«Мы увидели несколько успешных историй на рынке акционерного капитала. После затишья наблюдается небывалый ажиотаж», — обозначил актуальность темы модератор Александр Студенский, руководитель управления рынков акционерного капитала «СОЛИД Брокер».
Участники дискуссии поделились наблюдениями о том, что происходит на рынке и каковы теперь правила игры, как завершились размещения 2023 года. Антон Гольцман, IR-директор инвестиционного холдинга SFI, выступавшего одним из партнеров конференции, отметил, что разговор об инвестициях 2023–2024 годов невозможен без обсуждения темы первичных размещений. «Для нашей бизнес-модели инвестиционного холдинга вывод принадлежащих нам непубличных компаний на биржу является одним из основных способов монетизации активов, создания дополнительной стоимости для наших акционеров. Также у нас есть пакет квазиказначейских акций, часть которого теоретически может быть предложена рынку в рамках SPO. Поэтому мы очень внимательно смотрели на рынок размещений 2023 года и, безусловно, видим возрождение интереса розничных и институциональных инвесторов к размещениям», — говорит Антон Гольцман.
Какие компании востребованы инвесторами
Директор дирекции по стратегии и работе с инвесторами ТМК Игорь Барышников отмечает, что компании, которые становятся публичными, условно можно разделить на две группы: компании роста и компании стоимости (по-английски value). ТМК, которая публичной стала еще в 2006 году, а в сентябре 2023 года успешно провела SPO, в большей степени относится ко второй группе. «ТМК в течение последних трех лет платила дивиденды по два раза в год, что стало одним из факторов привлекательности компании для инвесторов в рамках проведения сделки SPO. В то же время сейчас на рынок акционерного капитала выходит достаточно большое количество новых активно растущих компаний, которые также интересны инвесторам. Они покупают некое будущее, когда показатели будут выше, чем сегодня. Приятно наблюдать бум IPO среди молодых компаний малой и средней капитализации», — говорит Игорь Барышников.
Владислав Цыплаков, управляющий директор управления по работе на рынках акционерного капитала Совкомбанка, поделился анализом успешных кейсов, с точки зрения банкиров, — какие истории компании предлагали инвесторам. Новая тема — бенефициары импортозамещения, прежде всего IT-компании (Positive Technologies, Группа «Астра»), отечественные бренды (Henderson). Остальные темы были более универсальные. «Хорошо продавались истории, где компания позиционировала себя как лидер своего рынка: например, «Евротранс» в электродвижении. Мы все видели размещение компаний-инноваторов. Еще одна тема — компании, готовые к прыжку. Пример — ЮГК, которая позиционировалась как компания, которая прошла цикл капитальных затрат и готова к тому, чтобы показать кратный рост в финансовых показателях», — делится наблюдениями Владислав Цыплаков и прогнозирует, что истории про импортозамещение, лидерство и инновации будут актуальны для инвесторов и в 2024 году.
Какие параметры важны инвесторам сегодня
Константин Гедымин, директор по связям с инвесторами Henderson, подробнее рассказал о кейсе своей компании. Во-первых, сложно было подобрать аналоги. Все предлагали сравнивать с Fix Price — тоже non-food-ретейл, но сегменты очень разные. Henderson пошел по классической модели: шесть банков-организаторов подготовили свои отчеты об оценке бизнеса, на рынок компания вышла по консенсус-оценке. Готовясь к IPO, компания рассчитывала на институциональных инвесторов, но к моменту выхода конъюнктура сильно изменилась. 80% рынка новых IPO сегодня ― частные инвесторы. «Они создают максимальную волатильность, на них трудно влиять с помощью фундаментальных показателей компаний. И несмотря на то, что мы разместили фактически предполагаемую чистую прибыль следующего, 2024 года, инвесторы уже после того, как нас купили, посчитали, что купили слишком дорого», — рассказывает Константин Гедымин.
Он уверен, что ситуация поменяется. Компания не относит себя ни к дивидендным бумагам, ни к сильно растущим: есть и дивиденды, и рост на 30% за год. «И теперь точно знаем, на какие средства мы будем развиваться в ближайшие несколько лет. После IPO показатели долга компании отрицательные», — констатирует Константин Гедымин.
В июле 2023 года состоялось прямое публичное размещение (DPO) онлайн-сервиса автозаймов CarMoney. Антон Зиновьев, основатель CarMoney, генеральный директор СТГ, признается, что на предпринимательский взгляд все просто: инвестору надо понимать бизнес, емкость рынка, есть ли куда расти, есть ли у компании ресурсы для роста. «Сегодня достаточно важно понимать, умеет ли компания быстро меняться, перестраиваться, ловить момент», — добавляет Антон Зиновьев. В размещении CarMoney это умение как раз инвесторы оценили. На протяжении семи лет сервис через раунды привлекал инвестиции частных лиц, но в 2022 году того типа инвесторов не стало. И компания решила пойти по стопам Positive Technologies — провести прямой листинг. Обычно это выход в кеш, но CarMoney нужен был капитал, поскольку есть нормативы от ЦБ, регулирование достаточно жесткое. «Наша задача была ― привлечь ресурсы, чтобы расти. Потенциальная емкость рынка автозалогов достаточно велика: мы сейчас освоили лишь небольшую часть, и есть возможности продолжать осваивать незанятый рынок. И этой логикой должны бы по-хорошему руководствоваться инвесторы в наши акции. Но специфика российского фондового рынка в том, что часть инвесторов, в основном физических лиц, надеется на рост в очень краткосрочной перспективе. Между тем такие компании, как CarMoney, — это компании роста, где лучше работают долгосрочные инвест-стратегии», — объясняет предприниматель. Он уверен, что осознанная инвестиция в акции той или иной компании должна иметь более долгий горизонт.
Владислав Цыплаков согласен, что важно принимать осознанные решения. «Если я действую как инвестор, то я мыслю как предприниматель: про перспективу, потенциал роста рынка, эффективность бизнес-модели, рентабельность. Институциональные инвесторы так и делают. Но необязательно быть инвестором в каждой сделке, где-то можно сыграть как трейдер, рискнуть. Такой образ мыслей тоже возможен», — добавляет он. Но напоминает, что надо понимать, читая объявление об очередном IPO, что вам про него не рассказывают, а его вам продают: надо все с определенной долей скепсиса воспринимать, делать собственные выводы.
Константин Гедымин отмечает, что из-за большого количества физлиц, доверяющих больше мнению блогера, чем цифрам, динамика стоимости часто похожа на игру: «На фундаментальные новости рынок может реагировать хуже, чем на какой-то хайп, мало относящийся к финансовому положению компании». Управление стоимостью акций меняется, нужно выдавать какие-то новости постоянно, чтобы про тебя не забывали, — это отражается на объеме торгов, пропадает ликвидность. «Эта работа стала совсем другой, ориентированной в большей своей части на розничных инвесторов», — замечает он.
Игорь Барышников поделился опытом по сделке SPO. В отличие от IPO уже есть цена. Так что инвесторов интересуют финансовые показатели, их динамика как минимум за три года, выплаты дивидендов, насколько стабилен денежный поток, какие долги, рентабельность, соотношение долга к EBITDA. Для компаний роста нужно будет посчитать рост выручки. И, конечно, важно понять, какая будет вторичная ликвидность.
Потенциал рынка IPO
Антон Гольцман поделился мнением участников финансового рынка, в том числе представителей корпоративно-инвестиционных банков: не реализованный спрос на IPO-истории только на первое полугодие 2024 года консервативно оценивается сейчас в 60–70 млрд рублей. «Если учитывать средний чек прошедших размещений, то в ближайшем будущем текущего спроса может хватить минимум на 10 размещений достаточно крупных компаний с неплохим free-float», — говорит Антон Гольцман. И добавляет, что важно и эмитентам, и регуляторам, и бирже как инфраструктурному игроку сосредоточиться на дальнейшем повышении культуры инвестирования. Эксперт напоминает об иранской модели фондового рынка, где биржа, с одной стороны, стала одним из самых распространенных инструментов для инвесторов, по сути, аналогом депозита, а с другой — возможностью для бизнеса привлекать средства на развитие более выгодно, чем в банках.
Антон Зиновьев напоминает, что депозиты не могут быть такими дорогими и ключевая ставка не может быть высокой долго. Еще один фактор, который будет влиять на рынок размещений не меньше, чем конкуренция с депозитами, — своеобразная демографическая яма у проектов: венчура не было, многие не выжили на ранней стадии, потому что никто не инвестировал. Но это та самая стадия, без которой следующая невозможна. «Хорошо, что рынок IPO стал развиваться, это подтянет все стадии инвестиционного пути — у ранних инвесторов появляется опция выхода», — констатирует он.
Владислав Цыплаков отмечает большой запрос со стороны эмитентов. Но качественных потенциальных эмитентов из интересантов не так много. «На рынке точно существует несколько десятков компаний, они у всех на слуху, которые почти готовы к сделкам IPO. В том числе крупные. Но некоторые из них завязли в теме деофшоризации и будут, наверное, выходить попозже. Работы хватает на несколько лет вперед точно и у банкиров, и у эмитентов», — рисует перспективы эксперт.
Константин Гедымин тоже уверен, что история роста и хайпа будет продолжаться. И способствует этому в том числе упрощение самого выхода на IPO как по процедуре, так и за счет технологий.