К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как нижегородец зарабатывает миллионы на еде из промышленной конопли

Фото DR
Фото DR
Андрей Кузин успел попробовать себя в роли бармена, переводчика и даже дегустатора корма для собак, а к 30 годам нашел свою нишу — стал производить масло и протеин из семян технических сортов конопли. Сегодня бизнес приносит предпринимателю 2 млн рублей выручки в месяц

В материале речь идет исключительно о промышленных сортах конопли, содержащих не более 0,1% тетрагидроканнабинола (ТГК). Сорта технической конопли внесены в Государственный реестр селекционных достижений, разрешенных к использованию согласно Постановлению Правительства РФ от 20.07.2007 №460 (ред. от 30.10.2010) «Об установлении сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования в промышленных целях, требований к таким сортам и к условиям их культивирования».

«Мы, два тридцатилетних лба, раскладывали разбитые семечки в эмалированном тазике, держали фен на уровне уха и дули под определенным углом, а второй рукой подбрасывали эти семечки, чтобы скорлупка из них выдувалась», — описывает свой первый предпринимательский опыт Андрей Кузин. Его путь в коноплеводы оказался тернистым. Кузин родился в маленьком городе Кстово Нижегородской области, отучился на бухгалтера в ННГУ им. Лобачевского и уехал «искать себя» в Москву. В столице работал барменом и администратором в ресторане, потом устроился переводчиком технических текстов. «Но все это было не мое, мне это было неинтересно», — вспоминает предприниматель.

Back in USSR

Так и не покорив столицу, он вернулся домой, в Кстово. Там благодаря упорству («подкараулил директора, убедил, что я достоин этого места») устроился менеджером по продажам в нефтяную компанию, название которой не раскрывает. Но и эта работа расходилась с жизненными установками Кузина: «Я как-то продал другу топливо очень низкого качества. И сам об этом не знал. Потом все это вскрылось и мне было ужасно стыдно. Тогда я решил, что буду сам пробовать все, что продаю, чтобы краснеть больше не приходилось».

 

Этот принцип вскоре заставил предпринимателя пробовать на вкус корм для животных. Знакомый занимался дистрибуцией кормов канадского производителя Jina и предложил ему представлять компанию в Нижнем Новгороде. Кузин получал товар, искал покупателей среди местных питомников и зоомагазинов и развозил пачки с кормом на собственной машине. «У меня домашних животных не было, поэтому, чтобы рассказывать о вкусовых качествах и полезных свойствах, корм приходилось есть самому. Я и для кошек, и для собак — все перепробовал», — со смехом признается предприниматель. 

Через год Кузин решил завязать с этой работой и начал играть на бирже — покупал и продавал акции компаний средней руки. Деньги были легкие, но нестабильные, и Кузин задумался о собственном бизнесе. Найти нишу помогли курсы движения «Бизнес Молодости», на которые он попал в 2012 году. В Нижнем Новгороде набиралась группа, для которой организаторы устраивали телемост с московским офисом движения. «Чтобы попасть туда, пришлось даже занять у друзей 10 000 рублей, своих денег не было вообще», — рассказывает предприниматель.

 
DR
DR
«Чтобы рассказывать о вкусовых качествах и полезных свойствах, корм приходилось есть самому. Я и для кошек, и для собак — все перепробовал»

По мнению Кузина, инвестиции в бизнес-курсы себя оправдали: в процессе обучения к нему «пришло вдохновение»  он решил построить бизнес на промышленной конопле. Речь идет о технической культуре с минимальным содержанием психоактивных веществ (до 0,1% тетрагидроканнабинола  ТГК), уточняет Кузин. Из такой конопли производят продукты питания — муку, масло, протеин, а также прикорм для рыб, ткань, канаты и т.д. «Я сразу начал гуглить все про [промышленную] коноплю, узнал, что в прошлом веке Советский Союз был мировым лидером по выращиванию культуры — даже английский флот швартовался нашими конопляными канатами. И решил возродить былое величие нашей страны в этой сфере», — рассказывает Кузин. Его слова подтверждает и президент Агропромышленной ассоциации коноплеводов (АПАК) Александр Смирнов. В начале XX века промышленная конопля занимала около 1 млн га советских земель, но с 1961-го, когда началась борьба с наркотиками и СССР ратифицировал Конвенцию ООН «О наркотических средствах», культура оказалась под запретом, констатирует эксперт. «Среднерусская конопля содержит очень мало ТГК, но у нас любят рубить сплеча. Так наша промышленная конопля попала под горячую руку борьбы с наркотиками», — добавляет Смирнов. 

Почти полвека возведение культуры было под запретом, пока в 2007 году правительство не разрешило выращивать ненаркотическую коноплю в промышленных целях. С тех пор, по данным АПАК, посевная база увеличилась с нескольких десятков гектар до 8000 га. Для сравнения, в СССР промышленная конопля занимала площадь в 980 000 га.

Ручной режим

Вдохновленный Кузин бросил все дела и отправился на разведку — смотреть, как устроено производство продуктов из технической конопли. Для этого пришлось ехать в соседнюю Мордовию, где находился ближайший завод ООО «Мордовские пенькозаводы» (МПЗ). Предприниматель пообщался с людьми на производстве и поехал в столичный офис МПЗ: «Пробился к московским директорам, сказал, что я ничего не знаю [про промышленную коноплю и этот бизнес], но сделаю все, чтобы они на мне заработали». На предприятии согласились взять Кузина в дистрибьюторы.

 

Чтобы продажи шли веселее, тот запустил сайт «Конопель», на котором указал, что компания — крупный оптовый поставщик конопляных семян для промышленных целей. Название взял из толкового словаря Владимира Даля: так на Руси называли коноплю. «Все делал сам. У меня был только смартфон, компьютер и желание заработать», — уверяет он.

«Мы, два тридцатилетних лба, раскладывали разбитые семечки в эмалированном тазике и дули на них феном»

Первыми клиентами Кузина стали переработчики семян и владельцы частных домов, которые использовали дробленые стебли промышленной конопли в качестве утеплителя. Заказчиков предприниматель искал по объявлениям на Avito и агрофорумах. За свои услуги он получал 20% от продаж.

DR
DR

Спустя год агентской работы Кузин созрел до роли независимого переработчика «сырья». К тому времени у него появилось несколько постоянных клиентов — оптовых магазинов, которые покупали по 50-100 л конопляного масла в месяц. «Я прикинул, что, если мы будем делать масло сами, то аренду точно отобьем. Пригласил своего школьного товарища, говорю: «Давай покупать пресс, арендовать помещение, будем давить масло. А потом разберемся по ходу дела», — рассказывает предприниматель. Для старта потребовалось около 300 000 рублей — на ремонт и приобретение оборудования и первой партии «сырья». В 2015 году вместе с другом (его имя Кузин не называет, но данные СПАРК-Интерфакс свидетельствуют, что партнера зовут Виталий Кардашин) Кузин зарегистрировал компанию «ПК Конопель», доли в которой партнеры поделили пополам.

Рецепт настоящего конопляного масла он нашел в советской сельскохозяйственной энциклопедии, но первая партия товара все равно оказалась неудачной — масло было темно-зеленого цвета, слишком плотное, с горчинкой. Продавать его было нельзя. Пока шли поиски оптимальной технологии, Кузин решил поэкспериментировать с получением конопляного ядра. Партнеры кололи зерна в дробилке, но результат их не удовлетворил — было много брака. Тогда решили проявить фантазию: принесли из дома вентиляторы и фены, чтобы отделять воздухом ядра от скорлупы. За этим занятием они и проводили долгие часы, «пока руки не затекали», и за день вдвоем могли наколоть по 10 кг ядра.

Новый русский суперфуд

Результат своих трудов Кузин решил предлагать как экзотический продукт местным экомагазинам, студиям йоги и кафе здорового питания. «[Техническая] конопля — это новый русский суперфуд. Ну как новый, хорошо забытый старый, — объясняет предприниматель. — Но Нижний [Новгород] нас отверг — здесь тогда ее вообще никто не производил».

 

С несколькими точками предпринимателю все же удалось договориться, но работать приходилось с отсрочкой платежа: «Никто не верил в продукт, брали только под реализацию». Постепенно выручка от продажи ядер достигла 150 000 рублей в месяц — этого хватало, чтобы купить сырье и оплатить 20 000 рублей аренды помещений. «Прибыли не было. То мама подаст, то папа, то друзья накормят», — вспоминает предприниматель. Через полгода работы впроголодь партнер Кузина Виталий Кардашин вышел из бизнеса. На запрос Forbes он не ответил.

Место Кардашина занял инвестор, с которым Кузина познакомил владелец помещения, где тот сушил промышленную коноплю феном. Его имя и сферу деятельности предприниматель не раскрывает, но по данным «СПАРК-Интерфакс» новым партнером, получившим 40% компании в 2016 году, стал Михаил Кокоткин. На полученный миллион рублей Кузин обновил маслопресс, закупил сырья, разработал дизайн упаковки, нанял двоих рабочих, бухгалтера и менеджера по продажам.

Новое оборудование позволяло делать масло более высокого качества, и предприниматель стал поставлять его своим клиентам, которые уже закупали ядра. Затем очередь дошла до монетизации отходов производства — скорлупы. Кузин случайно наткнулся в интернете на информацию о том, что техническую коноплю часто используют для прикормки рыбы — та чувствует специфический запах и хорошо клюет. Предприниматель предложил продукт местным рыбакам, которые начали охотно закупать лузгу (скорлупу от семян) по 100 рублей за 1 кг.

Кузин нашел применение еще одному отходу производства — жмыху, который остается после отжима масла из ядер конопли. «Его перемалывают, получается пудрообразная консистенция — протеин. Конопляный белок содержит все незаменимые аминокислоты и омега-3 — все вегетарианцы и спортсмены его расхватывают», — рассказывает предприниматель. В его розничном магазине стоимость 1 кг протеина составляет 2190 рублей. Звездный час протеина настал неожиданно спустя полгода после запуска продукта, после того, как телеведущая Ирена Понарошку показала в в своем аккаунте Instagram баночку «Коноплина». «Продажи взлетели, в Instagram на нас сразу подписалось несколько десятков человек», — говорит Андрей.

 

В конце 2017 года Кузин познакомился с еще одним будущим партнером, имя которого тот не раскрывает. По его словам, инвестор сам вышел на проект, когда искал «экологический стартап для вложений». Новый партнер вложил еще 4,5 млн рублей за 40% в юрлицах  «Конопель» и «ПК Конопель». По данным «СПАРК-Интерфакс», новым совладельцем стал Алексей Полещук — сейчас, согласно «СПАРК-Интерфакс», член совета директоров АО «Оборонэнерго». На полученные деньги компания переехала в новое помещение площадью 300 кв. м, сделала там ремонт и докупила оборудование — европейские станки по отжиму масла. Это позволило увеличить производительность в несколько раз — до 8 т продукции в месяц. Отвечать на вопросы Forbes Полещук отказался. «Мы не хотим афишировать его участие в проекте», — передала помощница предпринимателя Ольга Туликова. 

Травяной мир

Ниша продуктов питания из промышленной конопли в России не развита, считает сооснователь челябинской компании «Коноплектика» Дмитрий Ильков (производит масло, макароны, клетчатку, мыло из технической конопли и т.д.). «Можно сказать, что рынка нет. Только в последнее время начали появляться компании, которые занимаются переработкой промышленной конопли. Не просто давят масло и производят муку, а реально выводят на рынок принципиально новые виды продуктов питания», — говорит Ильков.

DR
DR

Развитию индустрии мешают сразу несколько факторов — несовершенство законов, запрет производить БАДы из промышленной конопли и невозможность рекламировать продукцию в социальных сетях, поясняет он: «Многие не осведомлены о том, что техническая конопля и ее переработка легальны. И поэтому боятся связываться с подобной продукцией. Например, Facebook и Instagram не пропускают нашу рекламу на платной основе, ссылаясь на пропаганду наркотиков». Предприниматель сетует и на неграмотность региональных чиновников. «Я не говорю про всех, но такие есть. Даже в Министерстве сельского хозяйства встречаются люди, которые не знают, что техническую коноплю можно сеять», — вздыхает Ильков.

«Кожа человека очень хорошо воспринимает ткань из конопли, она крепкая, гигиеничная. Все артисты Голливуда носят белье из нее»

Кузин признает, что рынок в зачаточном состоянии, но считает это скорее плюсом для себя. В 2019 году он начал выращивать промышленную коноплю самостоятельно уже договорился со знакомыми, которые занимаются выращиванием злаков, и засадил культурой несколько десятков гектар. «То сырье, которое сейчас есть на рынке, не соответствует моим производственным требованиям — где-то семечка слишком маленькая, где-то много пыли. Поэтому буду заниматься сам, делать органическую промышленную коноплю, без обработки пестицидами», — рассказывает предприниматель. Первый урожай он планирует собрать грядущей осенью.

 

Сейчас «Конопель» сотрудничает с сетями «Город-Сад», «Зелёная Улица», «Джаганнат», эко-магазинами, нижегородскими и столичными йога-студиями и «зелеными» кафеВ отдельное направление выделен опт:  около тонны ядра, 300 литров масла, 500 кг протеина Кузин поставляет другим, более мелким переработчикам технической конопли. По итогам последнего года выручка «Конопели» увеличилась вдвое — до 1,5-2 млн рублей в месяц, в виде чистой прибыли предпринимателю остается порядка 200 000 рублей, по оценкам Forbes. 

«Мы захватим мир с технической коноплей, — воодушевлен предприниматель. — Я хочу, чтобы деревья оставались в лесу, а бумага, салфетки и все, ради чего сейчас вырубается дерево, было из промышленной конопли». Надежды не беспочвенны, считает Александр Смирнов из АПАК: «Техническая конопля начинает давать маржу, а если ребята увидели деньжата, то, конечно, сфера будет развиваться. Перспективно целлюлозное направление: кожа человека очень хорошо воспринимает ткань из этой культуры, она крепкая, гигиеничная». Большое будущее ждет и медицинское направление — содержащиеся в промышленной конопле вещества помогают бороться с болезнью альцгеймера и деменцией, заключает эксперт.

10 самых перспективных российских предпринимателей моложе 30 лет

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+