К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Помощь пришла слишком поздно»: предприниматели о новых мерах поддержки от Путина

Фото Алексея Никольского / пресс-служба президента РФ / ТАСС
Фото Алексея Никольского / пресс-служба президента РФ / ТАСС
В очередном обращении к россиянам Владимир Путин объявил об окончании нерабочих дней в России и озвучил ряд мер поддержки для бизнеса. Предприниматели признают, что льготы пойдут на пользу, но считают их несвоевременными и недостаточными, а список пострадавших отраслей, претендующих на помощь, называют несправедливым

11 мая Владимир Путин выступил с очередным обращением к гражданам России на тему пандемии коронавируса. Президент озвучил ряд новых мер поддержки населения и бизнеса. Бизнесу глава государства пообещал следующее:

  • кредиты по льготной ставке в 2% для выплаты зарплат; причем если предприятие в кризис сохранит занятость на уровне 90%, то кредит и проценты по нему будут списаны полностью (тем, кто сохранит 80% штата, спишут половину выплат);

  • полностью списать налоговые платежи, за исключением НДС, и страховые взносы за второй квартал 2020 года;

  • самозанятым вернут в полном объеме налог на доход за 2019 год и обеспечат капиталом в размере одного МРОТ в 2020-м.

Кредиты по минимальной ставке и списание налогов предприниматели называют полезными мерами, но продолжают призывать «сделать что-то» с главной проблемой карантина — арендными платежами (отсутствие режима ЧС не дает бизнесу права требовать снижения арендной ставки, и многие даже в условиях простоя продолжают платить 100% за помещение). Кроме того, льготы распространяются только на компании, которые относятся к перечню отраслей, сильнее всего пострадавших от коронавируса. Остальные предприятия ни на какие меры поддержки рассчитывать не могут. О несправедливом составе отраслевого перечня предпринимательское сообщество заявляло уже не раз.

Когда компании начнут работать в штатном режиме, также непонятно — Путин объявил об окончании нерабочих дней 12 мая, но открытие заведений и предприятий отдал на откуп главам регионов. Мэр Москвы Сергей Собянин ранее уже продлил самоизоляцию до 31 мая и предупредил, что нужно «настраиваться на длительный период, связанный с распространением эпидемии». Безусловными бенефициарами новых мер станут самозанятые, о которых, впрочем, тоже вспомнили слишком поздно: многие не дождались помощи, закрыли статус и обратились за пособием по безработице.

 

Forbes спросил у бизнеса, что тот думает об очередном выступлении президента и как чувствует себя на исходе шестой недели карантина.

«Нужны налоговые каникулы до конца года и прозрачный план по выходу из изоляции»

Дмитрий Малютин, сооснователь онлайн-сервиса по бронированию туров Level.Travel

 

Никаких особых ожиданий от выступления президента у меня не было. К настоящему моменты мы, как, думаю, и другие предприниматели, уже поняли, что рассчитывать в сложившейся ситуации можем только на себя.

Несмотря на то, что туристическая индустрия, представителями которой мы являемся, максимально пострадала и наши продажи остановились, рассчитывать на меры поддержки мы можем лишь частично: наш основной ОКВЭД — технологический, то есть не вся деятельность Level.Travel попадает под льготы (с такой проблемой, кстати, столкнулись многие предприниматели).

Более или менее применимой мерой на данный момент кажется переход от налоговой отсрочки к налоговым каникулам за второй квартал в некоторых отраслях. Тем не менее в текущей ситуации этого недостаточно. Предпринимательское сообщество давно просит о налоговых каникулах до конца года.

 

Что касается льгот на выплату заработной платы, то эта мера не станет эффективной поддержкой для компаний, которые работают прозрачно «в белую» и ценят своих сотрудников, обеспечивая высокую заработную плату.

Например, для нас гипотетическая компенсация в размере МРОТ на сотрудника за апрель составила бы меньше 20% от реальных расходов на ФОТ.

Чтобы реально поддержать предпринимательское сообщество, еще полтора месяца назад необходимо было ввести каникулы по всем страховым и налоговым выплатам и сформировать прозрачные меры поддержки бизнеса, прежде всего тех отраслей, которые остановились, ну или где выручка существенно упала. Безусловно, мы, например, не против, если при поддержке будут обращать внимание на вклад в налоговую базу прошлого года.

Лучшее, что можно сделать для нас сейчас, — это как можно скорее объявить прозрачные и адекватные условия выхода из изоляции, сформулированные с пониманием того, как функционирует бизнес. Чтобы выжить, нам необходимо понимать, чего ждать в будущем, и получить возможность хоть что-то планировать. Обеспечить такое планирование уже будет весомой поддержкой со стороны властей.

«Мы валимся вниз, и предела не видно»: как российские турагентства выживают в условиях закрытых границ

 

«Предыдущие обещания не дали никаких результатов»

Нелли Недре, основательница бренда одежды Nnedre

Речь я не слушала. Я уже давно ничего не жду, так как все предыдущие обещания помощи малому бизнесу не дали никаких результатов, и я перестала следить за политическими новостями и сконцентрировалась на работе.

У нас была выдана отсрочка квартальных налогов и приостановлены начисления пени. Это действительно было сделано, налоговая среагировала быстрее всего. Если будет дополнительный налоговый вычет — замечательно.

Все, что касается дополнительных выдач кредитов: даже с учетом низкого процента мы решили не брать никакие дополнительные кредитные обязательства, так как бизнес и так кредитованный.

 

Мы действительно сильно пострадали, так как у нас свой магазин в центре города, и он сейчас закрыт. Также есть перебои с поставками ткани и отмены по выплатам рассрочек. Как сработают принятые меры, будет понятно спустя пару месяцев, когда будет ясна покупательная способность населения после кризиса.

«Путину глубоко наплевать на бизнес — среди нас у него нет избирателей»

Иван Алексеев, владелец мужских парикмахерских «СуперМен»

Владимир Владимирович своим очередным выступлением показал, как глубоко ему наплевать на малый бизнес. Я даже не вслушивался в то, что он перечислял, потому что сразу услышал оговорку «особо пострадавшие отрасли». Что за бред, как эти отрасли выбираются?

У меня закрыты салоны, в одном из них я продолжаю платить аренду, выручки ноль. На запасах я протяну до середины июня, дальше придется распродавать имущество и почки. Мне, чтобы сводить концы с концами, пришлось переехать жить в гараж площадью 6 кв. м без душа, а потом вообще к родителям в регион вернуться. И тем не менее я, по мнению правительства, не пострадал, у меня все классно.

 

Зато семьям с детьми продолжают начислять и начислять льготы. Я ничего против них не имею, но не совсем понимаю, как наличие детей влияет на глубину страданий от кризиса. Хотя логика нынешнего правительства довольно прозрачная — среди бизнесменов у него и так нет избирателей, а мамы в декрете и пенсионеры — как раз их главный электорат.

«Я вам и так уже скинулся на налоги нормально»: почему бизнес возмущен указом Собянина о тестах на коронавирус

«Теперь на гречку и буханку хлеба хватит»

Олег Бармин, основатель медовой компании «Липко-Сладко», агентства по производству видео для соцсетей Agenda.Media, владелец магазина «Цветы и мед»

Я выступление не слушал. Но то, что вы говорите про кредиты, — это точно лучше, чем ничего. Важно то, как их будут давать. Если будет история с огромным пакетом документов и, даже предоставив их, ты получишь деньги через полгода — это ничем не поможет.

 

За списание налогов тоже спасибо. От нашего государства вообще ничего не ждешь, а тут хотя бы так. Налоговый вычет для ИП не решит глобальной проблемы, но на гречку, буханку хлеба благодаря этому хватит.

У меня один из бизнесов — розничная продажа цветов. Мы пережили карантин за счет того, что у нас два сайта и продажи онлайн выросли. Точки закрыты, но людям же все равно надо друг друга поздравлять.

А второй бизнес — производство меда. Там самая большая проблема заключается в том, что фасовка и производство у нас во Владимире, а пасека — в Краснодаре и Адыгее. Перемещение между регионами блокировали, везде стояли блокпосты. Плюс сезонные сотрудники, как правило, приезжают из других регионов России, и им было сложно приехать к нам — они попадали под 14-дневный карантин. Многие просто боялись.

«Туризм не кредитуют вообще ни под какие условия»

Владимир Инякин, основатель турагентства «Весь мир»

 

У нас двое сотрудников уволились, потому что они захотели получить пособие по безработице, а у нас в штате работают менее десяти человек. Поэтому нас льготный кредит не коснется. Да и в нашей сфере эта мера очень скользкая. Потому что туризм не кредитуют вообще ни под какие условия — это началось еще в 2014 году, на волне того кризиса. Так что о каких кредитах сейчас идет речь, непонятно.

Чем турагентство может обеспечить это кредит? Все, чем мы обладаем, — это наши знания, мы торгуем и навыками и наработками. У турагентства нет собственных офисов обычно, недвижимости, автомобилей — собственности, которую они могут банку заложить.

Я состою во многих сообществах, мы обмениваемся сообщениями. Никто не берет никакие кредиты, люди, даже маститые турагенты, избавляются от офисов, многие работают на звонке. И если мы в сложившихся условиях не достигнем нужных объемов и наберем этих кредитов, мы будем еще в более уязвимой ситуации.

Относительно налогов — это хорошая история. Мы естественно платим все налоги, у нас большая налоговая нагрузка. Это будет хорошей помощью. Это приятный шаг со стороны правительства.

 

Не ждать помощи от государства и смеяться раз в день: тактика выживания от Анастасии Татуловой

«Помощь самозанятым пришла слишком поздно»

Денис Кутергин, основатель сервиса поиска исполнителей YouDo

У меня двоякое ощущение. С одной стороны, любая помощь — это уже хорошо. Сам факт того, что президент произнес слово «самозанятые» в эфире, положительный. Я надеюсь, что чем больше говорят о нашей сфере и чем больше мер нам предлагают, тем лучше. Но глобально, мне кажется, этих мер недостаточно.

Мы столкнулись с абсурдной ситуацией: мер по поддержке безработных больше и пришли они раньше, чем льготы для самозанятых. Поэтому многие самозанятые снялись с учета и пошли получать пособие по безработице. Абсурд в том, что государство в свое время потратило много денег на разработку сферы самозанятых и ее поддержку — относительно других стран, у нас она адекватная, либеральная и технологичная. А в кризис про самозанятых позабыли и очень поздно начали говорить о них. Я точно знаю, что часть пользователей YouDo снялись с учета для того, чтобы получить пособие по безработице, и то, что такую ситуацию допустили, — это очень плохо.

 

Сам факт того, что налоги за прошлый год вернули — окей, но тем самозанятым, которые стоят на учете, нужно в принципе отменять налог до конца года. В масштабах налогооблагаемой базы налоги самозанятых — копейки, государство от этого особо ничего не потеряет. Нужно упростить самозанятым возможность работать с бизнесом, объяснить бизнесу, как они могут отдавать заказы самозанятым. И через такую масштабную программу информирования и популяризацию взаимодействий «государства — самозанятые» и «бизнес — самозанятые» постепенно повышать мотивацию выходить из тени.

Смогут ли самозанятые, закрывшие самозанятость, претендовать на возврат налогов — хороший вопрос. Чтобы снова встать на учет, нужно потратить пять минут времени. Но если я прерывал свою самозанятость в 2020 году, чтобы получить пособие по безработице, будет ли возможность получить выплаты налогов за 2019 год? Ответа на этот вопрос в обращении президента не было.

«Не могу сказать, что обогащусь, но приятно»

Мария Подлеснова, основательница медиа о венчурном рынке и стартапах RusBase

Я зарегистрирована как самозанятая, и, исходя из выступления президента, им нормально так придет по сравнению с остальными. Не могу сказать, что обогащусь, но приятно. Объем помощи зависит от того, кто сколько контрактов успел провести в прошлом году.

 

Для самозанятых это реально может быть серьезной историей поддержки, если они пользовались экспериментальным налоговым режимом. Для того, кто заплатил 40 000 рублей налога, вернуть их сейчас — это очень хорошо. Это нормальные деньги, особенно сейчас, если нет заказов.

Если мне заплатят 22 000 (10 000 налога и 12 000 МРОТ), я буду очень счастлива. Даже если придется пойти написать бумажку, я не обломаюсь это сделать и не буду говорить, что это не деньги.

«Если сдохну, значит, я этого достоин»: владелец Natura Siberica о том, почему пандемия оздоровит рынок

«Мы пострадали так же, как и остальные»

Мария Ильина, частный фотограф

 

В последнюю неделю в нашей сфере идут разговоры о том, что мы [самозанятые] пострадали точно так же, как и все, но государство ничего для нас не сделало. Вот последние новости о том, что для нас все-таки будут какие-то поблажки, — это приятно. Это, конечно, хорошо, но все равно как-то маловато.

«Меры должны распространяться не только на тех, кто уже получал льготы»

Александр Калинин, президент «Опора России»

Первые две меры — кредит под 2% и налоговые каникулы за второй квартал — это сильные меры. Получить кредит по ставке 2% с возможным последующим списанием выплат — мечта для всех предпринимателей. Плюс еще банки получат большую поддержку, «Опора России», во всяком случае, обращала внимание на то, что государственная гарантия должна быть увеличена. Теперь госгарантия будет 85%, потому что банки говорили, что 75% недостаточно — так на них перекладываются высокие риски. Конечно, это все будет востребовано.

Причем президент обратил внимание, что зарплата должна быть не ниже МРОТ, и предполагается, что этот продукт должен финансироваться также со стороны предпринимателя. То есть не только за счет средств государства должна выплачиваться зарплата, но чтобы предприниматель тоже свою копеечку на выплату зарплат сотрудников вкладывал.

 

Нам бы, конечно, хотелось, чтобы помощь оказывалась более широкому списку компаний. Мы справедливо отмечаем, что ряд отраслей не включены в пострадавшие. Например, народно-художественные промыслы, частное дошкольное образование, частная медицина, индустрия красоты. Мы считаем, что этот механизм должен распространяться не только на тех, что уже получают поддержку.

Для ИП налоговый вычет в размере МРОТ в этом году, насколько я понял, будет действовать для всех. А их у нас почти 3 млн. Самозанятым сейчас тоже очень непросто, и это очень справедливая мера и хорошая мотивация к тому, чтобы работать «в белую».

Но самая положительная мера — поддержка семей с детьми. У самозанятых и у предпринимателей — у них у всех есть дети, там серьезные суммы дают.

Черный апрель: сколько потеряли из-за пандемии короли российской недвижимости

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+