стартапов показывают операционную прибыль и всего один из трех операционно безубыточен. Оставшееся большинство продолжает сжигать деньги инвесторов и акционеров.
Для венчурных капиталистов такой сценарий — это нормальное положение дел. Мы заранее готовы к тому, что часть портфельных компаний закроется, а часть войдет в зомби-режим». Главное, чтобы среди десятков рискнувших находились единицы — те, у кого все полетело по плану или даже лучше. С позиции же предпринимателя картинка выглядит по-другому: у него нет 20-30 бизнесов в портфеле или возможности сделать одновременно 20-30 попыток. Предприниматель разрушает свой единственный стартап, не говоря уже о потраченных годах своей жизни.
Поэтому прежде чем идти за венчурными деньгами, нужно принять для себя решение, где эта внутренняя точка готовности променять эффективность на риск.
Переоценка ценности
В США все еще хорошей и наиболее вероятной ценой продажи софтверной компании является диапазон $50-100 млн. В России такой сценарий менее вероятен, и хорошими примерами успешных продаж могут считаться сделки компаний с Mail.ru Group: 1,6 млрд рублей, заплаченные за Skillbox ($40 млн за всю компанию) или 2,5 млрд рублей ($30 млн) — за три компании сразу: платформу видеорекламы Native Roll, платформу поиска работы Worki и рекомендательную платформу Relap.
Мы регулярно видим, как предприниматели бьются за оценки в начале пути, жалуясь на инвестклимат, злобных инвесторов и так далее. При этом они отказываются от наиболее вероятных вариантов ради очень маловероятного сценария с оценками в сотни или миллионы долларов.
Стартап на экспорт: 8 различий венчурного мира США и России
Но основатель часто не учитывает, что обычно по пути к миллиардной компании его доля размывается, и он этих огромных сумм все равно не увидит. К примеру, Аарон Леви из Box (облачное хранилище данных) на момент IPO владел 5,7% акций; гендиректор [американского разработчика ПО] Zendesk имел 8% компании в 2015-м, когда та тоже вышла на IPO, а сооснователь [маркетинговой компании] ExactTarget и вовсе владел 3,8% на момент подачи формы S-1 перед IPO. И вот здесь возникает второй вопрос: а всем ли предпринимателям нужно строить миллиардную компанию?
Оценка компании в миллиард долларов при продаже — это великолепно, в сотни миллионов долларов — более чем отлично. Особенно учитывая медианные показатели, о которых я говорил выше. При этом с финансовой точки зрения для основателя и с точки зрения бизнеса такая оценка далеко не всегда мерило успеха. Успешная компания — это компания, продуктами которой пользуется масса клиентов и которая способна обеспечить свое существование из прибыли, но это далеко не всегда коррелирует с ее оценкой. Гигантские оценки нужны венчурным капиталистам, чтобы работала наша бизнес-модель. А вот нужны ли они предпринимателям — большой вопрос.
Я бы советовал каждому основателю задать его себе и честно ответить, зачем ему этот маловероятный путь. Есть ли вообще в его бизнесе возможность построить такую компанию? Сколько времени и ресурсов это потребует и не соскочит ли он по пути, а если и дойдет до конца, удовлетворит ли его оставшаяся небольшая доля? Статистика шокирующая, но менее 0,02% из всех стартапов в итоге становятся «единорогами».
Но даже если ваш ответ да, даже если вы хотите строить миллиардную компанию, это вовсе необязательно делать с помощью венчурных инвестиций. Канонический пример — культовая видеоигра Minecraft. Minecraft изначально был хобби-проектом своего основателя, который сумел достичь первого $1 млн выручки без единого наемного сотрудника, финансируя проект за счет $10 от пользователей за лицензию на альфа-версию игры. До уровня в $10 млн выручки компания добралась меньше чем за два года, при этом не привлекая внешних инвестиций. В 2014 году Mojang (студия-разработчик Minecraft) была куплена Microsoft за $2,5 млрд. К тому времени Mojang генерировала выручку $259 млн и имела чистую прибыль $126 млн, демонстрируя, что не всегда на старте нужно много денег, чтобы построить что-то большое.
Дорог для роста много, и венчурный капитал — лишь одна из них. Чтобы побольше узнать об альтернативных способах финансирования, посмотрите, к примеру, «Founder Power: Venture Debt & Other Alternatives to Equity in 2020+ with Nathan Latka» с последнего SaaStr summit (крупнейшая международная конференция для продуктовых компаний. — Forbes).
Время уходить
Недавно я прочитал тред в Twitter основателя Reddit Алексиса Оганяна, в котором он сказал, что жалеет о выходе за $10 млн и отсутствии инвестора, который бы посоветовал так не делать, а также о других ошибках молодости. На самом деле, даже такой, казалось бы, скромный выход может иметь огромное значение в жизни основателя и его семьи. При этом я бы сходу не называл этот сценарий ошибкой. Это всегда баланс между риском будущей стоимости компании и стоимости компании сегодня.
Тонкий расчет. Почему венчурному рынку нужны руководители-женщины
И тут, как в казино, надо уметь вовремя уйти. Возможно, с нереализованными амбициями, которые в будущем могут подтолкнуть на новые большие проекты, но с наличными на руках. Привел бы новый большой раунд основателя Reddit к большему для него успеху — это еще большой вопрос. Много инвестиций — это не всегда успешный бизнес.
Предпринимателю стоит думать о венчурном капитале как о довольно мощном, но дорогом источнике энергии. Как ядерный реактор: при правильном использовании можно получить значительное улучшение и ускорение прогресса, а при неправильном — выжечь все в округе к чертям так, что еще много лет никто не подойдет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции