К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Закон 15 минут и смерть суперприложений: какой будет доставка еды в 2021 году

Фото Владимира Гердо / ТАСС
Фото Владимира Гердо / ТАСС
Пандемия подкосила многие сферы бизнеса, но только не рынок доставки еды — его рост по итогам года на фоне общей стагнации составил почти 50%. В 2021 году рост сохранится, а интерес инвесторов возрастет вместе с конкуренцией. О том, как нам будут доставлять еду в этом году и что нужно учесть игрокам, чтобы оседлать волну роста, в колонке для Forbes рассуждает сооснователь сервиса доставки продуктов «Самокат» Родион Шишков

Пандемия и связанный с ней кризис ускорили планы по цифровизации ретейла по всему миру минимум на один-два года, следует из отраслевого опроса Euromonitor International. 21% опрошенных представителей ретейла заявили, что им пришлось ускорить цифровизацию еще больше — на три года. Это неудивительно — за последний год покупатели чаще делали заказы из дома из-за ограничений или по соображениям собственной безопасности. Многие клиенты ретейлеров сохранят эти привычки и после пандемии. 

Мы прочувствовали позитивное влияние пандемии на рынок доставки продуктов на себе в полной мере. В 2020 году количество заказов в «Самокате» выросло в 18 раз, или на 30% месяц к месяцу. Мы открывали по 20-30 новых дарксторов [локальных центров сборки заказов, распределенных по районам города. — Forbes] каждые 30 дней. Во время самоизоляции сервис вырос в 3,5 раза. К концу 2020 года курьеры «Самоката» выполняли более 100 000 заказов каждый день. Осенью 2020 года мы вышли в регионы — Казань и Нижний Новгород. 

Тренд на любовь к доставке долгосрочный, а глобальная тенденция такова: потребитель начнет перераспределять свои расходы в пользу вкусной и качественной еды. Поводов выходить из дома, красиво наряжаться стало меньше, выросли статьи расходов на еду — это подтверждается недавним исследованием «Сбера» «Потребительский индекс Иванова». Люди станут позволять себе покупать больше продуктов, чтобы компенсировать удовольствие от походов в театры, кино и рестораны с друзьями.

 

Шанс «выстрелить» в новой постпандемической реальности 2021 года есть у каждого, даже самого небольшого игрока. Но для этого компании должны учесть следующие тенденции. 

«Самокат» за 700 миллионов: как военный и экономист придумали доставлять продукты за 15 минут и опередили «Яндекс»

 

Товары под своим именем

Текущий год — время собственных торговых марок, или direct-to-consumer (DTC)- компаний, которые продвигают собственные бренды без посредников. Они подстраиваются под вкусы потребителя, демонстрируют внимание к нему, устанавливают выгодные для покупателя цены. Покупатели любят такой подход: 85% российских потребителей хотя бы однажды покупали товары СТМ (собственная торговая марка ретейлера), свидетельствуют данные Nielsen.

Разнообразие продукции, которую рынок FoodTech предлагает своим клиентам, в ближайшие два года значительно вырастет. Покупатели устали от одинакового ассортимента сетевых ретейлеров — магазины фактически перестали отличаться друг от друга. Эта потребность уже сформировалась, и сейчас она переходит в активную фазу роста. Собственные торговые марки забирают все большую долю в продаже. 

Продажи таких товаров стабильно растут в периоды всеобщего экономического спада. Кроме того, к 2021 году потребительские вкусы существенно поменялись — покупатель стал более изощренным и придирчивым в своем выборе. Именно поэтому универсальные товары уже перестают быть такими популярными, как раньше. Им на смену как раз приходят DTC-бренды, которые напрямую связаны с каждым конкретным потребителем. Они предлагают покупателям более широкий выбор и персонализированный подход. 

 

Главное преимущество товаров под собственным брендом заключается в том, что они могут быть более разнообразными и чаще меняться по сравнению с массовыми продуктами от поставщиков.

Пандемия стимулировала рост продаж товаров собственных торговых марок с традиционных 5,5% в год до 15,4% только с января по май 2020 года, говорится в отчете Nielsen. Такие товары успешно конкурируют с брендами крупных производителей и опережают их по продажам. 

В «Самокате», например, самым большим спросом пользуются хлебобулочные изделия и молочная продукция под собственным брендом. В 2020 году количество товаров собственной торговой марки у нас выросло в пять раз и достигло 340 позиций. Почти половина ассортимента в каждой категории сервиса «Самокат» сейчас состоит из таких товаров. 

Темная сторона кухни: как основатели Рокетбанка построили бизнес на 800 млн рублей, доставляя еду в соседние дома

Дарксторы как новый черный ретейла

В 2020 году одной из самых вакантных профессий в стране стали курьеры. И если раньше соискатели рассматривали вакансии без привязки к дому и были вынуждены ездить далеко каждый день, то сегодня с появлением дарксторов, рассредоточенных по всему городу, сервисы доставки дают возможность работать рядом с тем местом, где человек живет или учится. Этот важный тренд и востребованность профессии в целом привлекли на рынок доставки много новых курьеров. 

 

Эксперты уже называют дарксторы будущим ретейла эпохи постпандемии. Часть своих магазинов на эту модель перевели многие традиционные сети США: Kroger и Giant Eagle, Walmart и Target тестируют гибридные форматы, выполняя часть заказов в традиционных магазинах.

В 2021 году на рынке FoodTech, с одной стороны, появятся новые игроки, с другой — собственные дарксторы будут развивать крупные федеральные ретейл-сети. В это направление станут инвестировать все больше, от этого выиграет покупатель. Раньше ретейлеры скептически смотрели на экспресс-доставку. Сегодня дарксторы — это новый черный.

В ближайшее время популярность обретет «доставка по клику», благодаря которой ретейлеры смогут значительно расширить свой ассортимент. Это получится сделать за счет доставки с большого склада в дарксторы у дома. Как это выглядит: пользователь делает заказ, но при этом ему не нужно ждать курьера несколько часов, как это происходит обычно у крупных ретейлеров. Сформированный в приложении заказ везут с большого склада в ближайший к дому даркстор. После этого пользователю приходит пуш-уведомление с подтверждением доставки за 15 минут. Таким образом, получить товар можно в любой момент по нажатию одной кнопки. 

В итоге в условиях конкуренции обостряется борьба дарксторов с классическими ретейлерами. Молодые компании будут выигрывать, если станут еще мобильнее и начнут развивать собственные технологии, формировать продуктовые команды, держать баланс идеи и скорости развития.

 

Процветающие в пандемию: какие технологии стали популярнее в 2020 году

Экологичность

Минимум 740 г твердых отходов ежедневно производит каждый житель крупных городов земли — это следует из данных Всемирного банка за 2016 год. Тогда в городах мира образовалось 2,01 млрд т твердых отходов. К 2050 году эта цифра увеличится на 70% из-за роста населения и урбанизации, прогнозируют аналитики. Загрязнение воздуха ежегодно напрямую убивает порядка 7 млн человек в мире, пишут эксперты ООН. Экономический ущерб от такого положения вещей — $5 трлн в год (для сравнения, расходы федерального бюджета США — $4,45 трлн).

Потребители это понимают и демонстрируют запрос на экологичность, и об этом повсеместно заговорили ретейлеры. Но в силу экономических причин почти никто не готов доплачивать за ответственность и устойчивость продукта или сервиса. Выиграют те бренды и компании, которые смогут предложить решения без премиальной наценки. В «Самокате» это понимание лежит в ДНК бренда. За счет того, что все наши курьеры — пешие, каждый заказ оставляет значительно меньший углеродный след по сравнению с доставкой из классического интернет-магазина, где несколько заказов для разных клиентов собирают в большом распределительном центре и затем везут по нескольким адресам через весь город.   

Продавец уже может сделать экоупаковку, которая будет незначительно отличаться по цене от традиционной пластиковой. При этом не все сервисы доставки, особенно крупные ретейлеры, могут себе позволить перевозку товаров на велосипедах или пешими курьерами, а это также напрямую влияет на карбоновый след, который они оставляют. Спрос на экоупаковку будет только расти, а глобальный рынок достигнет объема $412,7 млрд к 2027 году при среднегодовом темпе роста в 6,23%, прогнозируют аналитики Nasdaq.

 

«Пластик у нас слишком демонизирован»: как бренды могут избавиться от избыточной упаковки

Закат супераппов

Маркетплейсы, агрегаторы и супераппы вроде WeChat и Grab, у которых есть функция доставки товаров, будут переживать упадок спроса в 2021 и 2022 годах. Вперед рванут игроки, которые смогут сами управлять своим ассортиментом и наладить постоянную работу над его расширением. Покупатели будут выбирать специализированных ретейлеров. 

Безусловно, главное преимущество супераппов — это сформированное доверие аудитории и, как следствие, относительно дешевая конверсия пользователя между вложенными сервисами. Но есть и обратная сторона медали: суперприложения значительно унифицируют пользовательский опыт. Товарные группы часто требуют разного взаимодействия — и для каждой из них нужен индивидуальный подход. 

«Яндекс.Такси» начало эксперимент по превращению своего приложения в суперапп

 

Роботы-сортировщики

Рынок экспресс-доставки будет развиваться и благодаря роботам. Машины легко смогут сортировать товары в больших пространствах, и такие технологии будут активно внедрять в распределительных центрах. По нашим прогнозам, это займет около года. 

В менее масштабные пространства (вроде дарксторов) роботы придут примерно в течение двух лет. Что касается массовой доставки продуктов роботами, которую все очень ждут, то ее мы увидим минимум лет через пять. 

Сладкая «Мона Лиза» и яйцо бенедикт из облепихи: лучшие десерты в ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+