С начала этого года компании во всем мире привлекли $218 млрд через IPO, что на 36% больше, чем годом ранее, подсчитал Bloomberg. Больший объем размещений наблюдался с июня на фоне быстрого восстановления фондового рынка после мартовского падения. В 2020 году на американские биржи вышли около 400 компаний — это в 1,8 раза больше, чем в 2019-м, говорит частный портфельный управляющий, основатель онлайн-школы инвестиций iNDEX Антон Баринов. Ажиотаж вокруг новых размещений тоже растет: в 2020-м акции после IPO вырастали в среднем на 29% в первый день торгов, а в 2019-м — на 15%. Индекс Renaissance IPO, отражающий динамику акций компаний после первичного размещения, с июня текущего года показывает рост более 75%.
Призрак пузыря: можно ли назвать рынок американских акций перегретым
С шумом прошло IPO сервиса аренды жилья Airbnb — сделка помогла компании привлечь $3,5 млрд, а размещение стало третьим по величине в 2020 году. Акции компании в первый день торгов, 10 декабря, выросли на 120%. Аналитик Gordon Haskett Роберт Моллинс отметил, что оценка Airbnb на бирже оказалась в два раза выше расчетной, если отталкиваться от объемов ожидаемого числа бронирований в 2022 году. Ярким было и IPO российской e-commerce компании Ozon. Ретейлер привлек $990 млн, инвесторы оценили компанию в $6,2 млрд с учетом всех конвертируемых займов и опционов. Книга заявок была переподписана более чем в 10 раз, а управляющие и брокеры пускали в ход любые связи и хитрости, лишь бы получить хоть какую-то часть акций для своих клиентов. Торги бумагами на NASDAQ и Московской бирже начались 24 ноября, стоимость акций компании в первые часы подскочили в цене на 30-40% на обеих площадках.
В США наступил бум IPO, утверждает старший аналитик «Атона» Михаил Ганелин. Спрос на эти IPO настолько высокий, что начало торгов практически каждой компании сопровождается очень сильным ростом цены, вплоть до 100%. Но в России, по его словам, ситуация другая — в этом году было всего несколько размещений — «Совкомфлот», Ozon, девелопер «Самолет». Бумом это никак назвать нельзя. «Скорее надежда, что наш рынок возвращается в нормальное состояние и компании начинают его рассматривать как источник привлечения инвестиций», — говорит Ганелин.
Во что может превратиться ажиотаж инвесторов вокруг IPO?
Почему случился бум?
Причиной бума сделок по первичному размещению акций стали денежные вливания центральных банков и правительств, направленные на борьбу с рецессией, говорит генеральный директор «УК Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев. По его словам, в 2020 году эта цифра достигла $15 трлн. По расчетам JPMorgan, денежная масса (M2) в США в этом году увеличилась на рекордные 24%, приводит данные аналитик «БКС Мир инвестиций» Айнур Дуйсембаева.
В итоге финансовые рынки переполнились ликвидностью, говорит Лосев. По словам Дуйсембаевой, произошло смещение справедливых уровней рыночных мультипликаторов. Так, рыночный мультипликатор P/E индекса S&P 500 на текущий момент существенно превышает среднеисторические уровни. Высокие значения рыночных мультипликаторов выступили триггерами для размещения компаний, планирующих IPO, говорит аналитик.
«Некоторые не были уверены, выживем ли мы»: как Airbnb пережила пандемию и проводит IPO
Немаловажным стал рост привлекательности технологических компаний в период пандемии, продолжает Дуйсембаева. По ее словам, к этому сектору относится большинство компаний, успешно предложивших свои акции инвесторам. Еще один фактор — рост доступности этих IPO для розничных инвесторов, добавляет Дуйсембаева. Особенно сильно этот фактор действовал в так называемых хайповых IPO, таких как Airbnb, Doordash, Snowflake.
Инвесторы пытаются участвовать непосредственно в самом размещении акций, потом продать в момент начала торгов, пока бумага стремительно растет в цене, констатирует Ганелин из «Атона». «Стратегия хорошая, но из-за высокого спроса их заявки удовлетворяются, как правило, на очень небольшую долю. Покупать же акции в момент открытия торгов, когда котировки сильно выше цены размещения, рискованно», — говорит он.
К чему приведет перегрев?
IPO — это «канарейка в шахте» рынка акций, считает Антон Баринов. «Чем быстрее растет количество сделок и чем сильнее они «выстреливают» в начале торгов, тем более рынок перегрет», — убежден он. «Рынок перегрет. Но перегрет он не потому, что инвесторы глупы, а потому, что в современном финансовом мире не осталось альтернатив акциям, — говорит Баринов. — Процентные ставки настолько низкие, что доходности по облигациям не сильно отличаются от нулевых, особенно с учетом инфляции. А рынок драгметаллов слишком мал и спекулятивен, чтобы составить конкуренцию акциям».
В определенных компаниях можно наблюдать признаки перегрева, считает Дуйсембаева. Например, капитализация облачной компания Snowflake составляет около $100 млрд при размере целевого рынка всего в $80 млрд.
Доля новых инвесторов Ozon после IPO превысила 18%
Перегретые рынки очень чувствительны к колебаниям ликвидности, предупреждает Лосев. Если монетарная подпитка сократится, а деньги начнут уходить в реальную экономику, то «пузырь» на фондовом рынке лопнет, предупреждает Лосев, но это вопрос не ближайшего будущего. Начальник управления анализов рынков «Открытие Брокер» Антон Затолокин полагает, что в ближайшие два года ожидать ужесточения монетарной политики не стоит.
Высокая оценка компаний, которые выходят сейчас на IPO, связана также с прошлым дефицитом предложения подобных историй, говорит портфельный управляющий «Альфа-Капитал» Эдуард Харин. Но по мере появления большего количества компаний на рынке их оценки могут несколько снизиться. Баринов считает, что существенного падения рынка акций ждать не стоит — возможна коррекция на 10%, чтобы «выпустить пар» и потом продолжить рост с новой силой.
Что происходит в России?
Российский рынок сейчас ограничен числом эмитентов, но спрос со стороны российских инвесторов — сильный драйвер по привлечению компаний на публичный рынок, говорит начальник управления продаж инвестиционных продуктов МКБ Рита Рубежная. В октябре число брокерских счетов составило около 7,5 млн человек. В итоге на рынке произошло замещение иностранных инвесторов локальными ретейл-инвесторами, считает основатель индексной компании «Бета Финансовые Технологии» Арарат Мкртчян.
Рост количества размещений на американском рынке позитивно сказывается на настроениях российских компаний. Удачный опыт Ozon на американском рынке подталкивает компании рассмотреть размещение в ближайшее время, говорит Рубежная.
Целый ряд российских компаний собирается в скором времени выйти на IPO. Одно из самых ожидаемых — размещение ivi.ru, компания 25 ноября подала заявку на IPO в США на NASDAQ. О готовности Совкомбанка предложить акции инвесторам в 2021 году заявлял совладелец и первый зампред правления банка Сергей Хотимский. Сервис по оформлению заявок на банковские продукты «Сравни.ру» хочет разместить свои акции на бирже в течение ближайших пяти лет. Не ранее 2022 года готова выйти на сделку «Санкт-Петербургская биржа», а «ВкусВилл» рассматривает размещение на NASDAQ. Кроме того, глава Сбербанка Герман Греф рассматривает возможность монетизации сервисов банка через IPO.
Что делать инвесторам?
Диверсификация инвестиционного портфеля между «горячими» историями IPO и акциями устоявшихся компаний должна обеспечить стабильность и доходность портфеля одновременно, уверен Затолокин из «Открытие Брокер». Большинство компаний даже не генерируют прибыли, и инвесторы покупают далекое будущее, говорит Харин.
«Очень везучая компания»: как разместился Ozon и кому достались его акции
Александр Лосев советует в нынешних обстоятельствах уделять внимание дивидендным историям и биофарме. «Дивидендные акции ведут себя стабильнее при возникающих турбулентностях, а фармакологическую отрасль какое-то время еще поддержит естественный спрос на препараты и вакцины», — говорит он.
Антон Баринов советует придерживаться трех правил. Первое — это не вкладывать больше 7-10% портфеля в одно IPO. Второе — не жадничать и оперативно фиксировать прибыль по тем акциям, которые «выстрелили» на 30% и более. Третье — быть готовым к просадкам рынка и не воспринимать их как катастрофу, а, наоборот, использовать их как возможность докупить бумаги.