К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Плохой инвестор: зачем частники покупают акции на российских IPO

Фото Adam Nowakowski / Unsplash
Фото Adam Nowakowski / Unsplash
Розничные инвесторы, участвующие в новых IPO, покупают акции в надежде заработать на спекуляции, тут же перепродав их, пишет ЦБ в своем обзоре финансовых рынков. Проанализировав поведение частных инвесторов при первичных размещениях акций российских компаний, ЦБ жалуется, что многие из них не понимают сути IPO

Непонятое IPO

Начавшаяся в 2023 году волна первичных размещений акций на Мосбирже продолжается и в этом году. За пять месяцев 2024 года на рынок вышли шесть компаний, в этих IPO активно участвовали частные инвесторы. Если в прошлом году доля розничных инвесторов в первичных размещениях составляла 73%, то в этом она снизилась до 55%, говорится в майском обзоре рисков финансовых рынков Банка России. Причем эта доля высока в небольших по объему размещениях, с небольшим числом участников, указывает регулятор. 

Основная часть покупателей акций на IPO — мелкие инвесторы. «Существенную часть вложений (30–60%) осуществляли граждане, которые купили акций на сумму до 500 000 рублей. Крупные розничные инвесторы также участвовали в покупках акций при размещениях, однако доля их покупок была намного ниже», — говорится в обзоре.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

ЦБ пишет, что мелкие инвесторы могут не располагать достаточной экспертизой, что потенциально может приводить к искажениям в ценообразовании. А крупные инвесторы участвуют лишь в части первичных размещений, констатирует регулятор. 

 

Значительная часть инвесторов после IPO быстро продает бумаги и больше не покупает их. Также ЦБ отмечает, что в 2024-м несколько снизилась доходность первичных размещений по сравнению с прошлым годом из-за более неблагоприятной ситуации на рынке. И в размещениях, где доминировали частные инвесторы, эта доходность была ниже, чем в IPO, где были активны крупные институциональные инвесторы. 

Банк России также пишет о том, что большинство инвесторов принимают участие как минимум в трех размещениях. При этом анализ жалоб от розничных инвесторов показывает, что часто даже квалифицированные инвесторы не до конца понимают механику проведения IPO.  

 

Отложенный спрос

Прошлогодний интерес к IPO начался после затишья 2022-го, когда из-за начала «спецоперации»* рынок обвалился. В итоге в 2022 году на биржу вышла только одна компания — сервис аренды самокатов Whooch. В 2023 году сработал «отложенный спрос» на IPO, говорит аналитик инвестиционного банка Aspring Capital Степан Горбунов. 

После ухода из России иностранных институциональных инвесторов и роста доли розничных IPO стало рассматриваться частными инвесторами как возможность быстро заработать, говорит управляющий директор департамента работы с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров. 

«Если первые IPO в 2023 еще проходили во многом по старым правилам игры и эмитенты пытались угодить ключевым институциональным инвесторам по оценке, то затем организаторы размещений поняли, что розничные инвесторы готовы участвовать почти в любых IPO», — говорит Асатуров. 

 

При этом компании далеко не всегда беспокоятся о том, что спрос со стороны розничных инвесторов зачастую спекулятивный. Их задача привлечь капитал и разместиться по высоким ценам на первичном рынке, а динамика на вторичном рынке не всегда в приоритете, добавляет Асатуров. Розничные инвесторы в долгу не остаются и участвуют в размещениях, исходя из короткого горизонта планирования, добавляет он. 

По оценкам инвестиционного стратега брокера «ВТБ Мои инвестиции» Станислава Клещева, в течение первой недели после IPO акции продают до 30% инвесторов. «Во-первых, спекулятивная покупка в расчете на рост цены в первый день торгов является одной из стандартных стратегий поведения на рынке. Во-вторых, многие IPO характерны высоким уровнем спроса и многократной переподпиской. Если розничные инвесторы не получают достаточного количества акций, часть из них предпочитает продать их в первый день торгов», — говорит он. 

Отсутствие разнообразия стратегий частных инвесторов также отмечает ЦБ. 

«Бери и беги»

Стратегии частных инвесторов, участвующий в IPO, зачастую сводятся исключительно к спекулятивной составляющей, говорит Степан Горбунов из Aspring Capital. Такое поведение зачастую приводит к серьезным колебаниям котировок эмитента в первые дни после выхода на биржу, добавляет он. 

Частные инвесторы участвуют в размещении, рассчитывая закрыть позицию в максимально короткие сроки с выгодой для себя, говорит управляющий директор по рынкам акционерного капитала ФГ «Финам» Леонид Павликов. При этом часто такие инвесторы не анализируют бизнес компании, в размещении акций которой они планируют принять участие. Они следят за новостной повесткой, у них складываются завышенные ожидания того, как будет расти цена акций после IPO. Кроме того, частные инвесторы зачастую игнорируют риски фондового рынка, констатирует Павликов.    

 

В целом стратегии частных инвесторов просты, как три копейки, поясняет инвестиционный стратег «Алор Брокера» Павел Веревкин. 

По его словам, инвесторы могут подавать заявки на участие в IPO на максимальные суммы и использовать при этом заемные средства брокера, то есть «плечо». После этого они надеются, что, благодаря неоднократной переподписке книги заявок и другим спекулянтам, акции после размещения вырастут на 10-20%. Если акции на старте торгов взлетают — нужно забирать прибыль, пока есть возможность. «А если размещение проходит по нижней границе установленного ценового коридора, надо срочно бежать из акций и обвинять Московскую биржу во всех сметных грехах», — говорит Веревкин. Он уточняет, что такой паттерн поведения сформировался после того, как в 2023 году у частников удачно срабатывала стратегия «бери и беги». 

Что дальше

С момента начала новой волны IPO ситуация на фондовом рынке изменилась. Все начиналось на растущем в 2023 году рынке, когда на размещении акций можно было легко заработать, говорит Павел Веревкин. С тех пор выросла ключевая ставка ЦБ, а долговой рынок стал предлагать более высокие доходности и меньший риск. 

Размещения 2024 года выглядят более «блеклыми» с точки зрения доходности, отмечает он. «Многие из таких инвесторов с радостью готовы и дальше зарабатывать, но к убыткам на рынке не готовы», — говорит Веревкин. 

 

По оценкам Леонида Павликова из «Финама», в 2024 году рост капитализации компаний, вышедших на биржу, замедлился. В 2023 году он превышал 50%, в 2024 году составляет около 8%. «Компании, которые вышли на биржу раньше, застали более динамичный и продолжительный рост всего рынка», — говорит он. 

Сниженная доходность IPO привела к тому, что спрос розничных инвесторов на новые размещения угас, говорит Константин Асатуров из «Системы Капитал». «Появляется надежда, что следующие размещения будут больше соответствовать классической рыночной практике и привлекать именно долгосрочно настроенных игроков», — резюмирует он. 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+