Тени прошлых IPO: как в России пытается восстановиться рынок первичных размещений
Планы
Разместить акции на Мосбирже до конца года могут пять компаний: разработчик программного обеспечения ГК «Астра», оператор сети АЗС «Трасса» «Евротранс», калужский ликероводочный завод «Кристалл», сеть универмагов мужской одежды Henderson и «Мосгорломбард».
«Астра» проведет размещение в октябре, «Евротранс» — в ноябре, по остальным IPO точных дат пока нет. Также на прошлой неделе «Совкомбанк» объявил о планах рассмотреть вопрос листинга акций, а источники РБК сообщили, что кредитная организация, долго планировавшая выход на биржу, может это сделать зимой.
С начала года на бирже провели размещения две небольшие компании — Genetico, которая работает в области медицинской генетики и генетических исследований, и микрофинансовая компания CarMoney, выдающая займы под залог автомобилей.
Таким образом, число первичных размещений в этом году может приблизиться к показателям 2020-2021 годов, когда на биржу вышло в общей сложности 19 компаний.
В прошлом году на фоне «спецоперации»* на Украине, санкций и неопределенности в экономике на рынок вышла всего одна компания — оператор проката самокатов Whoosh. В этом году неопределенность остается, однако активность эмитентов заметно выросла. Почему так произошло?
Причины
Российский фондовый рынок продолжает быть рынком частных инвесторов, сейчас на их долю приходится более 80% объема торгов акциями. Прошлые большие размещения проходили на бирже при участии институциональных инвесторов и иностранных игроков. Сейчас иностранных инвесторов нет, а число российских компаний-инвесторов невелико.
«Главное отличие текущей ситуации на рынке от той, к которой мы привыкли в предыдущие годы, — это активность частных инвесторов на фоне отсутствия нерезидентов и крайне незначительного участия российских управляющих активами», — констатирует руководитель блока «Корпоративно-инвестиционный бизнес» инвестбанка «Синара» Алексей Куприянов.
Сейчас российский рынок для эмитентов стал фактически единственным источником привлечения капитала, учитывая отсутствие нерезидентов, добавляет инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.
На оптимизме частных инвесторов и слабом рубле главный индикатор рынка акций — индекс Мосбиржи — с начала года вырос более чем на 50%. Бумаги, которые после начала «спецоперации» резко подешевели, восстановились. «Индекс Мосбиржи с начала года показывает стабильный рост. Компании, объявившие об IPO, вероятно, решили воспользоваться этим моментом», — говорит аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Артем Аутлев. С этим мнением соглашается инвестиционный стратег «Алор Брокера» Павел Веревкин: «Сейчас рыночная конъюнктура для IPO более чем благоприятная. Рынок разогрет, розничные инвесторы сохраняют оптимизм, а значит, готовы переплачивать за акции».
Добавляет интереса к первичным размещениям и то, что инструментов для вложений стало меньше, говорит аналитик ИК «Велес Капитал» Елена Кожухова. По ее словам, это повышает привлекательность российских компаний. Можно предположить, что этот фактор как минимум в среднесрочном периоде продолжит стимулировать компании к выходу на биржу», — говорит она.
Качество IPO
В 2020—2021 годах на Мосбиржу выходили известные компании: Циан, СПБ Биржа, Fix Price, ГК «Самолет», «Эталон», Ozon. Теперь же размещения проводят в основном небольшие эмитенты, в то время как крупные компании, которые уже по несколько лет числятся в потенциальных кандидатах на IPO, не спешат на биржу.
Например, объем размещения CarMoney составил около 600 млн рублей. А Genetiko привлекала на IPO всего 178,8 млн рублей. Для сравнения, по данным Московской биржи, в 2020 и 2021 годах общий объем IPO и вторичных размещений акций превысил 650 млрд рублей.
Чтобы не тратиться на обычные процедуры при классическом IPO — услуги брокеров, андеррайторов, проведение роуд-шоу, — небольшие компании могут использовать различные упрощенные варианты и схемы, чтобы продать инвесторам свои акции. Например, CarMoney размещалась через схему прямого листинга, выставляя акции на продажу на бирже, а уже потом по результатам сделок проводила допэмиссию, чтобы завести деньги в капитал.
В таких условиях, считает Павел Веревкин из «Алор Брокера», говорить о полноценном возрождении рынка первичного размещения капитала пока рано. «Пока на рынке преобладают позитивные настроения и у розничных инвесторов сохраняется ажиотаж, некое оживление, само собой, будет, но это все IPO небольших эмитентов. Крупные компании вроде «Сибура», «Металлоинвеста» или Nordgold все еще сохраняют молчание, а без них про настоящие возрождение интереса к IPO говорить преждевременно», — говорит он.
На что обратить внимание
Наиболее интересным размещением из тех, что планируются до конца года, опрошенные аналитики считают IPO ГК «Астра». Компания планирует разместить до 10,5 млн обыкновенных акций (около 5% от выпущенных и находящихся в обращении акций). Ценовой диапазон установлен на уровне 300–333 рубля за акцию.
«На наш взгляд, это наиболее интересная компания для частных инвесторов. Компания является разработчиком программного обеспечения Linux, что особенно актуально при риске отключения Windows. Также у компании есть продукция кибербезопасности, а в России Центр стратегических разработок прогнозирует рост этого рынка по 24% в год вплоть до 2027 года», — отмечает аналитик «Цифра Брокера» Даниил Болотских.
«Астра» выигрывает от ухода с российского рынка иностранных конкурентов, а также от того, что российские госкомпании обязаны перейти на российское ПО до 1 января 2025 года, отмечает Артем Аутлев из «Ингосстрах-Инвестиций». Кроме того, интересу инвесторов будут способствовать планы компании направлять на дивиденды половину чистой прибыли.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.