К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Пострадали те, кто в блатных не значится»: по каким отраслям на самом деле ударил коронавирус

Фото Sefa Karacan / Anadolu Agency via Getty Images
Фото Sefa Karacan / Anadolu Agency via Getty Images
Список наиболее пострадавших от коронавируса отраслей, составленный правительством, не соответствует действительности, об этом говорит статистика банка для малого и среднего бизнеса «Точка». Анализ изменения выручки и расходов 200 000 клиентов банка показал, что от пандемии страдают как получающий льготы туризм, так и, например, продавцы бытовых товаров и фотографы

В «Точке» обслуживается свыше 200 000 компаний в разных регионах России (30-40% — Москва). В основном это малый и средний бизнес, который страдает от карантина сильнее всего. Мы решили подсчитать, насколько упали выручка и расходы клиентов (исходя из проведенных через «Точку» операций: платежей от юридических и физических лиц, оборота по эквайрингу, поступлений по реестрам зачислений и пр.). 

Кто меньше всех получает

Картина лучше, чем мы ожидали, но при этом тяжелая. За две недели после объявления 25 марта президентом России дополнительных нерабочих дней выручка наших клиентов сократилась в среднем на 36%:

  • в отраслях, наиболее пострадавших от коронавируса, входящий оборот упал на 43% (в том числе эквайринговые поступления — на 70%). Цифры очень похожи на аналогичные от наших друзей из Эвотора (производитель и оператор онлайн-касс — Forbes)

  • в остальных отраслях снижение составило 29% (в том числе от эквайринга — 32%).

Из чего делаем вывод: плохо всем отраслям, независимо от причисления к лику страдающих. Некоторые из официально (в соответствии со всякими постановлениями) пострадавших упали не так сильно, как те, кто страдать был не должен.

 

Например, вот отрасли, у которых произошло максимальное падение входящих клиентских поступлений (первая декада апреля к первой декаде марта):

Здесь мы видим, что по некоторым отраслям, не входящим ни в какие правительственные списки, очень сильно жахнуло. Туризм — здесь и говорить не о чем, понятное и очень сильное сжатие. А вот, например, снижение по допобразованию (официально пострадало) проигрывает такси (официально не страдает). 

 

Такси упало на 60% — самоизоляция, никто никуда не ездит. Торговля бытовыми товарами — на 38%, хотя казалось бы, чистящие средства и шампуни нужны всем и всегда. Но то, что продажи можно безболезненно перенести в онлайн, — миф. Закрыт магазин, в который люди привыкли ходить ногами, — резко падает выручка. Производство текстильных изделий — минус 35%: работаем в пижамах на удаленке, новую одежду не покупаем. Те, кто может шить маски, шьют их, остальные закрыты и терпят убытки. Спрос на услуги фотографов очень сильно упал (минус 47%), хотя один мой друг, легендарный фотограф Стас Белоглазов, придумал клёвую штуку — снимает людей с дрона в окна, показывает, как народ самоизолируется (с их разрешения, конечно). 

Кто меньше всех тратит

Сокращение выручки повлекло за собой сокращение трат: по итогам первой декады апреля количество и сумма арендных платежей наших клиентов снизились на две трети. В отраслях, наиболее пострадавших от коронавируса, снижение составило 72%, ситуация во всех остальных тоже вызывает опасения: там в среднем минус 49,5%. Определить, какая доля клиентов отказалась от аренды, а какая договорилась об отсрочке, пока невозможно. Всё это явно утянет рынок аренды в ближайшем будущем вниз.

Казалось бы, то, что расходы на аренду снижаются, — позитивный сигнал для состояния малого и среднего бизнеса. На самом деле это значит, что следующие под удар попадут арендодателиособенно имеющие кредиты и не получившие реструктуризацию. Выручка падает так же, как и у отраслей из официального списка, а пространства для маневра нет никакого, если недвижимость куплена на заёмные деньги.

 

Отощавшие, но не сломленные

Чтобы как-то справиться с потерей доходов, предприниматели идут за кредитами. Насколько возросло количество займов за март по сравнению с февралем, видно на графике ниже:

Но кредиты дают не всем. Отсюда рождается ещё один интересный тренд — предприниматели стали активнее вносить личные деньги в компании. Рекордсмены — рестораны, спорт и отдых. Там собственники чаще остальных вносят дополнительный капитал из своего кармана, чтобы держать бизнес на плаву, платить зарплаты сотрудникам.

Что мы видим по итогу? То, что знали и до этого. В жизни и бизнесе всё переплетено, невозможна ситуация полного выключения одной отрасли без влияния на остальные. Снизился оборот по системе, малый и средний бизнес проедает свои остатки.

Страдают, так или иначе, все, хотя, конечно, есть компании, оборот которых сейчас очень сильно вырос. За них радуемся, за остальных переживаем. Запустили новые тарифы — это наш вклад в то, чтобы независимо от попадания в список «блатных пострадавших» бизнес смог продержаться. 

Лучшая стратегия сейчас по-прежнему не надеяться на чью-то помощь, расширение списков потерпевших и так далее, а строить план выживания исходя из того, что текущая ситуация с нами надолго. Иметь неприкосновенный запас, чтобы стартануть, когда мы начнём выходить из пике, пусть и сильно отощавшими. 

 

Потрепанные состояния: как обеднели российские миллиардеры за время пандемии

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+