К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как житель Казани пережил банкротство и построил сеть автосалонов с оборотом в 5 млрд рублей в год

Фото DR
Фото DR
В начале 2000-х казанец Руслан Абдулнасыров ремонтировал карбюраторы в гараже, во время кризиса стал банкротом, но не опустил руки и создал одну из первых в России франчайзинговых сетей по продаже автомобилей с пробегом. Сегодня только собственные точки приносят его компании более 5 млрд рублей выручки в год, а общий оборот сети может достигать 14 млрд рублей.

Ежегодно в России продается более 1,5 млн новых легковых автомобилей, но новыми они остаются недолго. «Как только машина выезжает за порог дилерского центра, она сразу же приобретает статус подержанной и существенно дешевеет», — говорит основатель одной из самых крупных сетей по продаже автомобилей с пробегом «Автосеть.РФ» Руслан Абдулнасыров. В этой особенности рынка он разглядел возможность заработать: спрос на подержанные машины в хорошем состоянии, которые существенно дешевле выставленных в салонах, огромен, а в начале 2000-х «приличных» точек по продаже подержанных авто почти не было — машины покупали в основном по объявлениям в газетах и на рынках, где можно легко нарваться на мошенников.

Еще 14 лет назад Абдулнасыров открыл первый салон с подержанными авто в родной Казани. В Москве организованная торговля б/у-машинами уже процветала, а для регионов была экзотикой, поэтому дела быстро пошли в гору. Но из-за кризиса 2008 года продажи упали до нуля и бизнесмен признал себя банкротом. Чтобы выбраться из долговой ямы, Руслан решил перевести бизнес в онлайн и создал web-платформу, которая помогала правильно оценивать автомобили. Позже вокруг своего IT-решения Абдулнасыров создал франшизу. Сейчас по франшизе работает 15 дилерских центров, еще 8 принадлежат самому Абдулнасырову. В прошлом году собственные автосалоны принесли ему 5,4 млрд рублей выручки и 230 млн рублей чистой прибыли.

Заводной «Апельсин»

Руслан Абдулнасыров вырос в Киргизии, куда командировали его отца, военного летчика. Стиль воспитания у отца был достаточно жесткий. «Если не понял, повторять никто не будет. Кирзачом помогут, направление покажут», — вспоминает он. Армейская дисциплина дома повлияла на его будущий стиль управления бизнесом, считает Абдулнасыров: «У меня тоже все быстро, четко, но очень логично».

 

В начале 90-х годов семья переехала в Казань, и Руслан поступил на юрфак Казанского социально-юридического института. В студенчестве успел поработать на местном телевидении: освещал криминальные новости на канале «Эфир». «Выезжали на место происшествия, потом оперативно отрабатывали, на следующий день материал выходил в программе. Это было что-то типа «Петровки 38», — поясняет Абдулнасыров.

DR

 

За пару лет он понял, что в журналистике много не заработаешь, и решил попробовать себя в бизнесе. «Очень хотел заниматься автобизнесом — мне почему-то это казалось крайне доходным», — вспоминает Руслан. В 2000 году он арендовал у соседа гараж и решил открыть небольшую станцию по ремонту карбюраторов. Фасад гаража покрасил в оранжевый цвет — так появилось название компании «Апельсин». Начинающий бизнесмен нашел мастера, чтобы тот чинил машины, а сам стал искать клиентов. «Как выяснилось, никакого мегадохода тут не было. Это была обыкновенная работа двух парней, у которых был цех по ремонту машин. Но для того возраста деньги были неплохие», — признает предприниматель.

«Я не знаю, как моя мама согласилась на это. Сказала: «Ну что ж поделать, если это нужно для твоего бизнеса»

Через несколько месяцев «Апельсин» начал ремонтировать по 10 автомобилей ежедневно, соседский гараж стал слишком тесным. Накопленных с момента старта денег хватило, чтобы арендовать ангар в 350 кв. м на территории овощебазы на окраине Казани. Чтобы решить проблемы с логистикой, Абдулнасырову приходилось самому довозить мастеров до места работы. «Хорошо помню момент, когда заезжал за нашим главным жестянщиком утром. Он выглядывает в окно, в майке, с бутербродом, чай пьет, и говорит мне: «Ты подожди немного, я сейчас чаек допью и выйду». И мне так было обидно: я, собственник бизнеса, заехал, сижу, жду, сам не позавтракал, нам же надо работу сдавать, а он выползает потихоньку», — со смехом вспоминает предприниматель.

Работники могли позволить себе капризничать: хорошие специалисты в автобизнесе ценились на вес золота, говорит Руслан. «Кузовщики были очень капризными ребятами, колористы — это вообще боги. Все собственники кузовных станций плясали перед ними». Однажды, чтобы удержать сотрудника, Руслану пришлось даже поселить у себя дома работника. «Парень ушел из семьи, ему негде было жить. А у моих родителей частный дом, — рассказывает Абдулнасыров. — Я не знаю, как моя мама согласилась его принять. Сказала: «Ну ладно, что же поделать, если это нужно для твоего бизнеса».

 

Чтобы привлекать клиентов, Руслан стал размещать рекламу кузовной станции в местной прессе, а на месте выстраивал навигацию — нелегально ставил большие щиты из ДВП с указателями. «Мы на этих щитах писали, что окрашивание кузова стоит 5 000 рублей и просто выставляли их на перекрестках — такой вот партизанский маркетинг», — смеется Абдулнасыров. По его словам, такая реклама повысила выручку компании в три раза, а личный доход серьезно превысил зарплату журналиста.

Выйти из тени

Через два года Руслан решил изменить бизнес-модель на, как ему казалось, еще более перспективную. «Я понимал, что новый автомобиль становится бэушным сразу же, как выезжает из дилерского центра. А значит, есть огромный спрос на покупку и продажу этих машин, — рассудил он. — И рынок заберет та компания, которая сможет все это оформить в правильную бизнес-модель». Правда, тогда в его идею, кроме мамы, никто не поверил: «Все пользовались газетой «Из рук в руки» и вообще не понимали, зачем нужен автосалон, когда можно просто позвонить по объявлению». Несмотря на скепсис окружающих, в 2005 году Руслан решил открыть небольшой шоу-рум автомобилей с пробегом под уже знакомым казанцам названием «Апельсин».

«30% б/у-автомобилей остается в серой зоне — это перекупы, которые скручивают пробег, не платят налоги, не несут ответственности по закону о защите прав потребителей»

Абдулнасыров ступил на сложную территорию, говорит генеральный директор онлайн-аукциона подержанных автомобилей CarPrice Денис Долматов. «Исторически бизнес по продаже б/у автомобилей считался второсортным — им, в основном, занимались темные личности: индивидуальные перекупы, небольшие сети салонов ноунейм, — говорит Долматов. — Так что отношение к этому бизнесу всегда было предвзятое».  В начале 2000-х годов рынок начал постепенно обеляться: в Москве открылись салоны Major, «Рольф», «Авто-Старт», которые стали торговать не только новыми машинами, но и автомобилями с пробегом. За три года до того, как Абдулнасыров пришел в этот бизнес, открылся первый специализированный салон б/у автомобилей — Fresh Auto в Уфе.

По оценке президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олега Мосеева, за последние годы «серая» зона бизнеса на подержанных авто начала сокращаться. «Сейчас около 20% продаж приходится на более или менее прозрачный рынок. Из них 15-16% занимают официальные дилеры и еще около 5% — крупные игроки на вторичном рынке вроде Fresh Auto и «Автосети.РФ». Еще 50% приходится на сделки c2c (от частного продавца к частному покупателю без посредников — прим. Forbes) и 30% остается в той самой серой зоне — это перекупы, которые скручивают пробег, не платят налоги, не несут ответственности по закону о защите прав потребителей и так далее», — объясняет Мосеев.

О конкурентах в далеких Москве и Башкирии Абдулнасыров не знал и действовал по интуиции. Денег на то, чтобы самому закупить подержанные машины на продажу  не было, и Руслан попросил своих друзей дать ему свои авто на время — в качестве экспонатов. «Я арендовал на наземном паркинге между торговыми центрами десять мест, попросил друзей пригнать туда машины, повесил на них ценники — якобы продаю.  Мне нужно было доказательство, что у нас все серьезно», — с улыбкой вспоминает предприниматель. Параллельно он прошерстил объявления в местных газетах о покупке и продаже б/у-машин и стал предлагать свои услуги посредника. Взамен за небольшую комиссию предлагал «оформить все по-белому» и гарантировал безопасность сделки обеим сторонам.

 
«Я попросил друзей пригнать ко мне машины, повесил на них ценники — якобы продаю.  Мне нужно было доказательство, что у нас все серьезно»

Чтобы оформлять сделки по букве закона, пришлось изобретать специфический документооборот. С этим помог нанятый юрист. Работали по договору комиссии — предприниматель брал автомобиль на реализацию и отдавал владельцу деньги после продажи, оставляя себе 10-15% от суммы сделки в виде комиссии. «Мы сидели с юристом и разбирали по понятиям, что такое комиссионер, кто такой комитент, что такое услуга. Потом наши договоры даже начали гулять по городу», — говорит бизнесмен.

Черная полоса

Казанцы постепенно привыкали продавать машины цивилизованно: Руслан закрыл автосервис на овощебазе, и сосредоточился на продажах машин. К концу первого года работы продавалось по 30-50 автомобилей в месяц, а спустя три года продажи выросли до 200 авто в месяц.  К 2008 году компания разрослась с 10 парковочных мест до 200, а штат сотрудников насчитывал 50 человек. На волне успеха бизнесмен даже решил выкупить паркинг, где располагался его шоу-рум. Имиджевая покупка обошлась почти в 60 млн рублей — 18 из них он вложил из собственной прибыли и еще 40 взял в банке под 13% годовых. «Я чувствовал себя очень крутым предпринимателем, у меня был новый Mercedes ML с большими дисками», — с упоением вспоминает Абдулнасыров.

DR

В 2008 году грянул финансовый кризис — «жирные нулевые» закончились, а вместе с ними закончилась белая полоса для казанского автобизнеса. Продажи в «Апельсине» упали «практически до нуля», компания оказалась на грани банкротства — предприниматель не мог платить зарплаты сотрудникам и взносы по кредиту. Руслан подал на банкротство. «Если бы это сделал банк, то он мог бы поставить своего арбитражного управляющего, и нам бы вообще ничего не оставили», — поясняет он свое решение.

 

По данным «Спарк-Интерфакс», в 2009 году принадлежащие Абдулнасырову компании ООО «Апельсин-авто» и ООО «Апельсин-авто-Казань» действительно были признаны банкротами и впоследствии ликвидированы. Банк-кредитор забрал паркинг, а также квартиру и машину, которые были в залоге по кредиту.

«Я чувствовал себя очень крутым предпринимателем: у меня был новый Mercedes ML с большими дисками»

«Банкротство юридического лица не накладывает на его участников и руководителя каких-либо ограничений по дальнейшему осуществлению ими предпринимательской деятельности. Такие лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по долгам компании-банкрота, если банкротство наступило по вине этих лиц, что и произошло с Абдулнасыровым», — говорит управляющий партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Валерий Зинченко. Понимая это, Руслан решил не опускать руки и перезапустить бизнес.

Новый собственник паркинга позволил предпринимателю остаться там в роли арендатора. Абдулнасыров решил начать с чистого листа и принялся регистрировать новые юрлица — на этот раз не на себя, а на родственников: «Я все-таки думаю о своей личной безопасности. На меня можно оказывать давление по-разному. Поэтому в целях безопасности у меня оформлено все на маму, на брата», — рассказывает он.

Еще несколько лет рынок подержанных автомобилей не мог оправиться от кризиса. Чтобы как-то зарабатывать, Абдулнасыров открыл комиссионный магазин, который не требовал большого оборотного капитала. «На этом же паркинге я отгородил ещё территорию и запустил комиссионку по продаже крупногабаритных вещей: холодильников, стиральных машин, диванов, стенок», — рассказывает Руслан. Нехитрое предприятие быстро вышло в прибыль и позволило начать копить на возрождение автобизнеса.

 

Машина в облаке

К 2011 году вторичный рынок автомобилей, по словам Абдулнасырова, снова «начал гудеть». Бизнесмен стал использовать паркинг по назначению и снова запустил продажу б/у авто под все той же вывеской — «Апельсин». Постепенно компания вышла на докризисный оборот в 200 проданных автомобилей в месяц. Помогли и государственные субсидии: в 2010 году была введена программа утилизации старых авто — государство давало возможность владельцам старых автомобилей сдать их на утилизацию и взамен получить скидку до 50 000 рублей на покупку новой машины.

В 2014 году Руслан начал задумываться о масштабировании бизнеса. Решил сделать упор на IT-составляющую: на это его вдохновил пришедший в Россию в 2013 году Uber. «Чем точнее оценить стоимость машины, тем проще будет ее потом продать. Поэтому я решил автоматизировать именно эту, самую важную процедуру», — поясняет бизнесмен. Такой подход позволял еще и исключить из процесса коррупцию — по его словам, раньше сотрудник, который выкупал у владельца авто, сам назначал цену и мог закрыть глаза на недостатки в обмен на взятку. Из-за этого машины часто застревали в салоне, и компания терпела незапланированные издержки. Предприниматель решил ввести личную ответственность за каждую закупку — чтобы было видно, кто и когда осматривал автомобиль.

Абдулнасыров зарегистрировал домен «Автосеть.РФ» (доменное имя купил за 50 000 рублей) и стал развивать новый одноименный бренд. Первая версия web-платформы представляла собой усеченный вариант листа осмотра, переведенный в «цифру». В нем фиксировалось состояние двигателей, тормозов, внешнего вида машины. Ноу-хау заключалось в том, что закупщик при осмотре автомобиля отмечал все изъяны, эта информация автоматически загружалась на сайт, и покупатель мог ознакомиться с ней в режиме онлайн. На написание этого пилота потребовалось около 500 000 рублей. «Я хотел, чтобы человек в любой точке России мог купить или заказать для себя автомобиль из любой другой точки страны — и быть уверенным, что качество исполнения будет именно такое, как описано на сайте», — объясняет свою идею Абдулнасыров.

 

За первые три года с запуска платформы, пока шла ее активная разработка, Абдулнасыров потратил на услуги программистов около $1 млн. Сейчас с помощью созданной ими программы покупатель получает возможность узнать детальную информацию о машине. По каждому автомобилю вводятся в систему сотни параметров: состояние двигателя, руля, тормозов, ходовой части, внешний вид, комплект документов, кредитная история. Эту информацию проверяет специалист, принимающий машину, и фиксирует недочеты в онлайн-листе осмотра.

Сеть бывших в употреблении

Чтобы окупить вложения в автоматизацию, предприниматель решил начать продавать франшизу. К этой идее Руслана подтолкнул его друг, попросивший помочь ему с открытием салона по продаже авто с пробегом. Друг заплатил «достаточно серьезную сумму», а Руслан отстроил все бизнес-процессы, начиная от осмотра, заканчивая продажей автомобиля, и понял, что эти знания можно монетизировать.

Первую франшизу продали дилеру автомобилей «Лада» из Набережных Челнов в 2015 году. Тогда ее стоимость составляла 800 000 рублей. Первый франчайзи Айдар Шамсетдинов на вопрос Forbes о том, доволен ли он своим решением присоединиться к сети, ответил: «Ничего хорошего», хотя признал, что продолжает по ней работать. «Так уж вышло», — пояснил Шамсетдинов.

Потенциальных партнеров сотрудники «Автосети» привлекали, объезжая небольшие дилерские центры с презентацией и рассказывая о системе. В партнеры, по словам Абдулнасырова, брали только людей, у которых уже был опыт в автобизнесе.

 

Сейчас основным преимуществом франшизы является web-платформа, которая помогает быстро и объективно осматривать и оценивать автомобиль, уверен Абдулнасыров. По его словам, программа по ценообразованию «Автосети.РФ» работает на основе искусственного интеллекта: система собирает данные о стоимости того или иного автомобиля с досок объявлений, агрегирует эти данные и добавляет в собственную базу. «Это одна большая умная машина, которая анализирует данные автомобиля и дает прогноз, за какой срок и по какой цене можно продать машину. Например, с наценкой 12%  автомобиль уйдет в течение 43 дней, с наценкой 8% — за 35 дней, стоимость финансирования по сделке у вас будет такая-то, предпродажная подготовка составит 3 600 рублей, на маркетинг вы потратите 1700 рублей». То есть, она дает нам  четкое понимание прибыли по каждой конкретной сделке», — уверяет бизнесмен. По его словам, собственник бизнеса при покупке франшизы делегирует головной компании всю оценку автомобиля: такая схема исключает коррупцию.

Впрочем, опрошенные Forbes игроки рынка сомневаются в уникальности технологии. «Для Москвы это не новость. Онлайн-торги, онлайн-аукцион, выкуп, оценка автомобиля с использованием аналитических программ есть у всех ключевых игроков», — говорит директор по продажам «Авилон. Автомобили с пробегом» Антон Демкин. Его поддерживает и основатель сети Fresh Auto Денис Мигаль, который занимается продажей автомобилей с пробегом с 2002 года. По его словам, в России есть несколько поставщиков программного обеспечения, которые выполняют похожие функции. «Франчайзер должен давать не только IT-систему, но и обучать уникальным технологиям, давать обратную связь. Ничего этого я не вижу. Я не ощущаю того, чтобы дилеры «Автосети» чем-то отличались от каких-то других дилеров», — отмечает Мигаль. По словам Дениса Долматова из CarPrice, сила «Автосети.РФ» в другом: «Они структурировали осмотр — и это правильно. У многих компаний такой четкой системы до сих пор нет».

Взгляд франчайзи

С 2015 по 2019 год «Автосеть.РФ» открыла 8 собственных центров и подключила 15 франшизных точек. За это время размер паушального взноса вырос до 2,2 млн рублей, роялти составляет 190 000 рублей в месяц (франчайзи, подключившиеся на старте, платят по 150 000 рублей). В прошлом году выручка «Автосети.РФ» без учета франчайзинговых точек, по словам Абдулнасырова, составила 5,4 млрд рублей, из которых 230 млн — чистая прибыль. Данные «Спарк-Интерфакс» подтверждают эту информацию: оборот четырех основных юрлиц сети (ООО «Апельсин-Авто», ООО «Армада», ООО «Армада-Авто» и ООО «Спектр») превышает 3 млрд рублей, остальные 2 млрд рублей распределены еще по почти трем десяткам компаний, зарегистрированных на родственников и друзей Абдулнасырова.

«Раньше везде действовала откатная система — когда закупщик может якобы не заметить недочет и получить за это на лапу от владельца продаваемой машины»

Основными покупателями франшизы оказались небольшие автодилеры в разных регионах страны. Например, Ильдус Нагаев из Стерлитамака (Башкирия) решил купить франшизу в 2016 году. «В то время рынок автомобилей с пробегом был серый, действовала откатная система — когда закупщик может якобы не заметить недочет и получить за это на лапу от владельца продаваемой машины, — рассказывает Нагаев. — Мы сами пробовали организовать направление автомобилей с пробегом, но получалось не очень удачно — было сложно оценить автомобиль. А в «Автосети» нам понравилось, что система предлагает прозрачную оценку. С этим партнерством мы сильно минимизировали ошибки». Впрочем, от «серых схем» не спасает ни франшиза, ни специальная web-платформа, считает один из игроков рынка «по ту сторону баррикад». «Никакая IT-система не спасет от серых схем. Самые «сладкие» машинки урывают менеджеры таких автосалонов: когда приходит владелец авто, менеджер часто отводит человека в сторону и говорит: «слушай, у тебя тут машину заберут за шапку сухарей. Продай ее лучше мне на 10 тысяч дороже». Человек соглашается, а менеджер потом выставляет ее на «Авито» или «Авто.ру» и зарабатывает свои 10% в обход системы», — рассказал Forbes частный перекупщик подержанных автомобилей, пожелавший остаться анонимным.

 

Сейчас в автосалоне Нагаева почти половина продаж приходится на автомобили с пробегом, всего в месяц он продает около 130 авто. Средний чек на б/у автомобили — 360 000 рублей, наценка дилера составляет около 12%. По подсчетам предпринимателя, он вернул стоимость франшизы в виде прибыли за полтора года.

Дмитрий Еременко из Челябинска, который присоединился к «Автосети» в конце прошлого года, надеется окупить инвестиции за год. Стартовые вложения составили 2,5 млн рублей, выручка за десять месяцев работы — порядка 140 млн рублей, подсчитал Еременко. Выйти в операционный плюс предпринимателю еще не удалось, но он планирует сделать это до конца текущего года. «Причина больше на нашей стороне. Нужно адаптировать технологии, которые используют в Казани, и повысить эффективность работы», — считает франчайзи.

DR

Опрошенные Forbes франчайзи говорят, что в среднем продают по 70-300 автомобилей в месяц. «Франшизу «Автосети» покупают небольшие компании, которые видят, что рынок развивается, потребитель меняется, и продавать автомобили без помощи технологий уже невозможно», — говорит президент РОАД Олег Мосеев. По его словам, «Автосеть.РФ» стала одной из первых компаний в России, которая начала продавать франшизу на рынке авто с пробегом. Обогнал казанского предпринимателя только уфимский Fresh Auto — проект начал предлагать аналогичную франшизу с 2009 года, но уже в 2011 году свернул инициативу из-за проблем с контролем качества. «Мы давали своему партнеру не только автоматизацию бизнес-процессов и подготовку кадров, но и трафик. Неблагонадежный партнер стал этот трафик перепродавать другим «серым» салонам. И те «серые» салоны отвечали, обманывали, вводили в заблуждение наших клиентов, называя себя тоже Fresh», — рассказывает Денис Мигаль. В связи с этим в 2011 году они отказались от развития франшизы.

 

На рынке с Грефом

Рынок подержанных автомобилей по-прежнему остается привлекательным и порождает новые форматы. Например, в 2014 году в России стартовал онлайн-аукцион подержанных авто CarPrice. Компанию основали Оскар Хартманн, Эдуард Гуринович, Александр Данилов и Артём Большаков. В отличие от «Автосети.РФ» сервис продает машины не от частника к частнику, а от владельца автосалону.  Данные об автомобиле загружаются на онлайн-платформу, на которой дилеры со всей страны торгуются за него в реальном времени. Выигрывает тот, кто предложил большую сумму. Если владелец согласен, он продаёт машину и получает деньги в офисе CarPrice. Сервис зарабатывает на комиссии с дилеров — от 2% до 10% от сделки. С начала запуска компания привлекла более $40 млн инвестиций. Сейчас через сервис ежемесячно продается 2 300 — 3 000 автомобилей со средним чеком 550 000 рублей.

«Франшизу «Автосети» покупают небольшие компании, которые видят, что потребитель меняется, и продавать автомобили без помощи технологий уже невозможно»

Гендиректор CarPrice Денис Долматов считает, что «Автосеть.РФ» — один из самых заметных игроков на рынке подержанных авто в регионах. «С Русланом мы хорошо знакомы, мне нравится его подход к повышению технологичности бизнес-процессов внутри компании, постоянному повышению эффективности различных операций», — отзывается о предпринимателе гендиректор CarPrice Денис Долматов.

На нишу б/у-автомобилей обратил внимание даже Сбербанк. На прошлой неделе банк объявил о своем намерении продавать автомобили онлайн по модели маркетплейса. У Сбербанка уже есть похожий сервис по продаже квартир «ДомКлик» и маркетплейс «Беру».

Такой интерес оправдан: по данным «Автостата», которые компания предоставила Forbes, в 2018 году в России было продано 5,3 млн автомобилей с пробегом, что на 2,3% больше, чем в 2017 году. Для сравнения, в прошлом году дилеры реализовали только 1,6 млн новых авто.

 

Конкуренции с Грефом Руслан Абдулнасыров не боится. «С приходом Сбербанка расположение игроков на рынке никак не изменится. Они приходят в онлайн, а не в офлайн, а это совершенно разные форматы продажи автомобилей, — считает предприниматель. — Сбербанк пытается решить собственные задачи — не захватить, а получить долю на растущем рынке автомобилей с пробегом, создавая агрегатор или маркетплейс».

Высшая лига. Какие дорогие франшизы позволяют получать прибыль до 10 млн рублей

Высшая лига. Какие дорогие франшизы позволяют получать прибыль до 10 млн рублей

Фотогалерея «Высшая лига. Какие дорогие франшизы позволяют получать прибыль до 10 млн рублей»
10 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+