«Пострадали те, кто в блатных не значится»: по каким отраслям на самом деле ударил коронавирус
В «Точке» обслуживается свыше 200 000 компаний в разных регионах России (30-40% — Москва). В основном это малый и средний бизнес, который страдает от карантина сильнее всего. Мы решили подсчитать, насколько упали выручка и расходы клиентов (исходя из проведенных через «Точку» операций: платежей от юридических и физических лиц, оборота по эквайрингу, поступлений по реестрам зачислений и пр.).
Кто меньше всех получает
Картина лучше, чем мы ожидали, но при этом тяжелая. За две недели после объявления 25 марта президентом России дополнительных нерабочих дней выручка наших клиентов сократилась в среднем на 36%:
в отраслях, наиболее пострадавших от коронавируса, входящий оборот упал на 43% (в том числе эквайринговые поступления — на 70%). Цифры очень похожи на аналогичные от наших друзей из Эвотора (производитель и оператор онлайн-касс — Forbes)
в остальных отраслях снижение составило 29% (в том числе от эквайринга — 32%).
Из чего делаем вывод: плохо всем отраслям, независимо от причисления к лику страдающих. Некоторые из официально (в соответствии со всякими постановлениями) пострадавших упали не так сильно, как те, кто страдать был не должен.
Например, вот отрасли, у которых произошло максимальное падение входящих клиентских поступлений (первая декада апреля к первой декаде марта):
Здесь мы видим, что по некоторым отраслям, не входящим ни в какие правительственные списки, очень сильно жахнуло. Туризм — здесь и говорить не о чем, понятное и очень сильное сжатие. А вот, например, снижение по допобразованию (официально пострадало) проигрывает такси (официально не страдает).
Такси упало на 60% — самоизоляция, никто никуда не ездит. Торговля бытовыми товарами — на 38%, хотя казалось бы, чистящие средства и шампуни нужны всем и всегда. Но то, что продажи можно безболезненно перенести в онлайн, — миф. Закрыт магазин, в который люди привыкли ходить ногами, — резко падает выручка. Производство текстильных изделий — минус 35%: работаем в пижамах на удаленке, новую одежду не покупаем. Те, кто может шить маски, шьют их, остальные закрыты и терпят убытки. Спрос на услуги фотографов очень сильно упал (минус 47%), хотя один мой друг, легендарный фотограф Стас Белоглазов, придумал клёвую штуку — снимает людей с дрона в окна, показывает, как народ самоизолируется (с их разрешения, конечно).
Кто меньше всех тратит
Сокращение выручки повлекло за собой сокращение трат: по итогам первой декады апреля количество и сумма арендных платежей наших клиентов снизились на две трети. В отраслях, наиболее пострадавших от коронавируса, снижение составило 72%, ситуация во всех остальных тоже вызывает опасения: там в среднем минус 49,5%. Определить, какая доля клиентов отказалась от аренды, а какая договорилась об отсрочке, пока невозможно. Всё это явно утянет рынок аренды в ближайшем будущем вниз.
Казалось бы, то, что расходы на аренду снижаются, — позитивный сигнал для состояния малого и среднего бизнеса. На самом деле это значит, что следующие под удар попадут арендодатели, особенно имеющие кредиты и не получившие реструктуризацию. Выручка падает так же, как и у отраслей из официального списка, а пространства для маневра нет никакого, если недвижимость куплена на заёмные деньги.
Отощавшие, но не сломленные
Чтобы как-то справиться с потерей доходов, предприниматели идут за кредитами. Насколько возросло количество займов за март по сравнению с февралем, видно на графике ниже:
Но кредиты дают не всем. Отсюда рождается ещё один интересный тренд — предприниматели стали активнее вносить личные деньги в компании. Рекордсмены — рестораны, спорт и отдых. Там собственники чаще остальных вносят дополнительный капитал из своего кармана, чтобы держать бизнес на плаву, платить зарплаты сотрудникам.
Что мы видим по итогу? То, что знали и до этого. В жизни и бизнесе всё переплетено, невозможна ситуация полного выключения одной отрасли без влияния на остальные. Снизился оборот по системе, малый и средний бизнес проедает свои остатки.
Страдают, так или иначе, все, хотя, конечно, есть компании, оборот которых сейчас очень сильно вырос. За них радуемся, за остальных переживаем. Запустили новые тарифы — это наш вклад в то, чтобы независимо от попадания в список «блатных пострадавших» бизнес смог продержаться.
Лучшая стратегия сейчас по-прежнему не надеяться на чью-то помощь, расширение списков потерпевших и так далее, а строить план выживания исходя из того, что текущая ситуация с нами надолго. Иметь неприкосновенный запас, чтобы стартануть, когда мы начнём выходить из пике, пусть и сильно отощавшими.